ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ


Join the forum, it's quick and easy

ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Последние темы
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm

» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm

» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am

» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am

» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am

» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm

» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm

» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am

» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am

» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am

» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm

» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm

» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am

» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am

» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm

» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am

» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am

» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm

» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm

» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm

» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm

» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm

» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm

» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am

» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am

» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm

» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm

» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm

» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am

» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm

» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm

» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am

» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm

» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am

» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am

» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm

» С праздником в честь Казанской иконы Божье Матери
автор Лидия Пт Ноя 04, 2022 11:35 am

» Конгрессмен Джейми Раскин: "Россия — православная страна с традиционными социальными ценностями. Именно поэтому она должна быть уничтожена..."
автор Лидия Пн Окт 31, 2022 4:53 pm

» Война: конец гонениям на церковь
автор Лидия Чт Окт 27, 2022 9:23 pm

» Митрополита Евгения в Эстонии заставили осудить СВО угрожая выгнать его из страны
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 2:56 pm

» С праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 8:42 am

» День Веры, Надежды, Любви и их матери Софии
автор Лидия Пт Сен 30, 2022 7:54 pm

» Митрополит Таллинский Евгений призвал верующих усилить молитвы в связи с многочисленными нападками на Эстонскую Церковь в СМИ
автор Лидия Вс Сен 18, 2022 4:26 pm

» Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:32 pm

» Церковное новолетие — начало индикта
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:28 pm

» Литва запретила въезд в страну предстоятелю Русской православной церкви патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
автор Лидия Чт Июл 28, 2022 7:49 pm

» С Праздником Святой Троицы
автор Лидия Вс Июн 12, 2022 10:01 am

» Как выглядит сейчас то место в Екатеринбурге, где не дали построить церковь
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:39 am

» Молитва о восстановление мира
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:28 am

» Троицкая родительская суббота. Икона Божией Матери "Споручница грешных"
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:14 am

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь


Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть.

Участников: 2

Перейти вниз

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Empty Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть.

Сообщение автор Татьяна Сергеевна Пн Дек 10, 2012 8:50 pm

Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Часть первая
Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Ноябрь 28
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
Средник иконы собора новомучеников Российских
Средник иконы собора новомучеников Российских

В сонме мучениковИкона. Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленныхМолитвыХрамы Русской Православной Церкви XX века особое, одному ему присущее место занимает священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей - таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни.
Александр Невский
Александр Невский

Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 г. в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны.1 Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнесшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. В плеяду выдающихся предков святителя Серафима входили и блестящий екатерининский вельможа, знаменитый мореплаватель адмирал В. Я. Чичагов (1726 - 1809 гг.), посвятивший свою жизнь исследованиям Северного Ледовитого океана, и российский морской министр адмирал П. В. Чичагов (1765 - 1849 гг.), ставший одним из известнейших военных и государственных деятелей александровской эпохи. По причине того, что отец будущего святителя полковник М. Н. Чичагов проходил военную службу в Учебной артиллерийской бригаде, младенец Леонид принял Таинство Святого КрещенияКрещение 20 января 1856 г. в храме св. Александра НевскогоЖитие.. Святой благоверный князь Александр Невский.Икона. Святой благоверный князь Александр НевскийМолитвыХрамы при Михайловском артиллерийском училище.2 То обстоятельство, что местом вхождения будущего святителя Серафима в церковную жизнь стал храм, принадлежавший военному ведомству, оказалось весьма символичным для всей дальнейшей жизни святителя. Действительно, подобно своим предкам святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани, и именно это служение воина стало для него как и для его предков первым опытом самоотверженного служения Богу в миру. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид после нескольких лет учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии поступил в 1870 г. в Пажеский Его Императорского Величества корпус с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору.3

Годы пребывания в Пажеском корпусе позволили Леониду Чичагову не только получить фундаментальное военное и общее образование, но и узнать придворный высший свет со всеми его нередко призрачными добродетелями и часто прикрытыми светским блеском пороками. Несмотря на то, что 25 декабря 1874 г. Леонид Чичагов был произведен в камер-пажи,4 не придворная, а именно военная служба с присущим ей суровым, но исполненным искренности и мужественности жизненным укладом явилась предметом мечтаний 18-летнего камер-пажа. По прошествии многих лет святитель Серафим говорил: "Пажеский корпус обязан своим наставникам его традициями, утвердившимися в нем. Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины".5

Окончив по I разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, 4 августа 1875 г. Леонид Чичагов был произведен по экзамену в подпоручики и в сентябре того же года направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады.6

Начавшаяся в 1876 г. и сопровождавшаяся общеславянским патриотическим энтузиазмом русско-турецкая война уже летом 1876 г. привела гвардейского поручика Л. М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах и вместе с тем стала серьезным жизненным испытанием для будущего святителя. Оказавшись участником почти всех основных событий этой кровопролитной войны, произведенный на поле брани в гвардии поручики и отмеченный несколькими боевыми наградами Л. М. Чичагов неоднократно (как это, например, имело место при переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем) проявлял высокий личный героизм.7 Однако, не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества, описанию которых были впоследствии посвящены "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877 г." и ряд других замечательных историко-литературных сочинений будущего святителя, стали главными темами размышлений молодого офицера в этот период. Тема духовного смысла жизни и смерти, впервые глубоко прочувствованная еще отроком Леонидом после безвременной кончины его отца и во всей остроте поставленная перед ним войной, тема нравственного смысла страданий и самоотвержения, раскрывшаяся перед ним в подвигах русских воинов, полагавших души свои за славянских братьев, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе, которых он научил различать и под офицерскими мундирами и под солдатскими шинелями, после войны стали важнейшими побудительными началами для глубоких религиозных размышлений будущего святителя.
Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Креститель
Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Креститель

Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 г. к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви св. праведным Иоанном КронштадтскимЖитие.. Святой праведный Иоанн КронштадтскийИкона. Иоанн КронштадтскийМолитвыХрамы, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим на все последующие годы непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя, который с этого времени многие свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Важным событием, ознаменовавшим дальнейшее духовное становление 23-летнего Л. М. Чичагова стал заключенный им 8 апреля 1879 г. брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой.8 С самого начала этот блестящий брак, породнивший представителей двух известных аристократических фамилий (Наталия Николаевна являлась внучатой племянницей героя Отечественной войны 1812 г. генерала Д. С. Дохтурова) оказался весьма отличавшимся от многих великосветских браков. Памятуя о том, что христианский брак есть прежде всего малая Церковь, в которой не угождение друг другу, а тем более предрассудкам большого света, но угождение Богу является основой семейного счастья, Л. М. Чичагов сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. Именно эти начала и были положены в основу воспитания четырех дочерей Веры, Наталии, Леониды и Екатерины, которые родились в семье Чичаговых. Военная карьера Л. М. Чичагова продолжала складываться успешно и в мирное время. Получив в апреле 1881 г. производство в чин гвардии штабс-капитана, Л. М. Чичагов, как признанный специалист в артиллерийском деле, был направлен на маневры французской армии, где был представлен к награждению высшим орденом Французской Республики Кавалерийским Крестом Ордена Почетного Легиона.9 Вернувшись в Россию и опубликовав важную для проводившегося тогда перевооружения русской армии военно-теоретическую работу "Французская артиллерия в 1882 г.", штабс-капитан Л. М. Чичагов мог рассчитывать на дальнейшее продвижение по ступеням военной иерархии, тем более, что к этому времени он был удостоен 10 российских и иностранных орденов. Однако стремление обратить все силы своей даровитой личности на служение Богу и ближним вне сферы военной службы все более проявляло себя в жизни Л. М. Чичагова именно в этот период времени. Будучи натурой аристократически цельной и христиански жертвенной Л. М. Чичагов стремился осуществлять это служение в конкретных делах, обращенных непосредственно к Богу и ближним. Приняв на себя 31 октября 1881 г. обязанности ктитораКтитор Сергиевского всей Артиллерии Собора в селе Клеменьеве при Троице-Сергиевой Лавре, штабс-капитан Л. М. Чичагов употребил большие усилия не только на материальное обустройство этого храма, но и на развитие активной духовно-просветительской деятельности в этом большом военном приходе, на попечении которого находились тысячи российских воинов.10

Научившись еще на войне глубоко сопереживать физическим страданиям раненых воинов, Л. М. Чичагов поставил перед собой задачу овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи своим ближним. В дальнейшем значительным итогом многолетних медицинских опытов Л. М. Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложение которое заняло два тома фундаментального труда "Медицинские беседы".

В это же время в жизнь Л. М. Чичагова вошли и систематические богословские занятия, в результате которых не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного богослова, авторитет которого со временем будет признан всей Русской Православной Церковью. Промысл Божий неуклонно подводил Л. М. Чичагова к подготовленному всем его предшествующим развитием решению о принятии священного сана, осуществив которое, он получал возможность не только до конца исполнить волю Божию, явленную ему тогда еще прикровенно, но и реализовать на благо Церкви многогранные способности своей незаурядной личности.

Но именно накануне этого промыслительно предустановленного решения Л. М. Чичагову пришлось испытать одно из серьезнейших искушений в своей жизни. Его горячо любимая супруга Наталия Николаевна воспротивилась решению своего мужа оставить военную службу и всецело посвятить себя служению Богу в качестве священнослужителя. Причины, подвигнувшие эту весьма благочестивую женщину к противлению благой воле своего супруга, коренились как во всем духовном укладе окружавшего ее высшего петербургского общества, так и в той весьма непростой житейской ситуации, в которой находилась семья Чичаговых в это время. Воспитанная своим супругом в убеждении всегда строго следовать исполнению своего долга перед семьей Н. Н. Чичагова в какой-то миг противопоставила этот слишком по-человечески понятный ею долг перед семьей Промыслу Божию о призвании своего мужа.
Иоанн Крондштадский
Иоанн Крондштадский

Благословивший Л. М. Чичагова на принятие священного сана св. праведный Иоанн КронштадтскийЖитие.. Святой праведный Иоанн КронштадтскийИкона. Иоанн КронштадтскийМолитвыХрамы, понимая всю сложность грядущей жизненной перемены для семьи Чичаговых и очень хорошо представляя всю тяжесть бремени матушки любого настоящего пастыря, счел необходимым в личной беседе с Н. Н. Чичаговой убедить ее не противиться воле Божией и дать согласие на принятие супругом священного сана. Слова мудрого кронштадтского пастыря и данное ей благословение стать матушкой, а также верность своему грядущему священническому призванию и глубокая любовь к ней ее мужа помогли Н. Н. Чичаговой преодолеть свои сомнения, и она согласилась разделить с супругом бремя его нового служения.

15 апреля 1890 г. Высочайшим приказом Л. М. Чичагов был уволен в отставку в чине гвардии капитана и менее чем через год, уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы и "для сравнения со сверстниками" был произведен в полковники.11 Для Л. М. Чичагова путь к священству стал не только путем восхождения к Богу, но и путем хождения в народ, в котором ему в отличие от современных ему обезбоженных интеллигентов в качестве пастыря, а затем и архипастыря предстояло воспитывать не бунтаря и безбожника, но верного сына своего Государя и своей Церкви.

После выхода в отставку семья Л. М. Чичагова в 1891 г. переехала в Москву, и в синодальную эпоху остававшуюся православной столицей России. Именно здесь под сенью московских святынь Л. М. Чичагов стал благоговейно готовиться к принятию священнического сана. Полуторогодовому периоду вдохновенных молитвенных размышлений и томительных житейских ожиданий суждено было завершиться 26 февраля 1893 г., когда в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня 28 февраля в той же церкви при значительном стечении молящихся, среди которых быстро распространилась молва о необычной судьбе этого ставленника.12

Насколько трудным в психологическом и нравственном отношениях был для семьи Л. М. Чичагова разрыв с родной для нее военно-аристократической средой, настолько же тяжелым оказалось вхождение новопоставленного священника Леонида Чичагова в незнакомые для него жизнь и нравы русского духовного сословия. Приписанному митрополитом Московским Сергием к храму Двунадесяти апостолов 37-летнему священнику Леониду Чичагову вместо постепенного вступления на очень сложную, но привлекавшую все его помыслы стезю служения приходского пастыря, пришлось взять на себя бремя обязанностей ктитора и благотворителя храма, которого уже многие годы не существовало, ибо в нем размещалась Синодальная ризница, и в котором отец Леонид тем не менее должен был начать свое приходское служение. Добившись перенесения ризницы из храма св. апостола Филиппа в помещения Мироварной палаты и осуществив в этом храме основательный ремонт, отец Леонид смог начать в нем свое служение лишь в ноябре 1893 г. Следует подчеркнуть, что отец Леонид был поставлен в такие условия, при которых ремонт и обустройство храма, стоившие 15 тысяч рублей, он вынужден был осуществлять на свои личные, к тому времени весьма ограниченные, материальные средства, отрывая их от своей семьи, и без того с большим трудом мирившейся с происшедшими в жизни своего супруга и родителя переменами.

Первая, весьма скромная для его возраста награда, полученная отцом Леонидом уже на поприще священнического служения - возложение на него набедренникаНабедренник и скуфьиСкуфия - была дана именно "за усердную заботу об украшении придельной церкви во имя апостола Филиппа, что при Синодальной церкви 12 апостолов в Кремле".13

Испытания первого года священнического служения отца Леонида оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 г. к ее безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей - 9 лет. Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

14 февраля 1896 г. священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был "определен к церкви в г. Москве для частных учреждений и заведений Артиллерии Московского Военного Округа".14 Это постановление священноначалия предполагало не только направление бывшего артиллерийского офицера в качестве военного священника в хорошо знакомую ему среду артиллеристов Московского военного округа, но и возложение на овдовевшего отца Леонида, имевшего на своем попечении четырех дочерей, бремени материальных затрат на воссоздание закрытого храма, в котором ему предстояло служить. Храм свт. Николая на Старом Ваганькове, в который был назначен отец Леонид, состоял при Румянцевском музее и уже более 30 лет был закрыт. Принимая на себя труды по восстановлению этого храма, отец Леонид сознавал, что являвшиеся его основной паствой военные артиллерийские чины в силу ограниченности их финансовых возможностей не смогут своими пожертвованиями полностью обеспечить оплату восстановительных работ. Поэтому, как и в случае восстановления храма свт. апостола Филиппа, пожертвования отца Леонида должны были составить значительную часть денежных средств, необходимых для обустройства храма свт. Николая.

Вновь, вместо созерцательной литургической молитвы и вдохновенной пастырско-просветительской деятельности, отцу Леониду предстояло окунуться в водоворот мелких хозяйственных забот, неизбежных при восстановлении храма без существенной помощи и поддержки. Со смирением исполняя возлагавшиеся на него приходские послушания, позволившие ему во всей полноте узнать тяжкую долю русского приходского духовенства, которое нередко несло свое служение при равнодушном отношении не только паствы, но и священноначалия, отец Леонид на всю оставшуюся жизнь приобрел столь важную для его будущего архипастырского служения способность жить проблемами приходского духовенства и сочетать строгую архиерейскую требовательность к нему с чутким отношением к нуждам своих приходских священников и их семей. Весьма показательно, что впоследствии, уже в своем слове при наречении в епископа святитель Серафим, говоря о предстоящем ему архиерейском служении, счел необходимым подчеркнуть, что сердцу епископа должны быть близки "нужды, семейная обремененность... сельского духовенства... и бесчисленные скорби младших членов клира, которые епископы обязаны облегчать".16

Что же полагал в основу своей духовной жизни отец Леонид в эти исполненные дотоле неизвестных ему пастырских трудностей первые пять лет священнического служения? Очень выразительно о преобладавшем тогда в его душе умонастроении отец Леонид высказался в одной из проповедей, произнесенных им в это время в приходском храме. "В древности люди всему предпочитали молитву, и святые отцы при свидании всегда спрашивали друг друга о том, как идет или действует молитва? Действие молитвы было у них признаком духовной жизни... Действительно, молитва есть мать и глава всех добродетелей, ибо заимствует их из источника всех благ - Бога, с Которым молящийся пребывает в общении... Только молитвой можно дойти до Всемогущего Бога, ибо она есть путь к Нему".17
Иоанн Крондштадский
Иоанн Крондштадский

Эта нарочитая обращенность к молитвенной жизни неизбежно влекла отца Леонида в стены монастыря, тем более, что уже несколько лет одним из важнейших послушаний в своей жизни отец Леонид считал составление "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", открывшей ему не только историю одной из замечательнейших монашеских обителей Русской Православной Церкви, но и монашеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси - преподобного Серафима СаровскогоЖитие.. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.Икона. Преподобный Серафим СаровскийМолитвыХрамы. Рождение замысла о составлении этой летописи, имевшей определяющее значение для всей дальнейшей жизни будущего архипастыря и отмеченной с самого начала чудесными проявлениями Промысла Божия об этом труде, отец Леонид описывал следующим образом. "Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником в небольшой церкви за Румянцевским музеем, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного СерафимаЖитие.. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.Икона. Преподобный Серафим СаровскийМолитвыХрамы, тогда еще не прославленного, и когда наступило лето, поехал туда. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный Серафим. Оттуда перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сестрах. Игумения приняла меня очень приветливо, много со мной беседовала и, между прочим, сказала, что в монастыре живут три лица, которые помнят преподобного: две старицы-монахини и монахиня Пелагия (в миру Параскева, Паша)... Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она были очень старая и больная), воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает... На это Паша сказал: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный". В смущении я покинул келью старицы. После нее пошел к двум монахиням, помнившим преподобного. Они жили вместе и друг за другом ухаживали. Одна была слепая, а другая вся скрученная и с трудом передвигалась по комнате... слепая монахиня постоянно молилась за усопших, при этом души их являлись к ней, и она видела их духовными очами. Кое-что она могла сообщить и о преподобном. Перед отъездом в Саров я был у о. Иоанн КронштадтскогоЖитие.. Святой праведный Иоанн КронштадтскийИкона. Иоанн КронштадтскийМолитвыХрамы, который, передавая мне пять рублей, сказал: "Вот прислали мне пять рублей и просят келейно молиться за самоубийцу: может быть, вы встретите какого-нибудь нуждающегося священника, который бы согласился молиться за несчастного". Придя к монахиням, я прочитал перед слепой записочку, в которую вложил пять рублей, данных мне о. Иоанном. Помимо этого я назвал имя своей покойной матери и просил молиться за нее. В ответ услышал: "Придите за ответом через три дня". Когда я пришел в назначенное время, то получил ответ: "Была у меня матушка ваша, она такая маленькая, маленькая, а с ней ангелочек приходил". Я вспомнил, что моя младшая сестра скончалась трех лет. "А вот другой человек, за которого я молилась, тот такой громадный, но он меня боится, все убегает. Ой, смотрите, не самоубийца ли он?" Мне пришлось сознаться, что он действительно самоубийца, и рассказать про беседу с о. Иоанном. Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши... и вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни преподобного и последующего после кончины периода. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значения его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная мне в категоричной форме Пашей. Такое решение еще подкреплялось тем соображением, что царская семья, собираясь за вечерним чаем, читала вслух книги богословского содержания, и я надеялась, что и моя книга будет прочитана. Таким образом зародилась мысль о "Летописи". Для приведения ее в исполнение я вскоре взял отпуск и снова отправился в Дивеево. Там мне было предоставлен архив монастыря, так же как и в Саровской пустыни. Но прежде всего я отправился к Паше и стал расспрашивать ее обо всех известных эпизодах жизни преподобного, тщательно записывал все, что она передавала мне, а потом ей записи прочитывал. Она находила все записанное правильным... В это время игумения Дивеевского монастыря отправилась в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы закупить годовой запас рыбы для монастыря, а когда я в ее отсутствии пожелал навестить Пашу, то застал ее совершенно больной и страшно слабой. Я решил, что дни ее сочтены. Вот, думалось мне, исполнила волю преподобного и теперь умирает. Свое впечатление я поспешил передать матери казначее, но она ответила: "Не беспокойтесь, батюшка, без благословения матушки игумении Паша не умрет". Через неделю игумения приехала с ярмарки, и я тотчас пошел сообщить о своих опасениях относительно Прасковии... Через два дня мы пошли вместе к Паше Она обрадовалась, увидев игумению. Они вспомнили старое, поплакали, обнялись и поцеловались. Наконец, игумения встала и сказала: "Ну, Паша, теперь благословляю тебя умереть". Спустя три часа я уже служил по Параскеве первую панихиду. Возвратившись в Москву с собранным материалом о преподобном Серафиме, я немедленно приступил к своему труду".18

Весна 1898 г. стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Оставив своих уже несколько повзрослевших после кончины их матери 4 дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, призванных следить за получением ими дальнейшего образования и воспитания, отец Леонид 30 апреля 1898 г. получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Св. Троице-Сергиевой Лавры.19 Особое значение для новопостриженного иеромонаха имело наречение ему при пострижении в мантию 14 августа 1898 г. имени "Серафим".20
Митрополит Филарет
Митрополит Филарет

Окончательный уход из мира за монастырскую ограду не стал для иеромонаха Серафима уходом от мирских испытаний, которые по попущению Божию обрушились на него со стороны монашеской братии. Благодатная радость, чудесным образом сопровождавшая принятие иеромонахом Серафимом монашеского сана была омрачена завистью и клеветой со стороны тех, кто должны были бы стать сомолитвенниками новопостриженного иеромонаха. В это трудное для иеромонаха Серафима время, когда он не раз обращал свои молитвы к преподобному Серафиму Саровскому, великий подвижник оказал столь недостававшую отцу Серафиму духовную поддержку через одну из своих знаменитых духовных дочерей - Наталью Петровну Киреевскую. Будучи вдовой замечательного русского православного философа Ивана Васильевича Киреевского, некогда возвращенного ею по благословению преподобного СерафимаЖитие.. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.Икона. Преподобный Серафим СаровскийМолитвыХрамы в лоно Православной Церкви, Н. П. Киреевская употребила весь свой значительный в высших церковных кругах авторитет для того, чтобы испытавшему зависть и клевету отцу Серафиму были оказаны архипастырское утешение и архиерейское заступничество со стороны высшей церковной иерархии. В своем письме от 29 ноября 1898 г. к архиепископу Харьковскому Флавиану (Городецкому) Н. П. Киреевская давала самую высокую духовную оценку личности отца Серафима и просила владыку о помощи гонимому иеромонаху." Теперь, Владыко, обращаюсь к Вам с моей последней просьбой, - писала Н. П. Киреевская. - Как некогда в начале Вашей Монашеской жизни Господь помог мне послужить Вам, и Приснопамятный Святитель наш Митрополит ФиларетИкона. Святитель Филарет, митрополит Московский и КоломенскийМолитвыХрамы оказал Вам свою отеческую милость и покровительство, так теперь молю Вас, Владыко, взять под Ваше покровительство и в Ваше Отеческое попечение моего возлюбленного о Господе Отца Серафима (в миру Леонида Михайловича Чичагова), много пострадавшего от людской злобы, все клеветы, на него возводимые, он переносит с истинно христианским смирением, я его знаю много лет и свидетельствую Вам моею совестию, что он истинный христианин и человек вполне достойный... Умирая, Владыко, я поручаю о. Серафима Вашей отеческой любви и защите".21
Смоленская икона Божией Матери
Смоленская икона Божией Матери

В 1899 г. в судьбе иеромонаха Серафима, сумевшего и в это нелегкое для него время обогатить церковную литературу замечательным летописным очерком "Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией МатериИкона. Смоленская икона Божией Матери", произошла перемена. Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 г. он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита.22 Настоятельство в Спасо-Евфимиевом монастыре составило еще одну славную и вместе с тем исполненную больших жизненных трудностей страницу церковного служения святителя Серафима. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за 5 лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря. В одном из писем архимандрит Серафим представил весьма выразительное описание своей деятельности в Спасо-Евфимиевом монастыре. "Настоящая моя обитель, древняя Лавра, лишенная миллионного состояния, без всяких средств, забытая и заброшенная, но первоклассная, представляла из себя громадное разрушенное пространство с оградой в 1,5 версты и с 13-ю падающими башнями. Знаменитая и страшная крепость, называемая ныне духовной тюрьмой, оказалась капитально не была ремонтирована около 100 лет и вмещала в себя несчастных, расстроенных психически священнослужителей, голодных и холодных, частью невинно заключенных и ожидающих такого настоятеля, который мог по своему развитию вызвать рассмотрение их дел. Не прошло 2,5 лет моего настоятельства, и обитель совершенно возродилась, я собрал до 100 тысяч на ремонт, упросил В.Саблера дать 6 тысяч на реставрацию тюрьмы и теперь Евфимиевский монастырь возрожден, тюрьма обратилась в скит, и невинные все выпущены на волю. Благодарению Господу - я мне назначенное исполнил".23

Пастырскими усилиями архимандрита Серафима, ходатайствовавшего перед Святейшим Синодом, были освобождены не только невинные узники, но и около 20 сектантов, из которых 9 вернулись в лоно Православной Церкви.24
Серафим Саровский
Серафим Саровский

Архимандрит Серафим находил время и силы не только успешно нести свое настоятельское служение, но и продолжать ставшую одним из главных дел его жизни подготовку канонизации великого подвижника Русской Земли преподобного Серафима СаровскогоЖитие.. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.Икона. Преподобный Серафим СаровскийМолитвыХрамы. В 1902 г. усилиями архимандрита Серафима была переиздана, впервые вышедшая в 1896 г. "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Это второе издание "Летописи" имело особое значение для канонизации преподобного Серафима Саровского, открывая перед всей Россией величие благодатных даров Преподобного, отозвавшихся чудесным образом в жизни его многочисленных духовных чад. "Летопись" благоговейно увековечила все духовно значимые события, происшедшие в период с 1705 по 1895 гг. в монастырях Сарова и Дивеева, представила первое исчерпывающее жизнеописание преподобного Серафима Саровского, запечатлела жизненные пути и свидетельства о Преподобном таких его сподвижников и духовных чад как протоиерей Василий Садовский, М. В. Мантуров, Н. А. Мотовилов, блаженная Пелагея Ивановна Серебренникова.
Серафим Саровский
Серафим Саровский

И в это время служение архимандрита Серафима не оставалось без поддержки преподобного Серафима СаровскогоЖитие.. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец.Икона. Преподобный Серафим СаровскийМолитвыХрамы, вновь чудесным образом свидетельствовавшего ему о своем небесном покровительстве. Впоследствии святитель Серафим поведал своему духовному чаду протоиерею Стефану Ляшевскому о чудесном видении, явленном ему именно в 1902 г. "По окончании "Летописи" я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение - так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: "Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее". С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: "Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас". Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца".25

Постоянно ощущавший духовную поддержку Преподобного, архимандрит Серафим решился предпринять казавшийся некоторым его собратьям по духовному сословию дерзостью шаг с целью поставить, наконец, вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Святейшем СинодеСинод. Сознавая, что не только всемогущий обер-прокурор Синода П. Победоносцев, но и некоторые архиереи являлись категорическими противниками канонизации Преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации в Святейшем Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся в соответствии с Основными Законами Российской Империи "верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры". Знание высшего петербургского света, личное знакомство с Императором позволили архимандриту Серафиму добиться аудиенции, а благочестие Государя, глубокое впечатление, которое произвела на него "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", привели к тому, что. П. Победоносцеву, вскоре вызванному на прием к Государю, было объявлено о необходимости незамедлительно поставить вопрос об организации открытия мощей преподобного Серафима Саровского на заседании Святейшего Синода.
Священномученик Владимир
Священномученик Владимир

Искреннее участие Государя в деле, представленном ему архимандритом Серафимом, не только избавило будущего святителя от кар, которые бы не преминул воздвигнуть на него обер-прокурор, но и вынудило последнего не препятствовать Святейшему Синоду в изучении вопроса о канонизации преподобного Серафима. Тем не менее, авторитет П. Победоносцева для членов Синода был столь бесспорен, что лишь митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) решился поддержать идею об открытии мощей Преподобного. И все же по настоянию Государя в августе 1902 г. комиссией во главе с будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским)Житие.. Священномученик Владимир Киевский и ГалицкийИкона. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и ГалицкийМолитвыХрамы, в которую входил и архимандрит Серафим, было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 ноября 1902 г. во исполнение Высочайшего повеления, возлагавшего на архимандрита Серафима "заведование всеми подготовительными мерами по возведению помещений для приюта той массы богомольцев, которая, по всем вероятиям нахлынет к месту прославления Отца Серафима", ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией Преподобного.26

29 января 1903 г. произошло событие, которого в это время с нетерпением и надеждой ожидали не только архимандрит Серафим и другие участники торжественного открытия мощей преподобного Серафима Саровского, но и многие верные чада Русской Православной Церкви, которые уже сподобились приобщиться к молитвенному почитанию Преподобного, сопровождавшемуся многочисленными чудотворениями. Святейший Синод принял деяние, на основании которого Саровский старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви.

Приняв активное участие в различных торжественных мероприятиях в связи с канонизацией преподобного Серафима Саровского 17-19 июля 1903 г. в Сарове, свой окончательный вклад в его прославление архимандрит Серафим внес несколько позже, составив замечательный акафист Преподобному, обогативший русскую традицию церковной гимнографии. Так завершилось одно из самых значительных для архимандрита Серафима деяний его церковного служения, в котором великий подвижник и чудотворец Русской Церкви, преподобный Серафим Саровский оказался прославленным во многом благодаря молитвенным и пастырс
Татьяна Сергеевна
Татьяна Сергеевна

Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09

Вернуться к началу Перейти вниз

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Empty Re: Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть.

Сообщение автор Лидия Вт Дек 11, 2012 5:41 am

Спасибо, Татьяна Сергеевна, что стараетесь для нас.

Лидия
Admin

Сообщения : 1272
плюсы : 3205
Дата регистрации : 2012-09-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Empty Re: Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть.

Сообщение автор Татьяна Сергеевна Вт Дек 11, 2012 10:20 am

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Empty Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть.- часть вторая


Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Часть вторая



Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Ноябрь 28



Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. L-big-onБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. I-bigБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. T-bigБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H-big-noБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. R-big-no


Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is536
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
Положение в церковной жизни Тверской епархии
обстояло значительно лучше, нежели во всех тех епархиях, в которых
святителю Серафиму приходилось служить раньше. Поэтому важный опыт
возрождения приходской жизни, который владыка приобрел в течение
предшествующих лет епископского служения мог быть реализован в Тверской
епархии во всей полноте, тем более, что принятое в 1914 г. Святейшим
Синодом положение о новом приходском уставе, во многом соответствовало
основным представлениям святителя Серафима о развитии приходской жизни. В
связи с этим весьма показательно, что составленное владыкой Серафимом
как обращение к епархиальному духовенству, но по глубине своего
содержания более напоминавшее сочинение по пастырскому богословию
послание "О возрождении приходской жизни" было написано им именно в
период пребывания на Тверской кафедре.
Глубоко убежденный в том, что все церковные преобразования должны
начинаться с преображения пастырского облика церковной иерархии,
святитель Серафим подчеркивал в своем послании ответственность
приходского духовенства в деле возрождения приходских общин. "Насколько
возрождение приходов требует улучшения нравственности народной, - писал
владыка Серафим, - настолько оно в зависимости от возрождения
пастырства. Прежде всего эта реформа состоит в возрождении сознания,
духа и деятельности в пастырях, без которых не может проникнуть в жизнь
прихожан ничего истинного, духовного, благодатного и нравственного".50
Не только хорошо знавший как архипастырь, но и непосредственно
переживший как приходской батюшка социальную приниженность духовенства
владыка Серафим всегда стремился пробудить в приходском духовенстве то
чувство общественного достоинства, которое он воспринял с детских лет
благодаря своему подлинно аристократическому воспитанию, и без которого,
по его мнению, духовенство было обречено находиться на обочине не
только общественной, но и приходской жизни. "Обидно слышать, что в
пастырях скрывается такое несправедливое чувство, будто бы бедность и
приниженность духовенства, презрение к нему общества... заглушает в
священнике благородные чувства. Никогда с этим не соглашусь... Общество
презирает только недостойных. Надо же, наконец, понять, что общество,
народ нуждается в нас, ищет хороших пастырей, скорбит, когда не находит,
и вправе же оно требовать, чтобы духовенство было духовно. А если оно
не духовно, то, разумеется, никому не нужно... во избежании печальной
возможности стать отверженниками мира мы должны проститься с нашей
ленью, апатией и равнодушием, начать интересоваться назревшими вопросами
времени; должны чутко прислушиваться к ним, освещать яркими лучами
Христова учения и в этом освещении удовлетворять естественной пытливости
наших прихожан, ожидающих от нас авторитетного руководства в духовной
жизни".51
Ставший авторитетным православным богословом благодаря своему постоянно
углублявшемуся богословскому самообразованию и в то же время как
правящий архиерей, руководивший несколькими епархиальными семинариями,
святитель Серафим прекрасно знал, что схоластическая рутина
провинциальных духовных семинарий нередко препятствует формированию в
них подлинно православных пастырей. "Если духовная школа, - писал
владыка Серафим, - в свое время не успела создать из нас опытных и
искренних руководителей в религиозно-нравственной жизни народа, если на
пути к этой цели ею и допущены были пробелы, то кто же или что
препятствует нам заполнить эти пробелы собственною работою над своим
самоусовершенствованием, над приобретением широкого опыта, необходимых
сведений и знаний... Путь самообразования, широкого развития своих
духовных сил и способностей чтением книг религиозно-нравственного
содержания, приобретения необходимой в нашем звании духовной опытности и
зрелости - этот путь ни для кого не закрыт".52

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is2781
Избранные святые: Димитрий Скепсийский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн КрестительОднако, менее, чем кто-либо в церковной иерархии святитель Серафим был
склонен разделять распространившийся среди рационалистически мыслящего
духовенства предрассудок, что священник должен выступать в своей
приходской общине лишь как религиозный просветитель и организатор
приходской благотворительности. Являясь духовным чадом великого
молитвенника Русской Православной Церкви св. праведного Иоанна КронштадтскогоБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H
и рассматривая молитвенно-литургическое благочестие как идеал для всех
православных христиан, владыка Серафим полагал в основу деятельности
приходского батюшки молитвенно-евхаристическую жизнь. "Непрестанно
молитеся", - вот заповедь Апостольская и данная не одним монахам, а и
пастырям, и всем христианам, - подчеркивал святитель Серафим. -
...Высшая академия для пастыря - это угол, в котором весит икона и
теплится лампада. В беседе с Богом научится пастырь непреложным истинам и
правде как о настоящей, так и будущей жизни".53
Подробнейшим образом формулируя и разрешая в послании "О возрождении
приходской жизни" конкретные духовно-нравственные и
административно-хозяйственные задачи, стоявшие как перед епархиальными
архиереями, так и перед приходскими священниками, владыка Серафим
подчеркивал невозможность решения этих задач без активного привлечения к
этой деятельности через приходские советы широкого круга православных
мирян. "Приходской совет, - писал владыка Серафим, - нужен не для
совещаний о христианских истинах, проводником которых является пастырь, а
для совещаний о применении известных мероприятий, при данных
обстоятельствах и условиях жизни имеющих великую христианскую задачу -
возродить в общине стремление к соблюдению заповедей Божиих и церковных
постановлений, к упорядочению отношений детей к родителям, богатых и
сытых к бедным и голодным, к искоренению пороков в членах общины и к
просвещению людей. Мероприятия эти, обдуманные вместе с приходским
советом, пастырь может провести в жизнь только при помощи членов совета,
а не единолично".54
При этом владыка Серафим отмечал, что в современных условиях необходима
активная роль женщины в жизни приходских общин. "Женщина... всегда с
большой охотой отзывается на доброе дело, - указывал святитель, - так
что ни один храм Божий не созидается и не украшается без участия
женщины. Они всегда были и будут в этом отношении первыми... Весьма
желательно участие женщин в делах приходских советов, где они могли бы
заведывать делами благотворительности и нести другие, наиболее
свойственные им обязанности".55
И все же основное бремя трудов по восстановлению как епархиальной, так и
приходской жизни, по мнению святителя Серафима, следует брать на себя
правящему архиерею. "Начало возрождения приходской жизни должно исходить
от епископа, - подчеркивал владыка Серафим. - Если последний не
объединится со своими помощниками-пастырями, то они не объединятся между
собой и прихожанами; если епископ не проникнется этой идеей возрождения
прихода, не будет сам беседовать во время объезда епархии с пастырями,
давать им подробные практические указания, не станет с полным
самоотвержением переписываться с недоумевающими священниками, сыновне
вопрошающими архипастыря в своих затруднениях... оживление не произойдет
и новое жизненное начало не проникнет в наши омертвелые общины".56
Содержащаяся в вышеприведенных словах святителя характеристика
обязанностей правящего архиерея как нельзя более соответствует
архипастырской деятельности самого владыки Серафима на всем протяжении
его служения и, в особенности, в период пребывания на Тверской кафедре.
Но, возможно, это самоотверженное служение и строгая архипастырская
требовательность в отношении подчиненного владыке приходского
духовенства стали причинами тяжелых испытаний, которые предстояло
пережить святителю Серафиму в период революционных потрясений 1917 г. на
столь радушно встретившей его Тверской земле.
Предвестием испытаний гражданской смуты для святителя, также как и для
всей России стала начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война, на которую
владыка отозвался не только как архипастырь, умевший облегчать скорби
людей, пострадавших от войны, но и как бывший русский офицер, хорошо
сознававший нужды русских воинов, защищавших свое Отечество в тяжелейших
условиях кровопролитнейшей из всех войн, известных тогда человечеству.
Взывавшие к стойкости и одновременно к милосердию проповеди и сборы
пожертвований для раненых и увечных воинов, вдохновенные молитвы о
победе русской армии и участие в мероприятиях по организации помощи
беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных
поездов, наконец, призывы к епархиальному клиру вступать в ряды военного
духовенства, а приходским причетникам не уклоняться от воинской службы -
таков далеко не полный перечень деяний святителя Серафима в течение
всего периода войны.
Более всего в это время владыка опасался того, что несущая огромные
материальные лишения и нравственные страдания война с внешними врагами
усугубится внутренней смутой, которая подорвет основы той
Православно-монархической государственности, без которой святителю
Серафиму тогда казалось немыслимым дальнейшее существование не только
российской державы, но и Русской Православной Церкви. Поэтому, когда в
мартовские дни 1917 г. отречение Государя поставило под вопрос само
дальнейшее существование монархии, а Святейший Синод счел необходимым
поддержать Временное Правительство, как единственный законный орган
верховной власти в стране, святитель Серафим, продолжая подчиняться
высшим церковной и государственной властям, не стал скрывать свое
отрицательное отношение к происшедшим в России переменам. Эта позиция
владыки Серафима в сочетании с имевшейся у него в либеральных
церковно-общественных кругах репутацией правого монархиста, привлекли к
нему внимание обер-прокурора Временного Правительства В. Н. Львова,
который подобно обер-прокурорам императорской России позволял себе
вмешиваться в дела Святейшего Синода, требуя удаления с епископских
кафедр церковных иерархов, казавшихся нелояльными по отношению к власти.
Несмотря на то, что Синод не ставил вопрос об удалении святителя
Серафима с Тверской кафедры, его положение в епархии осложнилось в связи
с желанием недругов владыки из числа приходского духовенства покуситься
на власть впавшего в немилость у обер-прокурора правящего архиерея.
В апреле 1917 г. по инициативе обер-прокурора В. Н. Львова и с
благословения Русской Православной Церкви стали происходить епархиальные
с участием выборных представителей съезды, призванные рассматривать
насущные вопросы епархиальной жизни и подготавливать созыв Поместного
Собора. Святителем Серафимом были разработаны регламент и программа
подобного съезда для возглавляемой им епархии. Но уже в процессе
избрания участников съезда принципы выборов, разработанные правящим
архиереем, были нарушены, в результате чего состав участников съезда
приобрел характер произвольно составленного собрания, в котором
значительно преобладали часто не представлявшие приходы епархии миряне, и
на котором председательствовал запрещенный по церковному суду в
священнослужении бывший священник Вятской епархии Тихвинский. Открыв
свою работу 20 апреля 1917 г. Тверской епархиальный съезд принял
программу работы не только отличавшуюся от программы, утвержденной
святителем Серафимом, но предполагавшую рассмотрение в качестве одного
из главных вопросов съезда, выходившего за пределы его компетенции
вопроса о переизбрании епархиального архиерея и всего епархиального
духовенства. В результате яростной агитации, которую вели противники
владыки Серафима, на съезде большинством голосов его участников было
принято совершенно неканоничное постановление, предлагавшее святителю
Серафиму покинуть Тверскую кафедру в связи с тем, что съезд "не доверяет
его церковно-общественной деятельности".57
Синод направил в Тверскую епархию епископа Самарского Михаила
(Богданова) для проведения расследования действий участников
епархиального съезда. В связи с тем, что епископ Михаил не нашел в
деятельности святителя Серафима никаких оснований, оправдывавших
постановление епархиального съезда об удалении с кафедры правящего
архиерея, Синод поручил епископу Михаилу председательствовать на
Тверском епархиальном съезде 8 августа 1917 г. с целью способствовать
восстановлению канонической власти святителя Серафима в Тверской
епархии. Однако к этому времени революционные политические страсти все
более проникали в среду участников епархиального съезда, и враги
святителя Серафима, представлявшие собой небольшую группу клириков и
причетников, попытались придать своей борьбе с правящим архиереем вид
борьбы с политическим реакционером за обновление общественной и
церковной жизни в епархии. В результате этих интриг епархиальный съезд
незначительным большинством голосов (142 против 136) вынес повторное
неканоническое решение об изгнании владыки Серафима.58 И все же большая
часть епархиального духовенства и основная масса православных мирян
продолжала почитать святителя Серафима как единственного каноничного
правящего архипастыря своей епархии.
Многочисленные письма приходского духовенства и приходских советов,
обращенные как к владыке Серафиму, так и к епархиальному съезду,
свидетельствовали о желании епархии сохранить своего архипастыря и
настаивали на отмене постановления епархиального съезда.59 Особенно
отрадна для святителя Серафима была единодушная поддержка, высказанная
ему Тверским монашеством, когда насельники и насельницы всех 36 тверских
монастырей потребовали от епархиального съезда присоединить их голоса к
тем 136 голосам участников съезда, которые были поданы за оставление
святителя на Тверской кафедре.60
Святейший Синод в это трудное для владыки Серафима время продолжал
рассматривать его как единственно правящего архиерея Тверской епархии.
Поэтому летом 1917 г. святитель Серафим по решению Синода был включен в
число членов Поместного Собора по должности - именно как правящий
архиерей архиепископ Тверской и Кашинский. Уже летом святитель Серафим
активно включился в работу Поместного Собора, возглавив столь близкий
его сердцу Соборный отдел "Монастыри и монашество".61
Принимая активное участие в работе первой сессии Поместного Собора,
проходившей с 16 августа по 9 декабря 1917 г., владыка Серафим успешно
руководил работой вверенного ему соборного отдела, который разрабатывал
проекты определений и постановлений Собора, призванные создать наиболее
благоприятные условия для дальнейшего развития монастырской и монашеской
жизни в Русской Православной Церкви.
Однако усиление в России революционной смуты осенью 1917 г. и захват
власти в Петрограде большевиками возымели пагубные последствия и для
развития событий в Тверской епархии. Сознавая, что большинство
духовенства и мирян епархии продолжали сохранять верность святителю
Серафиму, некоторые члены епархиального совета, избранного на
сомнительных канонических основаниях еще в апреле 1917 г., решили
прибегнуть для изгнания святителя к помощи большевистских властей в
Твери, которые в это время открыто выражали свои богоборческие
настроения и не скрывали ненависти к владыке Серафиму как "церковному
мракобесу и черносотенному монархисту".62 28 декабря 1917 г.
Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских
и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа
Серафима из Тверской губернии.63 Так, один из самых твердых и
бескомпромиссных церковных иерархов в России, святитель Серафим оказался
первой жертвой кощунственного сговора рясофорных вероотступников с
богоборческой коммунистической властью; этот сговор впоследствии будет
положен в основу борьбы обновленческого духовенства с православной
церковной иерархией, и на многие десятилетия омрачит церковную жизнь в
России грехом доносительства и предательства.

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is2070
Тихон МосковскийКопия предписания Тверского губисполкома была направлена Св. Патриарху ТихонуБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H
18 января 1918 г.,64 но участие владыки Серафима в только что
начавшейся второй сессии Поместного Собора давало возможность смело
обличавшему богоборческую власть в своем Послании от 19 января
Первосвятителю Тихону воздержаться от немедленного принятия мер по
восстановлению канонической власти архиепископа Серафима в Тверской
епархии, которые могли привести к расправе большевиков над святителем
Серафимом.
Желая уберечь святителя от бесчинной расправы большевиков, Св. Патриарх
Тихон за несколько дней до разгона Поместного Собора 17 сентября 1918 г.
успел принять на заседании Священного Синода решение о назначении
владыки Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на
территории свободной от власти большевиков Польши.65
Получив новое назначение, святитель Серафим со свойственной ему
архипастырской ответственностью принял на себя бремя руководства
епархией, разоренной войной и лишенной почти всего приходского
духовенства и значительной части епархиального имущества, которые во
время Первой мировой войны были эвакуированы в Россию. Однако, уже
первые действия, предпринятые владыкой Серафимом в качестве архиепископа
Варшавского, встретили жестокое сопротивление советского правительства,
выразившееся в отказе удовлетворить просьбу святителя Серафима о выезде
его вместе с подчиненным ему духовенством на территорию Польши.
Разраставшаяся гражданская война и начавшаяся затем советско-польская
война сделали физически невозможным отъезд владыки Серафима во вверенную
ему епархию, и до конца 1920 г. святитель оставался за пределами своей
епархии, пребывая в Черниговском скиту около Св. Троице-Сергиевой Лавры и
находя духовную опору в столь созвучной ему и многие годы из-за
епископского служения недоступной молитвенно-аскетической жизни
монастырского монаха.
В январе 1921 г. вскоре после окончания советско-польской войны владыка
Серафим получил синодальное предписание о необходимости ускорить
возвращение в Варшавскую епархию православного духовенства и церковного
имущества в связи с бедственным положением православного населения
Польши, лишившегося за время войны многих храмов. Возведенный в это
время Свят. Патриархом Тихоном уже в сан митрополита святитель Серафим
обратился в Народный Комиссариат иностранных дел, где ему было заявлено,
что вопрос о его отъезде в Польшу может быть рассмотрен лишь после
прибытия в Москву официального польского представительства. Однако
вскоре после переговоров владыки Серафима с прибывшими в Москву
польскими дипломатами весной 1921 г. органами ВЧК у святителя Серафима
был произведен обыск, в результате которого у него были изъяты письма
главе Римо-католической Церкви в Польше кардиналу Каповскому и
представлявшему в Варшаве интересы православного духовенства протоиерею
Врублевскому. Эти письма после допроса святителя чекистами 11 мая 1921
г. без всяких оснований были положены в основу совершенно фантастических
обвинений владыки Серафима в том, что оказавшись в Польше "как эмиссар
российского патриархата" он будет "координировать - против русских
трудящихся масс - за границей фронт низверженных российских помещиков и
капиталистов под флагом "дружины друзей Иисуса". В результате 24 июня
1921 г. ничего не подозревавшему о надвигавшейся на него опасности
святителю Серафиму был вынесен первый в его жизни официальный приговор,
принятый на проходившем без присутствия святителя заседании судебной
тройки ВЧК и постановивший "заключить гражданина Чичагова в
Архангельский концлагерь сроком на два года". Впрочем, находившийся под
секретным наблюдением ВЧК владыка Серафим продолжал оставаться на
свободе, ожидая разрешения на отъезд в Варшавскую епархию, и был
неожиданно для себя арестован лишь 21 сентября 1921 г. и помещен в
Таганскую тюрьму.
Просьба дочерей владыки Наталии и Екатерины Чичаговых к председателю
ВЦИК Калинину о его освобождении в связи со старческим возрастом и
болезненным состоянием здоровья вызвали резолюцию председателя ВЦИК о
целесообразности оставить святителя в московской тюрьме "приблизительно
на полгодика", и 13 января 1922 г. начальником секретного отделения ВЧК
Рутковским по поручению ВЦИК было составлено новое заключение по "делу"
владыки Серафима: "С упрочением положения революционной соввласти в
условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо
ощутительно враждебное против РСФСР. тому же, принимая во внимание его
старческий возраст, 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года
применить условно, освободив гр. Чичагова Л. М. из-под стражи". 16
января 1922 г. по постановлению президиума ВЧК уже тяжело заболевший
святитель покинул Таганскую тюрьму.66

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is1195
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея РусиПреодолев свою болезнь лишь к началу весны, святитель Серафим, который
уже ясно понимал невозможность для него отправиться в Варшавскую епархию
из-за противодействия советских властей, был привлечен Св. Патриархом ТихономБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H
в качестве члена Священного Синода к решению вопросов высшего
церковного управления. Большой церковно-административный опыт владыки
Серафима, его твердая, несмотря на преклонные годы и пережитые
испытания, архипастырская воля делали его присутствие в Синоде весьма
нежелательным для большевистских властей, готовивших в это время арест
Св. Патриарха Тихона и захват высшего церковного управления своими
ставленниками из числа обновленческого духовенства. Поэтому 22 апреля
1922 г. в 6 отделении СО ВЧК было подготовлено очередное заключение по
так и не прекращенному "делу" митрополита Серафима. "Принимая во
внимание, - говорилось в этом заключении, - что БелавинымБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H,
совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против
Советской власти, и что при наличии в Синоде известного реакционера
Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять
свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и
то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от
наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе
оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову
заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида
Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение
Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как
административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г." На основании
этого заключения судебная коллегия ГПУ под председательством Уншлихта 25
апреля приговорила владыку Серафима к ссылке в Архангельскую область.67
Прибытие в Архангельск в мае 1922 г. оказалось чревато для святителя
необходимостью вновь проходить через допросы, связанные на этот раз с
беспрецедентной кампанией властей против православного духовенства по
обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Будучи
прикованным к больничной койке в результате обострившейся во время
этапирования в Архангельск болезни, владыка Серафим вынужден был давать
письменные показания, которые, конечно же, не могли устроить
следователей ГПУ. "Живя в стороне от церковного управления и его
распоряжений, - писал святителя, - я только издали наблюдал за событиями
и не участвовал в вопросе об изъятии ценностей из храмов для помощи
голодающему населению. Все написанное в современной печати по обвинению
епископов и духовенства в несочувствии к пожертвованию церковных
ценностей на народные нужды преисполняло мое сердце жестокой обидой и
болью, ибо многолетний служебный опыт мой, близкое знакомство с
духовенством и народом свидетельствовали мне, что в православной России
не может быть верующего христианина, а тем более епископа или
священника, дорожащего мертвыми ценностями и церковными украшениями,
металлом и камнем более, чем живыми братьями и сестрами, страдающими от
голода, умирающими от истощения и болезней".68

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is48
Священномученик митрополит СерафимЛишенный архиерейской кафедры и томившийся в условиях суровой северной
ссылки, святитель Серафим продолжал оставаться отзывчивым архипастырем,
не только молившимся о своих многочисленных духовных чадах, но и
наставлявшим их в своих письмах даже тогда, когда его собственные
испытания и скорби казались непреодолимыми. Замечательно письмо
святителя, посланное им из архангельской ссылки одному из своих духовных
сыновей, впоследствии священнику Алексею Беляеву. "Все мы люди, и
нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не
всплывала бы наружу и этим не очищалась бы глубина целой стихии. Ты же
будь только со Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним все
прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно. Отойди умом и сердцем,
помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об
одном - хранить в себе, по вере, божественную благодать, через которую
вселяется в нас Христос и Его мир. Не видеть этого зла нельзя; но вполне
возможно не допускать, чтобы оно отвлекало от Божией правды. Да, оно
есть и ужасно по своим проявлениям, но как несчастны те, которые ему
подчиняются. Ведь мы не отказываемся изучать истину и слушать умных
людей, потому что существуют среди нас сумасшедшие в больнице и на
свободе. Такие факты не отвращают от жизни; следовательно, с пути правды
и добра не должно нас сбивать то, что временами сила зла проявляет свое
земное могущество. Бог поругаем не бывает, а человек что посеет, то и
пожнет. Учись внутренней молитве, чтобы она не была замечена по твоей
внешности и никого не смущала. Чем более мы заняты внутренней молитвой,
тем полнее, разумнее и отраднее наша жизнь вообще. И время проходит
незаметнее и быстрее. Для того особенно полезна Иисусова молитва и
собственные короткие изречения "помоги мне, Господи" или "защити и
укрепи", или "научи" и проч. Молящийся внутренне, смотрит на все внешнее
равнодушно, рассеянно, ибо эта молитва не умственная, а сердечная,
отделяющая от поверхности земли и приближающая к невидимому Небу. Учись
прощать всем их недостатки и ошибки ввиду подчинения их злой силе, и,
несомненно, ненормального состояния духа. Говори себе: "Помоги ему,
Господи, ибо он духовно болен!" Такое сознание помешает осуждению, ибо
судить может только тот, кто сам совершен и не ошибается, все знает, а
главное, знает наверное, что человек действует не по обстоятельствам,
сложившимся вокруг него, а по своему произволению, по своей страсти".69

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is2024
Серафим СаровскийПроведя около года в архангельской ссылке, святитель Серафим вернулся в Москву, которая в связи с пребыванием под арестом Св. Патриарха ТихонаБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H
и временным захватом обновленцами высшего церковного управления
переживала период внутрицерковной смуты. Владыка Серафим временно отошел
от активной церковной деятельности, поддерживая
молитвенно-евхаристическое общение с духовенством и братией
Свято-Данилова монастыря, в котором служил духовник святитель
архимандрит Георгий (Лавров) и в котором пребывал архиепископ
Волоколамский Феодор (Поздеевский), чья церковная позиция была в это
время наиболее близка святителю Серафиму. Однако 16 апреля 1924 г.
владыка вновь был арестован ГПУ, вменявшему ему на этот раз в вину
организацию прославления преподобного Серафима СаровскогоБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H
в 1903 г. Следствие над святителем Серафимом, оказавшемся в Бутырской
тюрьме, продолжалось уже около месяца, когда в мае 1924 г. Св. Патриарх
Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении 68-летнего владыки, в
котором ручался за его лояльное отношение к существующей государственной
власти. Сначала проигнорированное начальником 6-го отделения секретного
отдела ОГПУ Тучковым это ходатайство через два месяца все же
способствовало освобождению святителя Серафима, которому тем не менее по
требованию властей вскоре пришлось покинуть Москву.
В это время святителю пришлось пережить новое испытание, обрушившееся на
него на этот раз не со стороны гонителей Церкви, но со стороны игумении
столь дорогого его сердцу Дивеевского монастыря Александры
(Троковской), избранию которой в игумении более 20 лет назад
способствовал сам святитель Серафим. После того, как изгнанный властями
из Москвы владыка обратился к игумении Александре с просьбой дать ему
пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому
исповеднику. Причиной этого сурового отказа по всей вероятности послужил
происшедший много лет назад конфликт между игуменией Александрой и
владыкой Серафимом, связанный с тем, что игумения вопреки благословению
преподобного старца Серафима о месте закладки нового храма, о котором
неоднократно напоминал ей владыка, построила храм в другом месте.
Впоследствии этот храм по необъяснимым с человеческой точки зрения
причинам так и не был освящен, а святитель Серафим с этого времени уже
не бывал в Дивеевском монастыре.70
Отвергнутый обителью, около которой святитель уже более 30 лет со
времени погребения там его супруги Наталии Николаевны надеялся найти
свой последний покой, владыка Серафим вместе с дочерью Натальей (в
монашестве Серафима) был принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в
Воскресенский Феодоровский монастырь, находившийся около Шуи. На
несколько лет этой обители суждено было стать последним тихим
монастырским пристанищем для почти 10 лет шедшего по тернистому пути исповедничестваБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. AZ
70-летнего святителя. Совершение воскресных и праздничных богослужений и
духовное наставление насельниц обители, занятия с монастырским хором,
которому будучи большим знатоком церковного пения владыка Серафим уделял
много внимания, и продолжение работы над второй частью "Летописи
Серафимо-Дивеевского монастыря", которая до революции не была допущена к
печати цензурой и впоследствии была изъята при очередном чекистском
обыске, - таковы были основные послушания, принятые на себя святителем в
годы пребывания в Воскресенском Феодоровском монастыре.71

Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. Is597
Страдания и блаженная кончина священномученика Петра (Полянского), митрополита КрутицкогоНо одновременно это были годы глубоких раздумий святителя Серафима о
судьбах Церкви в России и о путях его собственного служения Церкви в
эпоху исторического безвременья, наступившую в эти годы. Казалось
безвозвратно ушла в прошлое императорская Россия, которой 15 лет служил
святитель Серафим в качестве православного воина и под венценосным
покровительством которой четверть века продолжалось его служение
Православной Церкви в качестве священнослужителя. На место
православно-монархической государственности пришла невиданная доселе в
русской истории богоборческая власть, провозгласившая одной из своих
главных целей уничтожение Русской Православной Церкви. Исповедническая
кончина Св. Патриарха ТихонаБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. TБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. H и последовавшее через 8 месяцев после нее устранение из церковной жизни будущего священномученика Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского)Богатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. T
обусловили начало может быть самого трудного этапа в истории Русской
Православной Церкви в XX веке. Именно в эти годы при все ужесточавшемся
гонении Церкви коммунистическим государством и непрекращавшихся попытках
обновленческих раскольников разрушить церковную жизнь, в среде верных
Православной церкви священнослужителей и мирян впервые стали возникать
опасные противоречия, связанные с пониманием канонических полномочий
Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского
Сергия (Страгородского) и с различными представлениями о дальнейших
перспективах существования Русской Православной Церкви, как о
добивающейся у государства своего официального признания или как об
уходящей в катакомбы. На этом роковом рубеже русской церковной истории,
придя к убеждению, что Православная Церковь должна открыто осуществлять
свое служение в России, даже лишившись покровительства православных
государей, святитель Серафим мужественно сделал свой окончательный
духовный выбор и встал на сторону той части церковной иерархии, которая
признала митрополита Сергия как единственно законного преемника
Патриаршего Местоблюстителя митрополита ПетраБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. LБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. IБогатыри- не мы...Найдите время всё прочесть. T,
равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержала его
политику отстаивания официального признания Православной Церкви
государственной властью.
В конце 1927 г., трогательно простившись с насельницами Воскресенского
Феодоровского монастыря, владыка Серафим навсегда покинул давшую ему
гостеприимное прибежище обитель, чтобы принять участие в деятельности [url=http://days.pravoslavie.ru/Life/slovar2410.htm]Време
Татьяна Сергеевна
Татьяна Сергеевна

Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения