Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
старая Жертвенник икона иконостаса престол работы реставрация Сергеевна ДОСКА икон митры резьба Татьяна иконы люлька
Поиск
ИКОНОПИСЕЦ: РЕМЕСЛЕННИК ИЛИ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ?
Страница 1 из 1
ИКОНОПИСЕЦ: РЕМЕСЛЕННИК ИЛИ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ?
ИСТОЧНИК
Существует ли в настоящее время четкое представление о положении иконописца в Церкви? Наличие разных точек зрения на этот счет в церковной и околоцерковной среде свидетельствует о непроясненности проблемы. Одни считают изографа ремесленником, другие — церковнослужителем, третьи — священнослужителем, четвертые — художником, следующим «строгой моральной дисциплине»1. Вопрос этот не из праздных. Он требует решения хотя бы потому, что ныне с возрождением иконописания необходимо определиться: в каком качестве должен исполнять свой долг иконописец? Попробуем разобраться, начав с древнего мира.
Античность воспринимала художника не так, как его воспринимают XX и XXI столетия. После греко-персидских войн, в связи с восстановлением разрушенных городов, греческие полисы ставят мастера на определенную высоту, преимущественно не выше статуса ремесленника, называя его artifex, но и то, применительно лишь к тем, кто достиг совершенства в своем деле. Можно назвать имя фасосского живописца Полигнота,удостоенного несколькими городами звания гражданина за свои произведения. Поэтов и музыкантов почитали выше. Своей репутации художники вредили тем, что, работая на заказ, получали деньги. Положение дел меняется лишь во время поздней античности, когда авторитет представителей изобразительных искусств уравнялся с авторитетом музыкантов. Слава скульпторов Фидия, Праксителя, Скопаса, живших в более раннее время, — исключение из правил. Ценимы были также руки Зевксиса и Тиманфа, Апеллеса и Протогена Родосского. Произведениями мастеров изобразительного искусства могли восхищаться, сами же мастера нередко оставались в тени. Древний Рим относился к художникам даже с пренебрежением, морализаторски считая их деятельность унизительной. Патриций должен был заниматься только государственными и военными делами. Исключением для этого сословия стал Фабий, получивший в насмешку прозвище «Пиктор» (живописец). Как бы там ни было, но, по подсчетам специалистов, нам сегодня известны имена 1017 скульпторов и 262 художников античной эпохи.2 Это говорит, прежде всего, о персоналистическом отношении к творчеству в античный период. Положение радикально меняется с появлением христианства. В катакомбах Рима и Ближнего Востока работало множество живописцев, но имена их до нас не дошли. Данное обстоятельство следует понимать как совершенно новый взгляд на творчество. «Богочеловеческая тайна Христа, а, точнее, вызванное ею преобразование человеческого взгляда на основание своего бытия (онтология), радикально изменило и отношение к искусству, сделав его причастным этой тайне самым непосредственным образом. Вочеловечение Бога не могло не преобразовать творчество живописца, в том числе и взгляд его на самого себя как творца. Отсюда начинается процесс соединения умозрения с образом, процесс вхождения искусства в „святая святых»»3. Христианские авторы сознают себя «инструментом» в руках Божиих и перестают подписывать свои произведения, а современники — упоминать их имена. Понятно, что в условиях тотального преследования христиан, эта мера продиктована и чувством благоразумия. Однако на протяжении всей последующей истории Православной Церкви имена художников упоминались крайне редко. Сегодня, правда, некоторые искусствоведы пытаются поставить под сомнение принцип анонимности церковного искусства. В свое время Н. А. Успенский критиковал за это В. А. Плугина*. Ныне Н. Барская из чувства солидарности излагает, на ее взгляд, наиболее «убедительную» версию В. Н. Сергеева, полагавшего, «что иной в древности была „единица живописи», то есть одна подпись подтверждала авторство большого числа произведений, например, целого иконостаса, цельного иконного ряда, всей фресковой росписи. А при том, какая небольшая часть, какие осколки остались от древнерусского наследия, неудивительно, что так мало сохранилось автографов»5. Но ведь больше всего сохранилось древних икон именно в иконостасах. В довоенное время, до разрушения, можно было без труда познакомиться с полным набором фресок в новгородской церкви Успения на Волотовом поле (XIV в.), в Нередицком храме (тоже пригород Новгорода; XII в.), однако и там все равно не найдены подписи изографов. Иначе мы точно бы знали имена их авторов. Подобные «новаторские» попытки этих специалистов явно бесплодны: в любом случае за 2000 лет Православия в мире не набрать 1279 известных имен средневековых авторов, трудившихся в стенах храмов, как то было в более короткую эпоху античности. Кроме того, совершенно нелогично, с одной стороны, поднимать на особую высоту православного иконописца по сравнению с западноевропейским художником, а с другой — подвергать сомнению сам принцип анонимности иконописи, как это делают некоторые известные современные искусствоведы. Ведь «высота» тем, собственно, и определяется, что изограф творит образ в Духе Святом, он всеми способами стремится умалить свое «я» и явить церковную Истину, а картина пишется по воле и разумению самого художника’. Литургия тоже ведь «безымянна» по отношению к священнику, совершающему ее. В сакральном характере сотворения образа для литургических целей и состоит истинная причина анонимности.
Роль и место художника в Церкви определены еще в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила… и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди,., резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава,.. и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе: скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его, и одежды служебные ? и одежды священные Аарону з священнику, и одежды сынам его, для священнослужения, и елей помазания и курение благовонное для святилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают» (Исх. 31, 1-11). Мы не случайно привели эту довольно длинную цитату, в которой определяется роль Веселеила, его взаимоотношения со священством в лице Моисея и Аарона, при этом Священное Писание подробно описывает его богодухновенный труд. И имя Веселеила нам открывается из слов Самого Бога, а не по автографу, оставленному на священных предметах. Очень важно, что упомянутые предметы делаются не ради украшения скинии, а исключительно для богослужебных нужд. Иного их применения в Церкви и быть не может. Напомним слова святителя Василия Великого, зачитанные на одном из заседаний VII Вселенского собора: «Все, что делается не по нужде, но ради украшения, подлежит обвинению в безрассудстве»7. Как видим, характер взаимоотношений художника и священника определен Господом уже в Ветхом Завете: это сослужение, священник выступает посредником между Богом и художником, а художник исполняет возвещенное священнику свыше. В противном случае, непонятно для чего Бог исполнил Веселиила Духом Божиим, ибо для ремесла достаточно человеческого опыта. Но если художник творит вместе со священником, то у них одно общее служение, включающее в себя две разные ступени. В этом случае нет места античному художественному принципу природного мимесиса. Для натуралистического подражания профессиональному художнику не требуется наставник, ибо «наставляет» натура и эго. М. В. Васина пишет: «Подражание в своей основе всегда связано с недостатком бытия в себе»8. Это «бытие в себе», заключающееся в Слове Божием, доводило до сознания художника духовное лицо. Встреча с Христом выстроила новое отношение к творчеству: оно призвано не отображать мир, лежащий во грехе, а полагать мост между человеком и Богом, быть в известном смысле языком богообщения. Но между Богом и человеком еще с ветхозаветных времен поставлена Господом также фигура иерея, которому, как мы убедились, отводится ведущее место в процессе идейного’ создания иконы. И в таком случае, было бы узурпаторской дерзостью со стороны изографа ставить свою подпись на иконе. Другие, не менее важные причины называет Валерий Лепахин: «Икона мыслилась как соборное творчество многих поколений иконописцев, а не какого-либо одного, пусть и гениального, мастера. Но в этом благочестивом обычае не подписывать икону была и еще одна, может быть важнейшая, сторона: иконописец считал недопустимым вносить в сакральное пространство иконы, на котором значилось святое Имя Божие» и свое земное мирское имя10. Причем иконник понимал, что он не имеет права вносить свое имя не только в средник, но и на поля, и даже на затыль. «Именно зависимость иконописания от святых Отцов в качестве нормы и удерживает икону на расстоянии от картины и ремесла, удостоверяет ее богословие», — подчеркивает М. В. Васина. Поэтому нельзя отстранять иконописца от служения Богу и низводить его занятие до уровня ремесла, пусть и «священного»». Как пишет А. Безансон, «авторы каролингских книг считают, что сама работа художника ни набожна, ни скверна. По части благочестия, чем отличается она от работы плотника, столяра или любого другого рабочего? „Все эти ремесла, доступные только тем, кто им обучен, могут осуществляться в набожности и скверне». С полным безразличием художник может рисовать благочестивые деяния и злодеяния негодяев. „Если не осквернение рисовать злодеяния, то и рисование жизни людей добродетельных — не благочестие»»12. Перед нами норма, надолго определившая роль художника в католичестве. Поэтому при оформлении храма руководствовались в основном двумя понятиями: memoria(память) и огпаmentum(украшение). И последнему нередко отдавалось предпочтение перед первым. Достаточным основанием для творчества является не духовность, а религиозность. Художник уже не сослужитель, как некогда В-селеил, но только «функция» — декоратор, т. е. свободный ремесленник, нанимаемый со стороны под заказ. Конституция о богослуженииSacrosanctum сопsilium, называя труд художника «благородным служением», прибегает к эпитету, а не постулирует внутрицерковное положение художника по существу. Критерием оценки его работы продолжает оставаться виртуозное мастерство. Не осталось в долгу и секулярное общество. На протяжении истории, в зависимости от эпохи, художник будет провозглашен творцом, магом, пророком, ниспровергателем старых идеалов и создателем новых13.
А как обстояло дело на Руси? В каком качестве русскими людьми почитался изограф? Н. Барская пишет: «Канонизирован как святой, первый, известный нам по имени, русский иконописец Алипий (кон. XI — нач. XII в.), сведения о котором сохранил Киево-Печерский патерик, канонизирован именно как святой иконописец»». Исследовательница, к сожалению, не приводит в подтверждение ни один документ, удостоверяющий статус такого прославления. Она и не сможет, наверное, этого сделать, ибо и Алипий, и Андрей Рублев, и новгородец Анания, и византийский исповедник иконопочитания Лазарь, и многие другие монашествующие иконописцы прославлены в лике преподобных, а не «святых иконописцев», поскольку нет ни в одном православном Типиконе и Чиновнике чина святых иконописцев15. Тем не менее, именно отсутствие этого чина позволяет с уверенностью предположить, что деятельность иконописца особо не дифференцировалась от любой другой церковной деятельности монаха, что и указывает на церковнослужение монаха-иконописца. В таком случае, писание икон мирянином, на богословском и техническом уровнях не отличаясь своим процессом от монашеского, тоже оказывается служением.
Ментальность наших предков была такова, что образ своей жизни они мыслили именно как служение. Оттого , наверное, прежде чем приступить к работе, иконописцы, особенно молодые, считали за правило соборно вычитывать определенный свод молитв, позже изложенный в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота. Для средневекового человека вообще характерно чтение молебнов перед началом любого дела. Но здесь мы хотели бы обратить внимание на особенность состава молитв у иконописцев. Начинали они молиться с Благословен Бог наш, Царю Небесный и т. д., после Богородична: Безмолвная уста нечестивых, тропарь Преображения Господня и пр., и пр., заканчивалось моление сугубой ектинией и отпустом. Здесь, собственно, — обычный молебен. Дионисию не принадлежит авторство указанных молитвословий, ибо моление(на наш взгляд, по образцу Молебна при начатии учения отроков4) составлено монахом, работавшим над Ерминией для французского исследователя Дидрона, собиравшего материал на Афоне. Монах-составитель, сохранив основу названного молебна, сократил список молитв, добавил несколько других, в том числе весьма важных: тропарь Преображения, богородичен Безмолвна уста нечестивых и, по всей видимости, самостоятельно написал Господи Исусе Христе Боже наш, сый не описан по естеству божества…. Становятся совершенно очевидными паламитская ориентация афонского писателя, скорее всего, бывшего иконописцем, знание им догмата иконопочитания, документов VII Вселенского собора. Трудно заметить столь профессиональную специфику в текстах других молебнов. Отчего в нынешнее время многие ошибочно принимают моление, изложенное в Ерминии, за некий особый чин посвящения в иконописцы17.
Сегодня сложилась странная ситуация. Если в XVI веке мы наблюдали явное стремление все регламентировать, т. е. подчинить обряду и чину, то ныне отношение к этому заметно переменилось. На официальном сайте Московской Духовной Академии можно прочитать о складывающихся там традициях иконописной школы: «После молебна святым иконописцам над каждым выпускником читается особая молитва „на поставление в иконописцы»»18. Как нам стало известно, на самом деле, по благословению, данному еще ректором МДА владыкой Филаретом (Карагодиным), вычитывается молебен из Ерминии, несколько тропарей разным святым иконописцам и молитва Господи Иисусе Христе Боже наш, сый не описан по естеству божества.., которую игумен Лука (Головков) произносит над поставляемыми иконописцами. Значит, дело здесь в назревшей необходимости иметь сегодня чин посвящения в иконописцы19. Такое желание связано с попытками осмысления истинного статуса иконописца в Церкви, статуса, который не был до конца проявлен в древности.
Решить данный вопрос пытался Стоглавый собор, но положение было уже запущенным. Собор, как помним, выдвигал двустороннее требование. Первое по отношению к иконникам: «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не-празднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства»20. Второе к епископам и царю: «…и царю таких живописцев жаловати, а святителем их бречи и почитати паче простых человек»21. Понятно, что в XVI в. с иссяканием исихазма «поисшатались обычаи и самовластие учинилось по своим волям», но Стоглавый собор со всей очевидностью стремится к решению стоящей проблемы, делая это, правда, ущербно. «Теоретически он предъявляет правильные требования — …следовать Преданию. Но это требование, лишенное своей жизненной основы (умного делания), превращается во внешние предписания и контроль», — пишет Л. А. Успенский22. Другими словами, Собор административными мерами интуитивно пытается иконописца, «соскользнувшего» в ремесленники, призвать к церковнослужению. Однако подобные меры были уже не в силах поправить сложившееся положение. Да, Стоглав говорит о том, чтобы иконописцев почитать паче простых человек, но о возведении их именно в ранг церковнослужителей никто на Соборе не заводил и речи. Впрочем, это было бы, наверное, делом практически неосуществимым.
В XVII в. такие многолюдные села, как Палех, Мстера, Холуй превращались в массовые производители икон: не посвящать же в церковнослужители население целых сел! Тем не менее, проблема статуса иконописца продолжала волновать обе ветви власти — церковную и светскую, так как указанная проблема тесно связывалась с поднятием качества иконописания. В 1669 г. Алексей Михайлович издает так называемую Окружную царскую грамоту. В. В. Лепахин обращает наше внимание «на то, что царская Грамота23 вслед за Стоглавом стремится поднять качество иконописания не только путем организации внешнего контроля за плохими иконописцами, но, что очень важно, путем возвышения хороших, „тщаливиих» иконописцев, повышения их статуса в обществе. Они должны иметь „достойную честь везде и от всех». Ссылаясь на равноапостольного Константина, при котором церковный клир почитался наряду с царским советом и „прочиими благородными», грамота призывает по причине почитания икон почитать и „делателей» святых икон, дабы иконописцы „предравенствовали» (считались первыми среди равных) всем прочим художникам. Значит, иконописцы были в то время, несмотря на постановления Стоглава, в некотором небрежении по отношению к другим художникам»24. Данное наблюдение Лепахина свидетельствует о разрыве между тем, к чему призывала Церковь, и тем, что диктовало общество. Но необходимо сказать: непосредственно ранги самих иконописцев, как минимум с IV в., являлись весьма разнообразными. «Шесть категорий „иконописателей», предложенные в грамоте от 1668 г. трех патриархов и подтвержденные указом царя Алексея Михайловича в 1669 г., были заимствованы из книг Григория Богослова (ок. 329—ок. 389). Патриарх Константинополя, один из основоположников догматики христианской церкви, Григорий Богослов считал, что „суть первии знаменатели живописателие»»25. В царской грамоте 1669 г. первыми по мастерству считаются «знаменатели изящнии иконописателие», вторыми — «знаменателие и совершение живописателие», а третьими — «с готовых знаме-нований тщательное образование творящие», — приводит святоотеческое мнение А. А. Тиц26. Но какое это имело значение для нового времени? К концу XVII в. хлынувшие потоком западноевропейские влияния неминуемо повлекли за собой переосмысление роли изографа. Почитание иконы остается православным, а сама икона напитывается чуждым православию духом. Именно в этот период иконописец окончательно и утверждается в качестве ремесленника27. Чем и объяснимо наличие целых сел, состоящих из иконников. Понятие служения иконописца утрачивается как со стороны клира, так и со стороны самого иконописца; уходит понимание принципа взаимоотношений между священнослужителем и изографом, установленного VII Вселенским Собором (т. е. от живописца зависит практическо-исполнительская, художественная сторона дела, а самое учреждение, возвещение и разъяснение откровения свыше, духовное настроение не только живописца, но непосредственно композиции — от священства), и на смену приходит принцип Каролингских Книг. Так открывался путь к отмене анонимности. И неважно, что анонимность в Петровское время была отменена на государственном уровне, главное состоит в том, что зерно падало на подготовленную почву: отмена стала возможной по состоянию духовной жизни, оторванной от великих традиций28. Логическим продолжением явилось подражание католической живописи, целью которого было «развитие изящного вкуса» у народа. Но «зубрежкой» языка католической живописи по-настоящему занимался уже не иконописец, а художник-профессионал, с академической выучкой. И если на Руси считали незазорным для себя писать иконы святые митрополиты Петр и Макарий, бояре Васиан и Досифей Санины (братья преподного Иосифа Волоцкого), потомок святого Петра, царевича Ордынского — великий Дионисий, с сыновьями, то в новое и в новейшее время представителей аристократических родов среди иконописцев, пусть и при полной уверенности, что они есть, — сыскать весьма трудно. Даже художник из разночинцев считает себя неудачником, садясь за написание иконы, и делает это преимущественно для заработка. И только к концу XIX в., в связи с национальным подъемом, храмы начинают расписывать известные художники, но и те, во-первых, не дворянского происхождения, во-вторых, занимаются церковным искусством как особо престижным заказом, причем в статусе знаменитостей, а не безымянных авторов. Может возникнуть вопрос: «Почему они должны быть дворянского происхождения? Во все времена дворян среди иконописцев насчитывались единицы, но ведь иконников были тысячи. Где же столько дворян набрать?» Здесь имеет смысл ответить так: на примере социокультуры, мы ведем речь об отношении общества к делу иконописания. На Руси писать образ считали почетным для себя подчас и знатные бояре, но в России нового времени ситуация прямо противоположная. Аристократы ведут себя подобно античным римлянам и пишут икону в виде исключения, ибо считают такое занятие, достойным лишь простолюдина, поскольку оно для них сугубое ремесло. А займутся они иконописанием как церковнослужением только в XX в., оказавшись в вынужденной эмиграции.
Говоря об иконописце как церковнослужителе, мы далеки от стремления «повысить его в звании» и, надеемся, читатель нас в этом не подозревает. Нет, прежде всего, изограф должен быть молитвенником, отличаться чистотой сердца и благочестивым образом жизни. Это, безусловно, самое важное условие для его деятельности. Повышают иконописца «в звании» не люди, а Вседержитель, поэтому у достойного иконописца даже через материал и инструменты действует благодать Божия. Киево-Печерский патерик рассказывает об исцелении невера, больного проказой. Преподобный Алипий «расписал» больное лицо красками и вернул ему прежнее благообразие. Но ведь иконописание и есть выявление образа Божия средствами искусства. Поэтому преподобный Иосиф Волоцкий говорит в «Послании иконописцу» об «умном делании» изографа, без чего сотворение образа становится недостойным и заслуживающим порицания. Творя умную молитву, кузнец приносит пользу прежде всего своей душе, но такая молитва всегда будет вторична относительно тех подков или решеток, производством которых он занимается. Иначе обстоит дело у иконника, ибо иконопись и есть «молитва в красках». Свой нерукотворный лик Христос оставил на убрусе вовсе не с целью украсить ткань. Но тогда для чего? Для спасения людей. В вышеупомянутой молитве Господи Иисусе Христе Боже наш, сый не описан по естеству божества… есть слова: «…Недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истинного Бога нашего, иже Святым Духом вразумил еси Божественного апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матери Твоея». Целительное, преображающее душу воздействие образа через нисхождение Духа Святого — вот цель и смысл христианского моленного образа. Отец Павел Флоренский писал: «Ни иконописные формы, ни сами иконописцы в организации Культа не случайны. Нельзя сказать, будто Культ пользуется и теми и другими извне, не как собственными своими силами. Это культ именно открывает святые лики, и он же воспитывает и направляет деятелей иконописания»29.
Мы не ведем речь об иерархическом приравнивании изографа к иерею, у каждого из них своя роль, но вместе они призваны приобщать других к Богу.
В заключение, подытожим главное. На VII Вселенском соборе говорилось, что «искусство живописца есть занятие священное»30. Другого не дано: оно или священное церковнослужение, как должно быть у православных, — или дидактическая живописно-оформительская работа, как в католических храмах. Если писание икон не священное церковное служение, то принцип анонимности, о котором мы рассуждали выше, становится просто бессмыслицей.
1 Барская Н. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца// София. Великий Новгород, 2001. №3. С. 17.
2 См.: ЧубоваА. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. Л., 1986. С. 6.
3 Васина М. В. Проблема соотношения иконы и художественного образа в свете учения Восточной Церкви // Восток-Россия-Запад: Мировые религии и искусство. Тезисы докладов международной научной конференции. СПб., 2001. С. 37.
4 Появление подписных икон в XVII в. знаменитый богослов объяснял двумя возможными причинами: с одной стороны влиянием «греческих художников, которые в это время стали подписывать свои иконы», с другой — новыми веяниями, требовавшими «личной ответственности за содержание этого произведения. Чисто авторская подпись на иконе — явление крайне редкое, почти исключительное. Пытаться доказать, что в древности иконописцы, в том числе Андрей Рублев, подписывали иконы, как пытается это сделать В. А. Плугин (см.: Некоторые проблемы изучения биографии и творчества А. Рублева // Древнерусское искусство. М., 1970. С. 81) — значит пытаться доказать фактически недоказуемое», — утверждал Л. А. Успенский (Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. Прим. 99 на с. 314). Однако при всем почитании греческих иконописцев, без общей секуляризации искусства и художнического сознания, подписи на иконах были бы невозможны как на Руси, так и в Греции, но об этом уже не раз говорилось.
5 Барская Н. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца. С. 16.
6 Позволим себе привести слова В. Н. Лосского: «Ведь говорит же апостол Павел, ссылаясь на псалом Давида: „Некто негде засвидетельствовал» (Евр. 2, 6), показывая тем самым, до какой степени второстепенен вопрос авторства, когда речь идет о тексте, внушенном Духом Святым» (Аосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.,1991. С. 21). Но ведь и иконописца вдохновляет Дух Святой, поэтому вопрос второстепенности авторства в отношении иконописца так же закономерен, как и в отношении богослова.
7 Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. С. 252.
8 Васина М. В. Проблема соотношения иконы и художественного образа в свете учения Восточной Церкви. С.36.
9 В данном случае, от греч. v5evv — «видеть ». В Деяниях VII Вселенского Собора указано: «иконописание есть изобретение и предание их (святых Отцов —B. К.), а не живописца. Живописцу принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение очевидно зависело от святых отцов» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. С. 227). Подчеркнем одну существенную деталь: Собор говорит о зависимости иконописца от святых Отцов, а не просто от ближайших. Со священником иконописец сегодня связан чаще всего тем, что исповедуется ему, берет у него благословение на предстоящий труд, обсуждает и утверждает у архиерея эскизы, молится сам и просит священнических молитв о благополучном завершении работы, сотрудничает в организационных вопросах и т. д. Тем не менее, должно стать нормой именно со-служе-ние иконописца и иерея, как это было на протяжении веков.
10 Лепахин Валерий. Икона и иконичность. СПб., 2002. С. 190. См. также у этого автора интересный и глубокий анализ надписей иконы в его другой книге: Значение и предназначение иконы. М., 2003. С. 276-282, особенно с. 277-278.
11 Одним из первых так ставил вопрос В. Н. Лазарев, писавший: «Как и все средневековые художники, древнерусские живописцы принадлежали к ремесленной среде. Ремесленники всех специальностей объединялись в древней Руси одним общим названием — „ремесленник» („ремесльникъ», „ремьствьникъ», „реме-ствяникъ») или „художник» („художьникъ»), „хитрец» („хытрьць», „хитрьцъ», в смысле „искусник»). Но наиболее употребительным было слово „мастер», причем оно обозначало как самого простого ремесленника, так и архитектора, живописца и даже военного специалиста. Имея в виду мастеров, занимавшихся живописью, русские летописцы прибегают и к более дифференцированным терминам („иконьникъ», „иконикъ», „образописьць», „писець», „живописьць»).
К сожалению, мы не знаем, какие конкретно оттенки вкладывались в эти термины» (Лазарев В. Н. Древнерусские художники и методы их работы // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. М., 1963. C. 7). Позиция у известного искусствоведа, как видим, не прямолинейная, поскольку он находит применительно к иконописцу довольно много терминов, из осторожности оговариваясь о неизвестности их оттенков, более того, Лазарев добавляет существенную деталь: «Ремесло живописца было окружено в древней Руси ореолом большого нравственного авторитета. Иконное дело почиталось „богоугодным», и летописцы отзываются с неизменным уважением о выдающихся мастерах» (Там же. С. 8). Возникает вопрос: кто из ремесленников на Руси, благодаря своей профессии, мог пользоваться высоким нравственным авторитетом, а его дело почиталось богоугодным? Введение термина «священное ремесло» лишь запутывает проблему. В самом этом термине уже заложено противоречие. Так, по словарю В. Даля: «Ремесло, стар, ремество ср. рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; || само занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда». Слово «священный» в том же словаре (статья Святой) поясняется: «Священный, святой; освященный;! заветный, нерушимый» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 161). Согласно словарю Д. Н. Ушакова данное слово понимается: обладающий святостью, признаваемый Божественным, возвышенный, мистический, заветный, связанный с религиозным культом, относящийся к богослужению, чрезвычайно почетный, высокий, исключительный по важности, оправдываемый религией, соответствующий религиозно-нравственному идеалу (Толковый словарь русского языка. В 4 томах/ Ред. Волин Б. М., Ушаков Д. Н. Т. 4. М., 1940. Ст. 112).
Как же можно иконописание, признаваемое занятием божественным, почетным, заветным, возвышенным и мистическим, исключительным по важности, условием для которого является соответствие религиозно-нравственному идеалу, идеалу, достигаемому не столько телесным трудом, сколько «умным деланием» увязать с промыслом, с рукомеслом, требующим «более телесного, чем умственного труда»! Напротив, если иконник относился к своему делу как ремесленник, то его звали уже не иконописцем, а богомазом. И в Священном Писании Бог говорит Моисею относительно Веселеила: «И в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (курсив мой. — В. К.). Сегодня в миру нередко приходится слышать о некоем противостоянии ума и сердца в искусстве, а ведь их единство установлено Самим Творцом в качестве нормы.
12 Безансон Ален. Запретный образ. М., 1999. С. 166, 187. Ср. определение Отцов VII Вселенского собора: «Если картина изображает гнусного человека или демона, то она мерзка и скверна; потому что таков и первообраз» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1891. С. 269). «Отравление» Каролингскими Книгами сказывается в католичестве по сей день: «Даже тогда, когда художник погружается в мрачнейшие бездны души или описывает ужасающие проявления зла, он так или иначе становится голосом всеобщей жажды спасения» (Послание Иоанна Павла II людям искусства // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. Милан — М., 2000. № 13. С. 13). Но, очевидно, из-за слишком частого погружения художников «в мрачнейшие бездны души» и слишком частого описания ужасающих «проявлений зла», II Ватиканский собор обратился к деятелям искусства с призывом: «Мир, в котором мы живем, нуждается в красоте, чтобы не погрузиться в отчаяние. Красота, подобно истине, пробуждает радость в человеческих сердцах, и это драгоценный плод, это то, что создает связь между поколениями и соединяет их в единодушном восхищении!».
13 Надо отметить, ныне в католичестве появилось осознание того, что в свое время они «потеряли икону». И теперь в Европе (Италия, Франция, Швейцария, Германия) возникают иконописные школы. А значит, постепенно переосмысливается положение художника, все-таки начинается поиск подобающего ему места внутри Церкви. Появляются также серьезные работы по богословию иконы: достаточно назвать имя кардинала Кристофа фон Шенборна и его труд «Икона Христа».
14 Барская Н. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца. С. 15.
15 В своей недавно изданной книге В. В. Лепахин пишет: «Прп. Алипий, как ясно свидетельствует об этом Патерик, не только святой иконописец, он преимущественно святой, он просиял бы в лике святых и не занимаясь иконным послушанием в монастыре. Преподобный свят благодаря своему монашескому подвигу, а не иконам, к сожалению, не дошедшим до нас, хотя в свое время почти все они прославились как чудотворные» (Лепахин Валерий. Образ иконописца XI-XX веков в русской литературе. М., 2005. С. 449-450). Кто-нибудь нам может возразить ссылкой на Сказание о святых иконописцах. Отвечаем: во-первых, Сказание…(см. главу о нем в упомянутой работе В. Лепахина) — довольно поздний памятник (конец XVII — начало XVIII вв.), во-вторых, и там ничего не говорится о чине святых иконописцев. Никто не спорит, что есть святые иконописцы. Но нет чина святых иконописцев.
16 По словарю Даля, «Молебен м. короткое богослужение, в виде благодарности или просьбы» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 2. С. 342).
17 Не оказался исключением здесь и автор этих строк, придерживавшийся ошибочной точки зрения в своих предыдущих публикациях.
18 Без указания автора. Иконописная школа // http://www.mpda.ru/ru/school/basic/ischool/.
19 Церковная жизнь сегодня все больше требует упорядочения иконописания, потому некоторые священники-изографы и стали вычитывать молебен из Ерминии в качестве чина, и потому будет все больше усиливаться необходимость каноничного посвящения в иконописцы. В вопросе о чинах разумно исходить прежде всего из смысла и этимологии самого слова: «порядок, правило». Можно, конечно, этот термин понимать и как «должность», но не о том речь. Человеческой воле подвластно все извратить и испортить, ведь и «порядок», бывало, доводился до преступления, превращаясь в тоталитаризм. Означает ли это, что мы должны отказаться теперь от всякого порядка и заменить его анархией? Чин, разумеется, — внешнее обрамление, и начинать надо, как и провозглашали святые Отцы, с воспитания и преображения души. Тем не менее, никто из здравомыслящих православных христиан на протяжении истории не отказывался от уставных чинов посвящения в иподиакона, в чтеца и певца. А если в прошлом и не было такого чина для иконописцев, то связывать это следует, на наш взгляд, с тем, что деятельность иконописца не могла быть закреплена за определенным приходом, как у чтецов и певцов: храм мог обеспечить его заказами лишь на короткий период. Но не было чина посвящения и для монашествующих иконников. В монастыре ведь работы хватало. Не было по одной простой причине: иконописание относилось к послушанию и не отделялось от других монашеских занятий.
20 Стоглав. Казань, 1911. Глава 43: Соборной ответ о живописцех и о честных иконах. С. 72.
21 Стоглав. С. 72. Несколько ранее сходным образом высказывался преподобный Максим Грек: «Достойных же иконописцев и сподоблыпихъся таковаго святаго детельства истоваго воображения и изряднаго жительства, таковых подобает честно почитати, и по-саждати их на седалищах и на вечерях близ святителей с честными людьми, якоже и прочих причетников» (Максим Грек, преподобный. О святых иконах // Философия русского религиозного искусства XVI— XX вв. Антология. Сост. Гаврюшин Н.К. М., 1993. С. 47). Обратим внимание в этой цитате на две фразы Максима Грека: «святое детельство» и «посаждати их на седалищах… с честными людьми, якоже и прочих причетников». Совершенно очевидно, что преподобный называет иконопись не ремеслом, а святым делом; самих же иконописцев причисляет к причетникам, т.е. церковнослужителям (так, во всяком случае, разъясняет Номоканон). Между тем, A.M. Сахаров считает, что постановления Стоглава приобрели другой ход и развили лишь подозрительность в «отношении художников». (Сахаро
Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Ср Май 29, 2013 9:07 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: ИКОНОПИСЕЦ: РЕМЕСЛЕННИК ИЛИ ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЬ?
22 Успенский А.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 252.
23 «Л. Н. Майков писал, что предначертания Грамоты остались без исполнения, никакой регламентации деятельности иконописцев при Государе Алексее Михайловиче не последовало; Майков даже предполагал, что Грамота не была обнародована», — отмечает В. В. Лепахин. (Лепахин Валерий. Образ иконописца XI - XX веков в русской литературе. М., 2005. С. 119-120).
24 Стоглав. Собор бывший в Москве при Государе царе и великом князе Иване Васильевиче. Издание Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863. С. 151,153, 297. (Прим. В. В. Лепахина)
25 Пекарский П. Материалы для истории иконописания в России // Известия имп. Археологического общества. Т. V. Вып. V. СПб., 1864. Стлб. 325. (Прим. А. А. Тица)
26 Тиц А. А. Некоторые закономерности композиции икон Рублева и его школы // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. М., 1963. С. 28.
27 Следует различать здесь ремесло как профессиональное занятие, определяющее социальный статус человека, и ремесло как необходимую техническую основу всякого творчества. Последний аспект нами не разбирается, поскольку он очевиден и не представляет собой предмета разногласий.
28 Положение спасала только глухая северная провинция, где влияния Европы были меньшими. См. замечательные образцы: http://media.karelia.ru/ -art/catalog/icon/ web/index.htm.
29 Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 128.
30 Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 118.
В. КУТКОВОЙ
кандидат философских наук
Великий Новгород
Фото Я. Жервэ
ПОДЕЛИТЬСЯ
23 «Л. Н. Майков писал, что предначертания Грамоты остались без исполнения, никакой регламентации деятельности иконописцев при Государе Алексее Михайловиче не последовало; Майков даже предполагал, что Грамота не была обнародована», — отмечает В. В. Лепахин. (Лепахин Валерий. Образ иконописца XI - XX веков в русской литературе. М., 2005. С. 119-120).
24 Стоглав. Собор бывший в Москве при Государе царе и великом князе Иване Васильевиче. Издание Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863. С. 151,153, 297. (Прим. В. В. Лепахина)
25 Пекарский П. Материалы для истории иконописания в России // Известия имп. Археологического общества. Т. V. Вып. V. СПб., 1864. Стлб. 325. (Прим. А. А. Тица)
26 Тиц А. А. Некоторые закономерности композиции икон Рублева и его школы // Древнерусское искусство XV — начала XVI веков. М., 1963. С. 28.
27 Следует различать здесь ремесло как профессиональное занятие, определяющее социальный статус человека, и ремесло как необходимую техническую основу всякого творчества. Последний аспект нами не разбирается, поскольку он очевиден и не представляет собой предмета разногласий.
28 Положение спасала только глухая северная провинция, где влияния Европы были меньшими. См. замечательные образцы: http://media.karelia.ru/ -art/catalog/icon/ web/index.htm.
29 Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 128.
30 Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 118.
В. КУТКОВОЙ
кандидат философских наук
Великий Новгород
Фото Я. Жервэ
ПОДЕЛИТЬСЯ
Похожие темы
» Иконописец Александр Соколов
» "Cе, Человек". Иконописец Григорий Журавлев
» Обзор работ христианской тематики в интернет-пространстве.
» "Cе, Человек". Иконописец Григорий Журавлев
» Обзор работ христианской тематики в интернет-пространстве.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения