Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
люлька Сергеевна икон иконы старая иконостаса митры работы икона реставрация ДОСКА Жертвенник Татьяна престол резьба
Поиск
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ПОСТ, ДУХОВНАЯ БРАНЬ, ПОЛЕМИКА. :: Новости Руссской Православной Церкви
Страница 1 из 1
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя
18 марта 2013 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святому Василию Великому принадлежат замечательные слова: Самое трудное, как кажется, познать самого себя. Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки (см. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. 9-я беседа. О животных земных).
Эта мысль святого Василия Великого по-разному повторяется в творениях иных отцов Церкви. Некоторые говорят даже сильнее на тему опасности отсутствия попыток у человека разобраться в самом себе. Прп. Нил Синайский говорит, что когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Он связывает познание человеком самого себя с познанием Бога.
Ему вторит и Симеон Новый Богослов, который высказывается еще радикальнее: Если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя (см. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 31-е).
Святой Иоанн Златоуст людей, которые не имеют навыка познания самих себя, сравнивает с безумными, с психически больными, но проводит различие, говоря о том, что психическое заболевание есть заболевание человеческого тела, а вот неспособность разобраться в себе есть проявление развращенной воли.
Почему святые отцы уделяют такое большое внимание самопознанию? А потому что без того, чтобы разобраться в самом себе, невозможно освободиться от греха. Человек не может принести искреннего покаяния, если он не знает, почему он совершил тот или иной грех, какие внутренние мысли, помыслы, движения души привели его в состояние греха.
И возникает вопрос: а почему же так много людей, которые, по слову Василия Великого, проницательным умом оценивают неправильности другого человека, медлят с познанием своих собственных недостатков? Эта выявленная святым Василием Великим закономерность на опыте известна каждому из нас. Мы с легкостью обнаруживаем недостатки других людей, мы подвергаем их своему строгому суду; и чем строже судим других, тем менее склонны судить самого себя.
Но как же разобраться, действительно, в этих потемках нашей души? И в какой момент легче всего начать это исследование собственного внутреннего мира, без чего, как говорит Симеон Новый Богослов, даже Бог Всемогущий нас не спасет? Как раз в тот самый момент, когда мы видим недостатки других людей. Надо зафиксировать свое сознание именно на этом состоянии. Как только появляется мысль о недостатках другого человека, о его «неправильностях», нужно вспомнить все эти святоотеческие слова, вспомнить о том, что мы лишаемся спасения, если не можем в самих себе разобраться, и от анализа жизни, деятельности, слов, мыслей другого человека перейти к анализу своих собственных мыслей, слов и действий. Именно в тот самый момент, потому что потом забудем: суета житейская вновь переведет наш внутренний взор куда-то в сторону, подальше от тайников своей собственной души.
Осуждение ближнего должно быть поводом к немедленному рассмотрению своих собственных недостатков. Представим себе, сколько раз в день мы осуждаем людей (справедливо, несправедливо — не имеет значения, важен сам факт осуждения). Чаще всего — гораздо больше, чем единожды. Вот, всякий раз, когда вознамеримся осудить человека, подвергнуть рассмотрению его внутреннюю жизнь нашим проницательным умом, мы должны эту проницательность переориентировать на себя. И мы многое увидим и многое поймем. И чем проницательнее будем взирать вовнутрь своей души, тем страшнее нам будет. Но это страх не к гибели, а к спасению.
Если ужасаемся своему собственному душевному состоянию, состоянию своих мыслей, ужасаемся своим поступкам, то этот ужас способен привести в действие нашу волю. Даже если не находим в себе сил остановиться, прекратить, навсегда забыть то, что мы совершаем плохого, то, по крайней мере, пред Богом раскаемся в том, что высветил наш проницательный разум, обращенный не вовне, а вовнутрь.
Грех есть не что иное, как нарушение Божиего закона — и заповедей, и всего того, что содержится в Евангелии, что обращено к человеку, что требует от человека определенных усилий в формировании своих мыслей и поступков. Грех как нарушение Божиего закона имеет чрезвычайно опасные последствия, потому что он разрывает связь между Богом и человеком. Ведь это и произошло в райском саду — свершенный грех отлучил людей от Бога. И тогда он отлучил их надолго, до пришествия в мир Господа и Спасителя.
Сегодня через спасительные страдания на Голгофе мы имеем возможность в любой момент прекратить этот разрыв, потому что грехи наши искуплены Божественной Кровью. Мы можем преодолеть разрыв очень быстро, в одно мгновение, принеся покаяние, раскаявшись в грехах и получив в Таинстве Святой Евхаристии прощение этих грехов. Потому что в Таинстве Причащения мы причащаемся той самой Кровью, которая искупила, в том числе, и наш личный грех, тот, в котором мы каемся. Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует.
Но это не значит, что грех автоматически прощается, что мы святы от рождения, что мы можем делать все, что нам заблагорассудится, ссылаясь на то, что Христос искупил грехи. Если б было так, то Святая Жертва Господня поощряла бы наше беззаконие. Но Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве. И происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя.
Действительно, самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые продиктовывают греховное поведение. Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними.
Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно придти к полному покаянию.
Пусть Господь поможет всем нам в дни Святой Четыредесятницы совершить подвиг — может быть, самый большой подвиг в жизни — победить самого себя и, увидев грех, с полным осознанием того, что это для каждого из нас означает, вложить особое сердечное чувство в великие слова Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
.................................................................................................................................................
Всё правильно, сказал наш Патриарх. Как тяжело смотреть внутрь себя и не судить ближнего.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святому Василию Великому принадлежат замечательные слова: Самое трудное, как кажется, познать самого себя. Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки (см. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. 9-я беседа. О животных земных).
Эта мысль святого Василия Великого по-разному повторяется в творениях иных отцов Церкви. Некоторые говорят даже сильнее на тему опасности отсутствия попыток у человека разобраться в самом себе. Прп. Нил Синайский говорит, что когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Он связывает познание человеком самого себя с познанием Бога.
Ему вторит и Симеон Новый Богослов, который высказывается еще радикальнее: Если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя (см. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 31-е).
Святой Иоанн Златоуст людей, которые не имеют навыка познания самих себя, сравнивает с безумными, с психически больными, но проводит различие, говоря о том, что психическое заболевание есть заболевание человеческого тела, а вот неспособность разобраться в себе есть проявление развращенной воли.
Почему святые отцы уделяют такое большое внимание самопознанию? А потому что без того, чтобы разобраться в самом себе, невозможно освободиться от греха. Человек не может принести искреннего покаяния, если он не знает, почему он совершил тот или иной грех, какие внутренние мысли, помыслы, движения души привели его в состояние греха.
И возникает вопрос: а почему же так много людей, которые, по слову Василия Великого, проницательным умом оценивают неправильности другого человека, медлят с познанием своих собственных недостатков? Эта выявленная святым Василием Великим закономерность на опыте известна каждому из нас. Мы с легкостью обнаруживаем недостатки других людей, мы подвергаем их своему строгому суду; и чем строже судим других, тем менее склонны судить самого себя.
Но как же разобраться, действительно, в этих потемках нашей души? И в какой момент легче всего начать это исследование собственного внутреннего мира, без чего, как говорит Симеон Новый Богослов, даже Бог Всемогущий нас не спасет? Как раз в тот самый момент, когда мы видим недостатки других людей. Надо зафиксировать свое сознание именно на этом состоянии. Как только появляется мысль о недостатках другого человека, о его «неправильностях», нужно вспомнить все эти святоотеческие слова, вспомнить о том, что мы лишаемся спасения, если не можем в самих себе разобраться, и от анализа жизни, деятельности, слов, мыслей другого человека перейти к анализу своих собственных мыслей, слов и действий. Именно в тот самый момент, потому что потом забудем: суета житейская вновь переведет наш внутренний взор куда-то в сторону, подальше от тайников своей собственной души.
Осуждение ближнего должно быть поводом к немедленному рассмотрению своих собственных недостатков. Представим себе, сколько раз в день мы осуждаем людей (справедливо, несправедливо — не имеет значения, важен сам факт осуждения). Чаще всего — гораздо больше, чем единожды. Вот, всякий раз, когда вознамеримся осудить человека, подвергнуть рассмотрению его внутреннюю жизнь нашим проницательным умом, мы должны эту проницательность переориентировать на себя. И мы многое увидим и многое поймем. И чем проницательнее будем взирать вовнутрь своей души, тем страшнее нам будет. Но это страх не к гибели, а к спасению.
Если ужасаемся своему собственному душевному состоянию, состоянию своих мыслей, ужасаемся своим поступкам, то этот ужас способен привести в действие нашу волю. Даже если не находим в себе сил остановиться, прекратить, навсегда забыть то, что мы совершаем плохого, то, по крайней мере, пред Богом раскаемся в том, что высветил наш проницательный разум, обращенный не вовне, а вовнутрь.
Грех есть не что иное, как нарушение Божиего закона — и заповедей, и всего того, что содержится в Евангелии, что обращено к человеку, что требует от человека определенных усилий в формировании своих мыслей и поступков. Грех как нарушение Божиего закона имеет чрезвычайно опасные последствия, потому что он разрывает связь между Богом и человеком. Ведь это и произошло в райском саду — свершенный грех отлучил людей от Бога. И тогда он отлучил их надолго, до пришествия в мир Господа и Спасителя.
Сегодня через спасительные страдания на Голгофе мы имеем возможность в любой момент прекратить этот разрыв, потому что грехи наши искуплены Божественной Кровью. Мы можем преодолеть разрыв очень быстро, в одно мгновение, принеся покаяние, раскаявшись в грехах и получив в Таинстве Святой Евхаристии прощение этих грехов. Потому что в Таинстве Причащения мы причащаемся той самой Кровью, которая искупила, в том числе, и наш личный грех, тот, в котором мы каемся. Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует.
Но это не значит, что грех автоматически прощается, что мы святы от рождения, что мы можем делать все, что нам заблагорассудится, ссылаясь на то, что Христос искупил грехи. Если б было так, то Святая Жертва Господня поощряла бы наше беззаконие. Но Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве. И происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя.
Действительно, самым первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, в жизненных обстоятельствах, которые продиктовывают греховное поведение. Не всегда просто разобраться, ведь мы постоянно оправдываем самих себя. А нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват. И только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними.
Это трудное дело, требующее напряжения воли и ума. Ведь человеку не хочется возвращаться в то место, где он сделал что-то плохое, или встречаться с людьми, которых он обидел. А возвращаясь мысленно к конфликтам и проблемам, порожденным нашим грехом, мы прикасаемся к тому, к чему прикасаться не хочется. Поэтому всякая внутренняя работа над самим собой требует мужества, требует упования на помощь Божию, требует крепкой молитвы. Потому что без молитвы невозможно придти к полному покаянию.
Пусть Господь поможет всем нам в дни Святой Четыредесятницы совершить подвиг — может быть, самый большой подвиг в жизни — победить самого себя и, увидев грех, с полным осознанием того, что это для каждого из нас означает, вложить особое сердечное чувство в великие слова Ефрема Сирина: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
.................................................................................................................................................
Всё правильно, сказал наш Патриарх. Как тяжело смотреть внутрь себя и не судить ближнего.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1286
плюсы : 3247
Дата регистрации : 2012-09-08
Похожие темы
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста. (О гневе)
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста. ( О гордости)
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в 37-ю годовщину хиротонии
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на Владимирской горке в Киеве
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятую годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста. ( О гордости)
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в 37-ю годовщину хиротонии
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна на Владимирской горке в Киеве
» Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятую годовщину интронизации в Храме Христа Спасителя
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ПОСТ, ДУХОВНАЯ БРАНЬ, ПОЛЕМИКА. :: Новости Руссской Православной Церкви
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения