Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
реставрация ДОСКА работы икона Жертвенник икон иконостаса старая Сергеевна резьба люлька иконы престол митры Татьяна
Поиск
Благоукрашение церквей-работы Руслана
+5
богослов
Комаръ
Лидия
Локтионов Иван
Елена
Участников: 9
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: РАБОТЫ МАСТЕРОВ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Страница 4 из 6
Страница 4 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Татьяна Сергеевна пишет:
Ну да. А вдруг прославят! А ко святым только по- свойски - на ТЫ!
Я тоже культурный Я к свой маме только на "ВЫ" обращался начиная с детства. Все недоумевали.
ЗЫ: Кстати погуглите , когда на Руси выкать стали.
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Я уже как то показывал на форуме церковь, где комаришка обитает иногда. Теперь решил похвастаться - у нас теперь появились колокола. И ещё дополнительная колоколенка внизу.
Руслан, вот церковь в русском стиле 16-ого века.
ЗЫ. важно придерживаться одного стиля..., который наметили, архитектура, росписи, иконы и др..... ИМХО
Руслан, вот церковь в русском стиле 16-ого века.
ЗЫ. важно придерживаться одного стиля..., который наметили, архитектура, росписи, иконы и др..... ИМХО
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Руслан Остров пишет:Что скажете ?
Все красиво, но как по мне так вроде бы слишком много всего кружевного, я не любитель такого. Отдельные элементы очень понравились, взял на вооружение (если автор не возражает).
Локтионов Иван- Сообщения : 275
плюсы : 540
Дата регистрации : 2012-09-11
Возраст : 56
Откуда : г. Днепрорудный, Запорожская обл.
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
ЛИЦЕВОЙ СПИСОК ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ XVII ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ
Назарова Галина Андреевна
преподаватель, МПГУ, г. Москва
E-mail: gnazar@mail.ru
С именем митрополита Алексия связан целый ряд произведений древнерусского искусства. Такое положение было обусловлено той ролью, которую сыграл святитель в отечественной истории. По стечению обстоятельств он был не только первосвятителем земли Русской, но и государственным деятелем во многом определявшим состояние русского общества. Когда в 1359 г. скончался великий князь Иоанн, митрополиту Алексию пришлось взять под опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского). И, пока подрастал его воспитанник, митрополит Киевский и Всея Руси Алексий фактически управлял Московским княжеством. Примиряя князей, не желавших признавать власть Москвы, объединявшей вокруг себя русские земли, он объективно укреплял ее силу, позволившую открыто выступать против ордынского ига.
Местное почитание митрополита Алексия началось, вероятно, сразу же после его смерти (+1378 г.). Об этом свидетельствует древнейшее изображение Алексия вместе с первым Московским святителем — Петром на шитом воздухе 1389 г. в составе деисусной композиции [9, с. 5,14]. Тогда же, вероятно в 1379—1382 была написана первоначальная краткая повесть «О Алексии митрополите». Она содержится в Рогожском летописце и Симеоновской летописи и была в Троицкой летописи [15, с. 49—59], сгоревшей в 1812 г. (всего насчитывается пять редакций жития святителя) [17, с. 25—34]. При митрополите Фотии в 1431 или 1438 г. мощи митрополита Алексия были чудесно обретены [6, с. 132]. А уже через несколько лет, сразу после установления автокефалии русской церкви в 1448 г. Поставленный собором русских епископов митрополит Иона установил празднование митрополиту Алексию. Это было одним из первых дел новоизбранного митрополита.
Надо сказать, что обращение к личности митрополита Алексия всегда было связано с важными, зачастую переломными моментами русской истории, например, в период автокефалии при святителях Ионе, во время царствования Иоанна Грозного и митрополита Макария (1547—1563), а также при учреждении Патриаршества, а также в XVII веке после смутного времени [11, с. 103—116].
Эти исторические периоды характеризуются обостренным интересом к той форме сотрудничества церковных и светских властей, которая получила еще в IV веке название симфонии священства и царства. Каноническая норма симфонии священства и царства, была сформулирована еще в VI в. в предисловии к VI новелле императора Юстиниана и была известна и в русском церковном праве [21, с. 61].
Именно на этих этапах русской истории ощутима ориентация на «золотой век» [3, с. 157] русской митрополии, когда, как и во время правления Дмитрия Ивановича (будущего Донского) при поддержке его митрополитом Алексием возникло тесное сотрудничество светских церковных властей. В эти отрезки времени и просматривается тенденция превратить образ митрополита Алексия в идеологический символ, а также актуализировать его идейно-политическое наследие в русском общественном сознании с помощью литературных и изобразительных произведений.
Со второй половины XV в. изображения Алексия (часто — в паре с митрополитом Петром) получают широкое распространение.
В 1481 году для Успенского собора Московского Кремля мастером круга Дионисия создаются парные иконы митрополитов Петра и Алексия с клеймами их житий [13, с. 88—91].
Икона «митрополит Алексий с житием» становится своеобразной новой точкой отчета житийных циклов, которые будут создаваться на протяжении XVI—XVII вв., что нашло отражение, как в иконописи, так и книжной миниатюре и монументальной живописи. На протяжении XVI—XVII вв. было создано еще несколько житийных икон святителя [10, с. 368—376].
Со второй половины XVI века житийные циклы святителя Алексия появляются в миниатюрах лицевых рукописей. Период середины — второй половины XVI в. тесно связан с деятельностью митрополита Макария, который утверждал теократический характер царской власти и необходимость союза власти мирской с церковью, при главенствующей роли церкви. Самостоятельность Русской Церкви была одной из главных его забот. В этой связи проводится цикл мероприятий направленных на осуществление этой цели. На Соборах 1547 и 1549 гг. было прославлено большое число русских святых, а многим местночтимым святым установлено общероссийское почитание. В середине-второй половине XVI в. пишутся Великие Четьи Минеи, Степенная книга царского родословия, создается Лицевой летописный свод.
Оригинальный вариант представляет житийный цикл митрополита Алексия в Лицевом летописном своде. В состав Лицевого свода, выполненного в 1570-е гг. [1, с. 221] входило несколько иллюстрированных житий, [12, с. 58] среди которых было и Житие митрополита Алексея (БАН.ОР. 31.7.30). «Повести о митрополите Алексии» (Остермановский I, л. 727об. — л. 756) уделено в составе Лицевого летописного свода 56 листов [12, с. 39—62].
Апофеозом темы, связанной со святителем Алексием, является лицевой список Жития святителя с 225 миниатюрами (РНБ.F.1.№ 364 и Погод. № 676). Он был издан Обществом любителей древнерусской письменности (ОЛДП) в 1887 году и предварительно датированная издателями началом XVII века [14, с. 5].
Н. П. Лихачев [8, с. 167], а вслед за ним и Г. В. Попов [20, с. 73—103] отнесли создание рукописи к концу XVI в. Г. В. Попов обратил внимание на типологическую близость миниатюр Жития святителя Алексия с миниатюрами других лицевых рукописей конца XVI в. — Жития Сергия Радонежского и Повести о Зосиме и Савватии Соловецких». Существенное уточнение в датировку лицевого Жития Алексия внес Ю. А. Грибов — на основании анализа водяных знаков он отнес эту рукопись к 40—50 годам XVII-го века [4, с.13—28].
Этот памятник (далее — список ОЛДП) представляет собой иллюстрированный текст седьмой главы 11-й степени Степенной книги. Сама Степенная книга была составлена в 1560-1563 гг. [22, с. 115] по инициативе митрополита Макария, духовником Ивана Грозного протопопом Благовещенского собора Андреем (будущим митрополитом Афанасием).
Примечательно, что лицевое Житие митрополита Алексия содержит упоминания большого числа русских государственных деятелей — великих князей и царей русских и митрополитов. В контекст жития митрополита Алексия, и этапов его прославления включена русская история середины XIV— конца XVI вв. Начинается Житие повествованием о рождении будущего святителя и завершается устроением драгоценных рак святителю царем Федором Ивановичем и переложением туда мощей святителя Алексия царем Борисом Годуновым. Последние события происходили в конце XVI в.
Текст лицевой рукописи очень сложный по своему составу. В его основе несколько источников: список «Жития святителя Алексия» в Степенной книге 60-х гг. XVI в., «Повесть и отчасти исповедание о преложении честных и многочудесных мощей…» написанной, вероятно на рубеже XVI—XVII вв. и «Чудеса у мощей святителя».
Последний текст, включенный в текст лицевого списка ОЛДП позволяет его довольно точно датировать. Известно, что начале XVII в. текст Степенной книги в очередной раз подвергся редактуре [22, с. 204]. Так, в Пискаревском списке Степенной книги века Житие святителя уже было дополнено не только чудесами, а целым «Сказанием вкратце о чудесех святого Алексия чудотворца» [22, с. 118]. В состав Сказания входят девять чудес взятых из редакции Пахомия Логофета, затем помещено сказание об иноке Науме составленное митрополитом Феодосием в 1462 году, а затем повествуется о чудесах происшедших у мощей святителя
в 1518—1519 гг. году при Василии Ваильевиче и митрополите Варлааме. Эти чудеса были помещены в «Сказание» из погодных сообщений Никоновской летописи [19, с. 31—32].
Надо отметить, что в состав многих других просмотренных автором данной статьи сборниках XVII—XVIII вв. (из собр. графа Румянцева, см.: ОР. РГБ Ф.256/371—.XVII-го века; ОР. ГИМ. Еп. № 690— XVIII —го в. Ув. 763 — XVIII в. и др.), содержащих Житие святителя Алексия в редакции Степенной книги, входит именно «Сказание вкратце о чудесех святого Алексия чудотворца» из Пискаревского списка, а не восемь-девять чудес, составленных еще Пахомием. То есть со времени появления этого Сказания, оно, как правило, входит в состав Жития святителя Алексия.
Однако в лицевом списке ОЛДП использованы только те чудеса, которыми ограничивается текст Жития, составленный Пахомием Логофетом. При сравнении текстов чудес в лицевом списке ОЛДП и в редакции Пахомия обнаружилось, что в целом тексты совпадают. Есть отличия стилистического характера, более значительные связаны с привнесением в текст чудес нескольких фраз дополняющих рассказ (с. 258—259, с. 264). Они отсутствуют и в тексте Сказания начала XVII Пискаревского списка, но есть в редакции Сказания из Милютинских Четьих Миней, которые писались в 1646—1654 гг. [16, с. 66].
Таким образом, самый поздний по времени текст появляется не ранее 1646—1654 гг. Известно, что в феврале 1654 года у Алексея Михайловича родился долгожданный наследник, царевич Алексей (годы жизни 1654—1670 гг.), небесным покровителем которого стал святитель Алексий. Вероятно, именно к этому событию было заказано иллюстрированное Житие митрополита Алексия. Включение в состав Жития чудес из редакции Пахомия Логофета, вместо распространенного с начала XVII века «Сказания вкратце о чудесех святого Алексия чудотворца» из Пискаревского списка, наводит на мысль о существовании протографа рубежаXVI—XVII вв. с которого и списали текст в лицевой список ОЛДП, заменив его, более свежей редакцией чудес из Милютинских Четий-Миней.
Предположение о существовании протографа появляется и при анализе иконографии некоторых эпизодов сборника. Наиболее показателен эпизод «О исцелении царицы Тайдулы» В лицевом списке ОЛДП этот эпизод иллюстрируется на четырнадцати миниатюрах (с. 83—98).
Некоторые сцены этого эпизода находят параллели на аналогичных иконных сценах и в миниатюрах Лицевого свода (л. 744 об.— л. 748). Например, сюжет о изготовлении Тайдулой одежд для Алексия, увиденных ею во сне иллюстрирован очень подробно. Первая миниатюра лицевого списка Жития XVII в. (с. 92) сопоставима с аналогичной в Лицевом своде, правда, изображение дано в зеркальном отражении (л. 746 об.). На второй возлежащая слева на ложе царица отдает приказ сотворить «по тому же образу ризы святительские…», какие она «виде во сне» (с. 93). В правой части миниатюры несколько жен внимательно рассматривают икону святителя. Появление иконы святителя в этой сцене возможно связано с интерпретацией миниатюриста фразы «по тому же образу». В Лицевом своде икона святителя отсутствует, а само событие изготовления риз занимает совсем немного места в верхней части миниатюры (л. 74 6об.). Встреча митрополита Алексия Ордынским ханом в миниатюрах лицевого списка ОЛДП (с. 94) очень похожа на аналогичную в Лицевом своде (л. 747), но дана в зеркальном отражении.
Само исцеление представлено в лицевом списке Жития на двух миниатюрах. Сначала иллюстрируется текст о молебне, где от свечи, которая в еще Москве «…иже сама о себе вожеся… здесь опять …вежжени бывша» (с. 95) - священство окружило подсвечник с горящей свечей, митрополит Алексий читает молитвы из книги, которую поддерживает дьякон. Подобная, стоящая в центре свеча, встречалась уже в сцене исцеления Тайдулы в Лицевом своде (л. 747 об.). Однако сама сцена исцеления (с. 97) оказывается близка не к аналогичной в Лицевом своде, а к иконе круга Дионисия (11 клеймо). Так же как и на иконе, лежащую на ложе Тайдулу слева поддерживают служанки, справа к ней склоняется святитель Алексий с кропилом в одной руке и чашей в другой. Совпадают даже такие детали как стоящий среди спутников святителя прислуживающий мальчик со свечей в руках (на иконе он стоит с чашей со святой водой).
Следующая сцена из этого эпизода есть во всех житийных циклах посвященных митрополиту Алексию. Она повествует о чудесном возгорании свечи во время молебна перед отъездом Алексия в Орду. Сцена представленная в миниатюрах лицевого списка ОЛДП не похожа ни на одну аналогичную в других памятниках. На фоне трехглавого храма, в центре, на высоком помосте, стоит святитель Алексий. Рядом с ним два служителя, один держит перед митрополитом раскрытую богослужебную книгу, другой поддерживает Алексия за плечи. Со всех сторон помост окружает множество людей, заполнивших все пространство храма. Среди них особо выделена группа монахов. Они изображены справа от помоста под отдельной аркой. Слева от помоста, в небольшой нише помещен престол, на котором в подсвечнике стоит горящая свеча. Здесь отсутствует какой-либо намек на святыни главного соборного храма, несмотря на то, что в тексте упоминается, что свеча загорелась у раки святого чудотворца Петра. Вероятно, миниатюрист задумал представить Алексия как чудотворца, по святым молитвам которого происходят чудеса, засвидетельствованные «всем причтом церковным». А вот в аналогичной сцене Лицевого свода (л. 745 об.) акцент ставится на святынях Московского царства, т. к. Алексий молится перед ракой с лежащим в ней мощами святителя Петра и перед Владимирской иконой Богоматери. Близкая к миниатюрам Лицевого свода трактовка нашла отражение в некоторых иконах, написанных чуть позже Лицевого свода XVI в. [10, с. 368-376]. На иконе круга Дионисия представлен иной вариант сцены (клеймо 9).
При рассмотрении иконографии и других эпизодов лицевого списка ОЛДП с одной стороны чувствуется знакомство художника с иконными и миниатюрными сценами Жития святителя, а также связь с традициями иконографии лицевых рукописей XVI века. Иконографические решения некоторых сцен скорее характерны для XVII века, чем для более раннего времени, что находит свое подтверждение в житийных иконах святителяXVII в., где обнаруживаются почти дословные цитаты из аналогичных сцен данного лицевого Жития [10, с. 374].
Таким образом можно говорить о иконографической двойственности этого лицевого списка жития, заключающего в себе как традиции конца XVI века, так и XVII-го. Тогда встает вопрос о самостоятельности иконографических решений лицевой рукописи XVII века по отношению к предполагаемому протографу рубежа XVI—VII вв. Здесь могут рассматриваться два варианта: или некоторые сцены лицевого жития знаменовали по-новому, при этом основную массу сцен перенося из протографа. Или же, утраченный, чтимый протограф, могли восстанавливать в XVII веке по памяти, опираясь на опыт известных житийных циклов святителя и перерабатывая их в соответствии с традициями XVI века. Второй вариант нам кажется более вероятным, учитывая то, что в русском средневековом искусстве существовала традиция воспроизведения чтимого образца. О свободном оперировании миниатюристом составом миниатюр свидетельствует и выполнение совершенно новых иллюстраций к текстовым вставкам середины XVII века близким к тексту Милютинских Четий-Миней (с. 51, 150, 231—232).
Эти же предположения подтверждает стилистический анализ памятника. Так, с одной стороны миниатюры лицевого списка ОЛДП близки к лицевым рукописям, созданным в конце XVI в. — «Повести о Зосиме и Савватии» (ГИМ, собр. Вахрамеева, № 71) [18, с. 1—472], и особенно к миниатюрам Жития Сергия Радонежского (РГБ, Ф.304/III № 21) [5, с. 1—700]. Однако там еще ощущается пространство, во многих сценах фигурки персонажей разбросаны по всему полю миниатюры органично вписываясь между пейзажными и архитектурными формами. В лицевом списке жития Алексия уравновешенность и декоративность заменяет былую пространственность. Тщательные по исполнению миниатюры еще дальше, чем иллюстрации Повести о Зосиме и Савватии и Жития Сергия Радонежского отходят от эскизной манеры миниатюр Лицевого свода.
Некоторые приемы, такие как тщательность исполнения, четкость силуэтов, композиционная ясность и виртуозность исполнения, незагроможденность орнаментом, роднят миниатюры лицевого списка жития митрополита Алексия с памятниками конца XVI в, особенно близки они миниатюрам жития Сергия Радонежского.
Однако, более тонкие и ломкие линии, изменение пропорций фигур в сторону меньшей устойчивости, усиление графичности, преобладание зданий с вынутой задней стеной, с попытками включить некоторых персонажей во внутреннее пространство, обилие декора на архитектуре, многолюдность композиций указывает на то, что памятник не мог появиться ранее первой четверти XVII в., когда окончательно укрепился вкус, рожденный еще на рубеже XVI-XVII вв. под влиянием, так называемого Строгановского круга, и продержавшийся, в основных своих чертах, до середины XVII века [23, с. 183].
Вместе с тем некоторые особенности миниатюр указывают на то, что анализируемый список отразил ряд признаков, характерных изображениям середины XVII в. Это и обилие «фантастической» архитектуры и ее преобладание над пейзажным фоном, это и упрощенное исполнение личного, на наш взгляд произошедшего из-за распространения «народных книг» [24, с. 3—21] и размещение миниатюры после текста.
Лицевой список Жития святителя Алексия по своим стилистическим признакам очень противоречив, его трудно вписать в какой-нибудь определенный круг памятников, временные рамки для его датировки очень широкие. Эту неоднозначность и невписываемость в ряд произведений отмечала еще в 30-е гг. XX века Ю. А. Кожина, предпринявшая одну из первых попыток охарактеризовать стилистические признаки обширного круга памятников миниатюры рубежа XVI—XVII вв. [7, с. 80]. Мы можем только подтвердить ее выводы относительно оригинальности этого памятника среди миниатюр конца XVI—начала XVII вв.
Недавняя научная публикация лицевого списка Александрии Сербской, датированного автором каталожной статьи Г. П. Чиняковой 1650-ми гг. [25, с. 322], подтверждает его своеобразие. Миниатюры этого памятника, названные, «ближайшей, хотя и не полной стилистической аналогией к лицевому списку Жития Алексия», [25, с. 411 ] представляют перевод с более раннего списка Александрии Сербской первой четверти XVII века. В свою очередь, он выполнен, по мнению автора, с несохранившегося протографа грозненского времени 1560—1570 гг., что подтверждается в публикации проведенным анализом иконографии миниатюр. Таким образом, являясь не вполне типичным среди памятников середины XVII в., лицевой список Александрии встает в один ряд с миниатюрами лицевого списка Жития Алексия.
Между тем, стилистический анализ миниатюр лицевого списка ОЛДП показывает, что он был, вероятно, создан не ранее второй четверти XVII века и является сильно архаизирующим памятником первой половиныXVII века. Стилистическая «двойственность» миниатюр списка ОЛДП, скорее всего, была обусловлена обстоятельствами его заказа, т. к. житие по видимому воспроизводило протограф начала XVII в. На возможность такого художественного явлении указал Л. В. Бетин, [2, с. 138—150] который предположил, что при создании списков с чудотворных икон могла воспроизводиться не только иконография образца, но и его стиль. Лицевое житие почитаемого первосвятителя московского, созданное в начале XVII в. было не только явлением художественной жизни, но и событием государственным и поэтому, очень вероятно, что при воспроизведении почитаемого образца также копировалась не только его иконография, но и стиль.
Таким образом, есть все основания считать, что лицевой список Жития святителя Алексия был создан в середине XVII в. и своими иконографическими и стилистическими чертами был ориентирован на протограф, вероятно созданный на рубеже XVI—XVII вв.
Список литературы:
1. Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998. — 387 с.
2. Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. М. 2000. № IV. — 390 с.
3. Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV—XV вв. М., 1986. — 207 с.
4. Грибов Ю. А. Образ Ивана Грозного в трактовке посадских художников посл. четв. XVII в. // Народное искусство России. Традиции и стиль. Труды ГИМ. М., 1995. № 86. — 174 с.
5. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца. Написано Епифанием Премудрым. Факсимильное воспроизведение рукописи 1592 г. Книга 1—2. М., 2002. — 700 с.
6. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871. — 483 с.
7. Кожина Ю. А. Одно из художественных течений в русской живописи XVI—XVII вв. // Русское искусство XVII в. М., 1929. — 163 с.
8. Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков, ч. 1. СПб., 1899. — 735 с.
9. Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. — 66 с.
10. Назарова Г. А. Житийные иконы митрополита Алексия XVI—XVII вв. Проблемы эволюции. //Искусство христианского мира. М., 2009. Вып.11. — 567 с.
11. Назарова Г. А. К истории создания житийных циклов святителя Алексия.// Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах российской академии Театрального искусства ГИТИС. М. 2008., Вып. № 1(3). — 208 с.
12. Назарова Г. А. Миниатюры жития Алексия митрополита Московского из Лицевого летописного свода XVI в. // Лики истории. М. 2010. — 282 с.
13. Нерсесян Л. В. Святой митрополит Алексий с житием // Дионисий — «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества богородицы Ферапонтова монастыря: Выставка произведений древнерусского искусства XV—XVI вв. из собрания музеев и библиотек России. М.,2002. — 304 с.
14. Пахомий Логофет. Житие митрополита Всея Руси святого Алексея. Вып. 1-2. СПб., 1877-1878. — 310 с.
15. Первоначальная (краткая) редакция жития митр. Алексея. Клосс Б. М. Очерки по истории русской агиографии XIV—XVI вв.(избранные труды Т. 2) М., 2001. — 488 с.
16. Понырко Н. В. Иоанн Иванов Милютин // Словарь книжников и книжностей Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 2. — 440 с.
17. Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // Словарь книжников и книжностей Древней Руси. М., 1989. Вып. 2. Ч. 1. — 516 с.
18. Повесть о Зосиме и Савватии. Памятники книжного искусства. Древнерусская книга. Факсимильное воспроизведение рукописи. М., 1986. — 472 с.
19. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ.). М., 1965. Т. 13. — 310 с.
20. Попов Г. В. Книжная культура XVI века и художественное оформление Повести о Зосиме и Савватии. // Повесть о Зосиме и Савватии. Научно-справочный аппарат. М.,1986. — 179 с.
21. Синицина Н. В. Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества // Православная энциклопедия. Том: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 61—656 с.
22. Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль
XVI—XVIII вв. СПб., 2010. — 552 с.
23. Сорокатый В. М. О датировке росписи собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Московского Чудова монастыря // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. XII. М., 1999. — 352 с.
24. Сукина Л. Б. Очерковые миниатюры русских рукописных Апокалипсисов и Синодиков второй половины XVII в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат искусствоведческих наук. М., 1998. — 24 с.
25. Чинякова Г. П. Александрия Сербская // Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Лицевые рукописи XI—XVII веков. М.,2010. — 543 с.
ИСТОЧНИК
Назарова Галина Андреевна
преподаватель, МПГУ, г. Москва
E-mail: gnazar@mail.ru
С именем митрополита Алексия связан целый ряд произведений древнерусского искусства. Такое положение было обусловлено той ролью, которую сыграл святитель в отечественной истории. По стечению обстоятельств он был не только первосвятителем земли Русской, но и государственным деятелем во многом определявшим состояние русского общества. Когда в 1359 г. скончался великий князь Иоанн, митрополиту Алексию пришлось взять под опеку его малолетнего сына Димитрия (будущего Донского). И, пока подрастал его воспитанник, митрополит Киевский и Всея Руси Алексий фактически управлял Московским княжеством. Примиряя князей, не желавших признавать власть Москвы, объединявшей вокруг себя русские земли, он объективно укреплял ее силу, позволившую открыто выступать против ордынского ига.
Местное почитание митрополита Алексия началось, вероятно, сразу же после его смерти (+1378 г.). Об этом свидетельствует древнейшее изображение Алексия вместе с первым Московским святителем — Петром на шитом воздухе 1389 г. в составе деисусной композиции [9, с. 5,14]. Тогда же, вероятно в 1379—1382 была написана первоначальная краткая повесть «О Алексии митрополите». Она содержится в Рогожском летописце и Симеоновской летописи и была в Троицкой летописи [15, с. 49—59], сгоревшей в 1812 г. (всего насчитывается пять редакций жития святителя) [17, с. 25—34]. При митрополите Фотии в 1431 или 1438 г. мощи митрополита Алексия были чудесно обретены [6, с. 132]. А уже через несколько лет, сразу после установления автокефалии русской церкви в 1448 г. Поставленный собором русских епископов митрополит Иона установил празднование митрополиту Алексию. Это было одним из первых дел новоизбранного митрополита.
Надо сказать, что обращение к личности митрополита Алексия всегда было связано с важными, зачастую переломными моментами русской истории, например, в период автокефалии при святителях Ионе, во время царствования Иоанна Грозного и митрополита Макария (1547—1563), а также при учреждении Патриаршества, а также в XVII веке после смутного времени [11, с. 103—116].
Эти исторические периоды характеризуются обостренным интересом к той форме сотрудничества церковных и светских властей, которая получила еще в IV веке название симфонии священства и царства. Каноническая норма симфонии священства и царства, была сформулирована еще в VI в. в предисловии к VI новелле императора Юстиниана и была известна и в русском церковном праве [21, с. 61].
Именно на этих этапах русской истории ощутима ориентация на «золотой век» [3, с. 157] русской митрополии, когда, как и во время правления Дмитрия Ивановича (будущего Донского) при поддержке его митрополитом Алексием возникло тесное сотрудничество светских церковных властей. В эти отрезки времени и просматривается тенденция превратить образ митрополита Алексия в идеологический символ, а также актуализировать его идейно-политическое наследие в русском общественном сознании с помощью литературных и изобразительных произведений.
Со второй половины XV в. изображения Алексия (часто — в паре с митрополитом Петром) получают широкое распространение.
В 1481 году для Успенского собора Московского Кремля мастером круга Дионисия создаются парные иконы митрополитов Петра и Алексия с клеймами их житий [13, с. 88—91].
Икона «митрополит Алексий с житием» становится своеобразной новой точкой отчета житийных циклов, которые будут создаваться на протяжении XVI—XVII вв., что нашло отражение, как в иконописи, так и книжной миниатюре и монументальной живописи. На протяжении XVI—XVII вв. было создано еще несколько житийных икон святителя [10, с. 368—376].
Со второй половины XVI века житийные циклы святителя Алексия появляются в миниатюрах лицевых рукописей. Период середины — второй половины XVI в. тесно связан с деятельностью митрополита Макария, который утверждал теократический характер царской власти и необходимость союза власти мирской с церковью, при главенствующей роли церкви. Самостоятельность Русской Церкви была одной из главных его забот. В этой связи проводится цикл мероприятий направленных на осуществление этой цели. На Соборах 1547 и 1549 гг. было прославлено большое число русских святых, а многим местночтимым святым установлено общероссийское почитание. В середине-второй половине XVI в. пишутся Великие Четьи Минеи, Степенная книга царского родословия, создается Лицевой летописный свод.
Оригинальный вариант представляет житийный цикл митрополита Алексия в Лицевом летописном своде. В состав Лицевого свода, выполненного в 1570-е гг. [1, с. 221] входило несколько иллюстрированных житий, [12, с. 58] среди которых было и Житие митрополита Алексея (БАН.ОР. 31.7.30). «Повести о митрополите Алексии» (Остермановский I, л. 727об. — л. 756) уделено в составе Лицевого летописного свода 56 листов [12, с. 39—62].
Апофеозом темы, связанной со святителем Алексием, является лицевой список Жития святителя с 225 миниатюрами (РНБ.F.1.№ 364 и Погод. № 676). Он был издан Обществом любителей древнерусской письменности (ОЛДП) в 1887 году и предварительно датированная издателями началом XVII века [14, с. 5].
Н. П. Лихачев [8, с. 167], а вслед за ним и Г. В. Попов [20, с. 73—103] отнесли создание рукописи к концу XVI в. Г. В. Попов обратил внимание на типологическую близость миниатюр Жития святителя Алексия с миниатюрами других лицевых рукописей конца XVI в. — Жития Сергия Радонежского и Повести о Зосиме и Савватии Соловецких». Существенное уточнение в датировку лицевого Жития Алексия внес Ю. А. Грибов — на основании анализа водяных знаков он отнес эту рукопись к 40—50 годам XVII-го века [4, с.13—28].
Этот памятник (далее — список ОЛДП) представляет собой иллюстрированный текст седьмой главы 11-й степени Степенной книги. Сама Степенная книга была составлена в 1560-1563 гг. [22, с. 115] по инициативе митрополита Макария, духовником Ивана Грозного протопопом Благовещенского собора Андреем (будущим митрополитом Афанасием).
Примечательно, что лицевое Житие митрополита Алексия содержит упоминания большого числа русских государственных деятелей — великих князей и царей русских и митрополитов. В контекст жития митрополита Алексия, и этапов его прославления включена русская история середины XIV— конца XVI вв. Начинается Житие повествованием о рождении будущего святителя и завершается устроением драгоценных рак святителю царем Федором Ивановичем и переложением туда мощей святителя Алексия царем Борисом Годуновым. Последние события происходили в конце XVI в.
Текст лицевой рукописи очень сложный по своему составу. В его основе несколько источников: список «Жития святителя Алексия» в Степенной книге 60-х гг. XVI в., «Повесть и отчасти исповедание о преложении честных и многочудесных мощей…» написанной, вероятно на рубеже XVI—XVII вв. и «Чудеса у мощей святителя».
Последний текст, включенный в текст лицевого списка ОЛДП позволяет его довольно точно датировать. Известно, что начале XVII в. текст Степенной книги в очередной раз подвергся редактуре [22, с. 204]. Так, в Пискаревском списке Степенной книги века Житие святителя уже было дополнено не только чудесами, а целым «Сказанием вкратце о чудесех святого Алексия чудотворца» [22, с. 118]. В состав Сказания входят девять чудес взятых из редакции Пахомия Логофета, затем помещено сказание об иноке Науме составленное митрополитом Феодосием в 1462 году, а затем повествуется о чудесах происшедших у мощей святителя
в 1518—1519 гг. году при Василии Ваильевиче и митрополите Варлааме. Эти чудеса были помещены в «Сказание» из погодных сообщений Никоновской летописи [19, с. 31—32].
Надо отметить, что в состав многих других просмотренных автором данной статьи сборниках XVII—XVIII вв. (из собр. графа Румянцева, см.: ОР. РГБ Ф.256/371—.XVII-го века; ОР. ГИМ. Еп. № 690— XVIII —го в. Ув. 763 — XVIII в. и др.), содержащих Житие святителя Алексия в редакции Степенной книги, входит именно «Сказание вкратце о чудесех святого Алексия чудотворца» из Пискаревского списка, а не восемь-девять чудес, составленных еще Пахомием. То есть со времени появления этого Сказания, оно, как правило, входит в состав Жития святителя Алексия.
Однако в лицевом списке ОЛДП использованы только те чудеса, которыми ограничивается текст Жития, составленный Пахомием Логофетом. При сравнении текстов чудес в лицевом списке ОЛДП и в редакции Пахомия обнаружилось, что в целом тексты совпадают. Есть отличия стилистического характера, более значительные связаны с привнесением в текст чудес нескольких фраз дополняющих рассказ (с. 258—259, с. 264). Они отсутствуют и в тексте Сказания начала XVII Пискаревского списка, но есть в редакции Сказания из Милютинских Четьих Миней, которые писались в 1646—1654 гг. [16, с. 66].
Таким образом, самый поздний по времени текст появляется не ранее 1646—1654 гг. Известно, что в феврале 1654 года у Алексея Михайловича родился долгожданный наследник, царевич Алексей (годы жизни 1654—1670 гг.), небесным покровителем которого стал святитель Алексий. Вероятно, именно к этому событию было заказано иллюстрированное Житие митрополита Алексия. Включение в состав Жития чудес из редакции Пахомия Логофета, вместо распространенного с начала XVII века «Сказания вкратце о чудесех святого Алексия чудотворца» из Пискаревского списка, наводит на мысль о существовании протографа рубежаXVI—XVII вв. с которого и списали текст в лицевой список ОЛДП, заменив его, более свежей редакцией чудес из Милютинских Четий-Миней.
Предположение о существовании протографа появляется и при анализе иконографии некоторых эпизодов сборника. Наиболее показателен эпизод «О исцелении царицы Тайдулы» В лицевом списке ОЛДП этот эпизод иллюстрируется на четырнадцати миниатюрах (с. 83—98).
Некоторые сцены этого эпизода находят параллели на аналогичных иконных сценах и в миниатюрах Лицевого свода (л. 744 об.— л. 748). Например, сюжет о изготовлении Тайдулой одежд для Алексия, увиденных ею во сне иллюстрирован очень подробно. Первая миниатюра лицевого списка Жития XVII в. (с. 92) сопоставима с аналогичной в Лицевом своде, правда, изображение дано в зеркальном отражении (л. 746 об.). На второй возлежащая слева на ложе царица отдает приказ сотворить «по тому же образу ризы святительские…», какие она «виде во сне» (с. 93). В правой части миниатюры несколько жен внимательно рассматривают икону святителя. Появление иконы святителя в этой сцене возможно связано с интерпретацией миниатюриста фразы «по тому же образу». В Лицевом своде икона святителя отсутствует, а само событие изготовления риз занимает совсем немного места в верхней части миниатюры (л. 74 6об.). Встреча митрополита Алексия Ордынским ханом в миниатюрах лицевого списка ОЛДП (с. 94) очень похожа на аналогичную в Лицевом своде (л. 747), но дана в зеркальном отражении.
Само исцеление представлено в лицевом списке Жития на двух миниатюрах. Сначала иллюстрируется текст о молебне, где от свечи, которая в еще Москве «…иже сама о себе вожеся… здесь опять …вежжени бывша» (с. 95) - священство окружило подсвечник с горящей свечей, митрополит Алексий читает молитвы из книги, которую поддерживает дьякон. Подобная, стоящая в центре свеча, встречалась уже в сцене исцеления Тайдулы в Лицевом своде (л. 747 об.). Однако сама сцена исцеления (с. 97) оказывается близка не к аналогичной в Лицевом своде, а к иконе круга Дионисия (11 клеймо). Так же как и на иконе, лежащую на ложе Тайдулу слева поддерживают служанки, справа к ней склоняется святитель Алексий с кропилом в одной руке и чашей в другой. Совпадают даже такие детали как стоящий среди спутников святителя прислуживающий мальчик со свечей в руках (на иконе он стоит с чашей со святой водой).
Следующая сцена из этого эпизода есть во всех житийных циклах посвященных митрополиту Алексию. Она повествует о чудесном возгорании свечи во время молебна перед отъездом Алексия в Орду. Сцена представленная в миниатюрах лицевого списка ОЛДП не похожа ни на одну аналогичную в других памятниках. На фоне трехглавого храма, в центре, на высоком помосте, стоит святитель Алексий. Рядом с ним два служителя, один держит перед митрополитом раскрытую богослужебную книгу, другой поддерживает Алексия за плечи. Со всех сторон помост окружает множество людей, заполнивших все пространство храма. Среди них особо выделена группа монахов. Они изображены справа от помоста под отдельной аркой. Слева от помоста, в небольшой нише помещен престол, на котором в подсвечнике стоит горящая свеча. Здесь отсутствует какой-либо намек на святыни главного соборного храма, несмотря на то, что в тексте упоминается, что свеча загорелась у раки святого чудотворца Петра. Вероятно, миниатюрист задумал представить Алексия как чудотворца, по святым молитвам которого происходят чудеса, засвидетельствованные «всем причтом церковным». А вот в аналогичной сцене Лицевого свода (л. 745 об.) акцент ставится на святынях Московского царства, т. к. Алексий молится перед ракой с лежащим в ней мощами святителя Петра и перед Владимирской иконой Богоматери. Близкая к миниатюрам Лицевого свода трактовка нашла отражение в некоторых иконах, написанных чуть позже Лицевого свода XVI в. [10, с. 368-376]. На иконе круга Дионисия представлен иной вариант сцены (клеймо 9).
При рассмотрении иконографии и других эпизодов лицевого списка ОЛДП с одной стороны чувствуется знакомство художника с иконными и миниатюрными сценами Жития святителя, а также связь с традициями иконографии лицевых рукописей XVI века. Иконографические решения некоторых сцен скорее характерны для XVII века, чем для более раннего времени, что находит свое подтверждение в житийных иконах святителяXVII в., где обнаруживаются почти дословные цитаты из аналогичных сцен данного лицевого Жития [10, с. 374].
Таким образом можно говорить о иконографической двойственности этого лицевого списка жития, заключающего в себе как традиции конца XVI века, так и XVII-го. Тогда встает вопрос о самостоятельности иконографических решений лицевой рукописи XVII века по отношению к предполагаемому протографу рубежа XVI—VII вв. Здесь могут рассматриваться два варианта: или некоторые сцены лицевого жития знаменовали по-новому, при этом основную массу сцен перенося из протографа. Или же, утраченный, чтимый протограф, могли восстанавливать в XVII веке по памяти, опираясь на опыт известных житийных циклов святителя и перерабатывая их в соответствии с традициями XVI века. Второй вариант нам кажется более вероятным, учитывая то, что в русском средневековом искусстве существовала традиция воспроизведения чтимого образца. О свободном оперировании миниатюристом составом миниатюр свидетельствует и выполнение совершенно новых иллюстраций к текстовым вставкам середины XVII века близким к тексту Милютинских Четий-Миней (с. 51, 150, 231—232).
Эти же предположения подтверждает стилистический анализ памятника. Так, с одной стороны миниатюры лицевого списка ОЛДП близки к лицевым рукописям, созданным в конце XVI в. — «Повести о Зосиме и Савватии» (ГИМ, собр. Вахрамеева, № 71) [18, с. 1—472], и особенно к миниатюрам Жития Сергия Радонежского (РГБ, Ф.304/III № 21) [5, с. 1—700]. Однако там еще ощущается пространство, во многих сценах фигурки персонажей разбросаны по всему полю миниатюры органично вписываясь между пейзажными и архитектурными формами. В лицевом списке жития Алексия уравновешенность и декоративность заменяет былую пространственность. Тщательные по исполнению миниатюры еще дальше, чем иллюстрации Повести о Зосиме и Савватии и Жития Сергия Радонежского отходят от эскизной манеры миниатюр Лицевого свода.
Некоторые приемы, такие как тщательность исполнения, четкость силуэтов, композиционная ясность и виртуозность исполнения, незагроможденность орнаментом, роднят миниатюры лицевого списка жития митрополита Алексия с памятниками конца XVI в, особенно близки они миниатюрам жития Сергия Радонежского.
Однако, более тонкие и ломкие линии, изменение пропорций фигур в сторону меньшей устойчивости, усиление графичности, преобладание зданий с вынутой задней стеной, с попытками включить некоторых персонажей во внутреннее пространство, обилие декора на архитектуре, многолюдность композиций указывает на то, что памятник не мог появиться ранее первой четверти XVII в., когда окончательно укрепился вкус, рожденный еще на рубеже XVI-XVII вв. под влиянием, так называемого Строгановского круга, и продержавшийся, в основных своих чертах, до середины XVII века [23, с. 183].
Вместе с тем некоторые особенности миниатюр указывают на то, что анализируемый список отразил ряд признаков, характерных изображениям середины XVII в. Это и обилие «фантастической» архитектуры и ее преобладание над пейзажным фоном, это и упрощенное исполнение личного, на наш взгляд произошедшего из-за распространения «народных книг» [24, с. 3—21] и размещение миниатюры после текста.
Лицевой список Жития святителя Алексия по своим стилистическим признакам очень противоречив, его трудно вписать в какой-нибудь определенный круг памятников, временные рамки для его датировки очень широкие. Эту неоднозначность и невписываемость в ряд произведений отмечала еще в 30-е гг. XX века Ю. А. Кожина, предпринявшая одну из первых попыток охарактеризовать стилистические признаки обширного круга памятников миниатюры рубежа XVI—XVII вв. [7, с. 80]. Мы можем только подтвердить ее выводы относительно оригинальности этого памятника среди миниатюр конца XVI—начала XVII вв.
Недавняя научная публикация лицевого списка Александрии Сербской, датированного автором каталожной статьи Г. П. Чиняковой 1650-ми гг. [25, с. 322], подтверждает его своеобразие. Миниатюры этого памятника, названные, «ближайшей, хотя и не полной стилистической аналогией к лицевому списку Жития Алексия», [25, с. 411 ] представляют перевод с более раннего списка Александрии Сербской первой четверти XVII века. В свою очередь, он выполнен, по мнению автора, с несохранившегося протографа грозненского времени 1560—1570 гг., что подтверждается в публикации проведенным анализом иконографии миниатюр. Таким образом, являясь не вполне типичным среди памятников середины XVII в., лицевой список Александрии встает в один ряд с миниатюрами лицевого списка Жития Алексия.
Между тем, стилистический анализ миниатюр лицевого списка ОЛДП показывает, что он был, вероятно, создан не ранее второй четверти XVII века и является сильно архаизирующим памятником первой половиныXVII века. Стилистическая «двойственность» миниатюр списка ОЛДП, скорее всего, была обусловлена обстоятельствами его заказа, т. к. житие по видимому воспроизводило протограф начала XVII в. На возможность такого художественного явлении указал Л. В. Бетин, [2, с. 138—150] который предположил, что при создании списков с чудотворных икон могла воспроизводиться не только иконография образца, но и его стиль. Лицевое житие почитаемого первосвятителя московского, созданное в начале XVII в. было не только явлением художественной жизни, но и событием государственным и поэтому, очень вероятно, что при воспроизведении почитаемого образца также копировалась не только его иконография, но и стиль.
Таким образом, есть все основания считать, что лицевой список Жития святителя Алексия был создан в середине XVII в. и своими иконографическими и стилистическими чертами был ориентирован на протограф, вероятно созданный на рубеже XVI—XVII вв.
Список литературы:
1. Амосов А. А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного: Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998. — 387 с.
2. Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. М. 2000. № IV. — 390 с.
3. Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV—XV вв. М., 1986. — 207 с.
4. Грибов Ю. А. Образ Ивана Грозного в трактовке посадских художников посл. четв. XVII в. // Народное искусство России. Традиции и стиль. Труды ГИМ. М., 1995. № 86. — 174 с.
5. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца. Написано Епифанием Премудрым. Факсимильное воспроизведение рукописи 1592 г. Книга 1—2. М., 2002. — 700 с.
6. Ключевский В. О. Древнерусские жития как исторический источник. М., 1871. — 483 с.
7. Кожина Ю. А. Одно из художественных течений в русской живописи XVI—XVII вв. // Русское искусство XVII в. М., 1929. — 163 с.
8. Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков, ч. 1. СПб., 1899. — 735 с.
9. Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. — 66 с.
10. Назарова Г. А. Житийные иконы митрополита Алексия XVI—XVII вв. Проблемы эволюции. //Искусство христианского мира. М., 2009. Вып.11. — 567 с.
11. Назарова Г. А. К истории создания житийных циклов святителя Алексия.// Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах российской академии Театрального искусства ГИТИС. М. 2008., Вып. № 1(3). — 208 с.
12. Назарова Г. А. Миниатюры жития Алексия митрополита Московского из Лицевого летописного свода XVI в. // Лики истории. М. 2010. — 282 с.
13. Нерсесян Л. В. Святой митрополит Алексий с житием // Дионисий — «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества богородицы Ферапонтова монастыря: Выставка произведений древнерусского искусства XV—XVI вв. из собрания музеев и библиотек России. М.,2002. — 304 с.
14. Пахомий Логофет. Житие митрополита Всея Руси святого Алексея. Вып. 1-2. СПб., 1877-1878. — 310 с.
15. Первоначальная (краткая) редакция жития митр. Алексея. Клосс Б. М. Очерки по истории русской агиографии XIV—XVI вв.(избранные труды Т. 2) М., 2001. — 488 с.
16. Понырко Н. В. Иоанн Иванов Милютин // Словарь книжников и книжностей Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3. Ч. 2. — 440 с.
17. Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // Словарь книжников и книжностей Древней Руси. М., 1989. Вып. 2. Ч. 1. — 516 с.
18. Повесть о Зосиме и Савватии. Памятники книжного искусства. Древнерусская книга. Факсимильное воспроизведение рукописи. М., 1986. — 472 с.
19. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ.). М., 1965. Т. 13. — 310 с.
20. Попов Г. В. Книжная культура XVI века и художественное оформление Повести о Зосиме и Савватии. // Повесть о Зосиме и Савватии. Научно-справочный аппарат. М.,1986. — 179 с.
21. Синицина Н. В. Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества // Православная энциклопедия. Том: Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 61—656 с.
22. Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль
XVI—XVIII вв. СПб., 2010. — 552 с.
23. Сорокатый В. М. О датировке росписи собора Чуда Архангела Михаила в Хонех Московского Чудова монастыря // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. XII. М., 1999. — 352 с.
24. Сукина Л. Б. Очерковые миниатюры русских рукописных Апокалипсисов и Синодиков второй половины XVII в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат искусствоведческих наук. М., 1998. — 24 с.
25. Чинякова Г. П. Александрия Сербская // Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Лицевые рукописи XI—XVII веков. М.,2010. — 543 с.
ИСТОЧНИК
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Аналой раскладной в храме Трёх Святителей г. Днепропетровск.
Киот для храмовой иконы там же.
Киот для храмовой иконы там же.
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Привет, Руслан. Я перешел на такое крепление (смотри в центре). Металлический стержень диаметром 22мм и длинной 40см . Средняя часть проточена до 16мм (по краям оставлена фаска). С торцов просверлены отверстия и нарезана резьба 8мм.
Более надежно и устойчивее.
Более надежно и устойчивее.
Локтионов Иван- Сообщения : 275
плюсы : 540
Дата регистрации : 2012-09-11
Возраст : 56
Откуда : г. Днепрорудный, Запорожская обл.
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Классно !Локтионов Иван пишет:Привет, Руслан. Я перешел на такое крепление (смотри в центре). Металлический стержень диаметром 22мм и длинной 40см . Средняя часть проточена до 16мм (по краям оставлена фаска). С торцов просверлены отверстия и нарезана резьба 8мм.
Более надежно и устойчивее.
Очень хороший аналой.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1286
плюсы : 3247
Дата регистрации : 2012-09-08
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
У меня такой есть! Пользуюсь. Будет память. Я всё помню. Спасибо.
Татьяна Сергеевна- Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Вот, и немножко в этом храме и моей работы, иконостас, киотики , Вы её видели уже.
Сейчас я конечно уже потихоньку буду сходить со "сцены" - разболелся последние месяцы, буду искать другие возможности построения работы мастерской - жаль если труды и опыт пойдут прахом.
Хотя есть гораздо более талантливые, трудолюбивые и здоровые люди чем я - церковь без благоукрасителей не останется
Посмотрите видео, интересное, хорошее и радостное.
Очень радостно и за нашу церковь, за настоятеля храма о.Игоря Собко , за владыку нашего Иринея, за прихожан храма и весь честной люд .
Сейчас я конечно уже потихоньку буду сходить со "сцены" - разболелся последние месяцы, буду искать другие возможности построения работы мастерской - жаль если труды и опыт пойдут прахом.
Хотя есть гораздо более талантливые, трудолюбивые и здоровые люди чем я - церковь без благоукрасителей не останется
Посмотрите видео, интересное, хорошее и радостное.
Очень радостно и за нашу церковь, за настоятеля храма о.Игоря Собко , за владыку нашего Иринея, за прихожан храма и весь честной люд .
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
А для чего он, жертвенник этот? Где будет?
Татьяна Сергеевна- Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09
Что такое жертвенник в алтаре православного храма.
Татьяна Сергеевна пишет:А для чего он, жертвенник этот? Где будет?
Же́ртвенник — стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино.
С севера к алтарю примыкает помещение, в котором совершается проскомидия (в современном русском словоупотреблении это помещение называют жертвенником), а с юга — диаконник (или ризница), в котором хранятся литургические облачения и богослужебные книги. Часто в православных храмах (особенно небольших или построенных после XVI в.) алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и диаконника; в этом случае стол для совершения проскомидии (греч. prothesis, рус. жертвенник) находится в алтаре, у северной стены.
Официальный сайт Московского Патриархата
Жертвенник и другие принадлежности алтаря
Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Св. Евхаристии. В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял особое отделение (самостоятельную апсиду) с левой стороны алтаря. В это отделение верующие обыкновенно возлагали свои «приношения», из которых совершающий службу священник отбирал лучшее для совершения Таинства Причащения. Теперь жертвенник помещается в левом углу алтаря, если смотреть прямо на Престол [1]. Жертвенник иначе называется еще «предложением». По правую сторону от Престола, соответственно жертвеннику, в древности устроялось другое отделение (апсида), предназначаемое для св. сосудов, одежд и пр. сокровищ храма. Так как заведование этими предметами поручалось обыкновенно диакону, то и отделение это носило название «диаконника». Ныне вместо диаконника ставят в алтаре шкаф, в котором хранятся названные предметы
ЛИТУРГИКА АЗБУКА RU.
"""В последующие века богословы спорили о том, затем была нужна эта жертва и кому она была принесена. Некоторые считали, что человек настолько прогневал Бога своими грехами, что никакая человеческая праведность не могла удовлетворить гнев Божий, и поэтому потребовалась жертва Сына Божия во искупление всего человечества.
Но святые евангелисты говорят нам иначе. Они говорят: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб» (см. Ин. 3. 15). Крестная смерть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа была следствием не гнева Божия против рода человеческого, но любви Божией к нему.
Некогда Авраам принес своего единственного сына в жертву, потому что очень крепко любил Бога и понимал, что если Он что-то заповедует, значит, надо Его волю исполнить. Это было прообразом крестной смерти Спасителя. Так и Сам Бог Отец не из гнева, а из великой любви, которая превосходит человеческий ум и которую даже богословы не в силах объяснить, принес в жертву Своего Сына, – не потому, что нуждался в этой жертве, а потому что мы в ней нуждались."""
Митрополит Волоколамский Иларион произнес в проповеди
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Это уже чьи-то причуды, Руслан. У нас в Православии на Руси в алтаре нет такого вида и смысла жертвенников... Может, у армян или ещё кого ... Не знаю.
Татьяна Сергеевна- Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Татьяна Сергеевна пишет:Это уже чьи-то причуды, Руслан. У нас в Православии на Руси в алтаре нет такого вида и смысла жертвенников... Может, у армян или ещё кого ... Не знаю.
Вы всегда с радостью восполняете пробелы в знаниях.
Я потрудился Вам изложить канонические и литургические тексты для того чтобы Вы уразумели, сейчас выложу картинки распространённых типов жертвенников в нашей церкви, проще говоря это прямоугольный стол-шкаф с сенью или без:
Всегда рад Вам помочь.
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Вот простой с крестами - хорошо. А с Авраамом Ветхозаветным к Литургии Православной - не идёт!
Ну к чему, скажите?
Ну к чему, скажите?
Татьяна Сергеевна- Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Татьяна Сергеевна пишет:Вот простой с крестами - хорошо. А с Авраамом Ветхозаветным к Литургии Православной - не идёт!
Ну к чему, скажите?
"""Некогда Авраам принес своего единственного сына в жертву, потому что очень крепко любил Бога и понимал, что если Он что-то заповедует, значит, надо Его волю исполнить.
Это было прообразом крестной смерти Спасителя.""" !
Татьяна Сергеевна, ну когда некие новомодные неофиты с лёгким снобизмом в определённом смысле употребляют слово "ветхозаветный" - я к этому уже привык.
Но когда Вы об этом говорите - о несовместимости одного из древних патриархов - Авраама с Православной Литургией....
Вы в либеральные модницы подались что ли ?
ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО архиепископа Константинопольского ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ БЕСЕДA XLVII И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама (Быт. XXII, 1).
Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Пн Июн 30, 2014 4:56 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
То был ...прообраз. Админ, вы успеваете за работою Толкования на Евангелие читать?
А кто вам заказал Авраамов жертвенник, ежели не секрет?
А кто вам заказал Авраамов жертвенник, ежели не секрет?
Татьяна Сергеевна- Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09
Re: Благоукрашение церквей-работы Руслана
Татьяна Сергеевна пишет:То был ...прообраз. Админ, вы успеваете за работою Толкования на Евангелие читать?
А кто вам заказал Авраамов жертвенник, ежели не секрет?
ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО архиепископа Константинопольского ИЗБРАННЫЕ ТВОРЕНИЯ БЕСЕДЫ НА КНИГУ БЫТИЯ БЕСЕДA XLVII И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама (Быт. XXII, 1).
Прочитайте, потом поделитесь мыслями
Уважаемая Татьяна Сергеевна, если Вы решили сказать слово светлое жду от Вас каких либо источников церковных которые говорят о том, что искушение Авраама не сочетается со смыслом крёстной смерти Спасителя литургически и не отображает её и не является её приготовлением и прообразом.
Читайте пожалуйста внимательно что я Вам пишу - выдержки из материалов Московской Патриархии, материалы из православной литургики, высказывания архиереев нашей церкви и Святых Отцов Церкви - если Вы с ними в чём то не согласны извольте богословски аргументировать .
Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Пн Июн 30, 2014 5:53 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Страница 4 из 6 • 1, 2, 3, 4, 5, 6
Похожие темы
» Монашество в миру.
» Локтионов Иван - мои работы
» Работы Павла Простого
» Оптимизация работы краснодеревщика для начинающих.
» Работы нашей мастерской, Карпов А.С.
» Локтионов Иван - мои работы
» Работы Павла Простого
» Оптимизация работы краснодеревщика для начинающих.
» Работы нашей мастерской, Карпов А.С.
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: РАБОТЫ МАСТЕРОВ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Страница 4 из 6
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения