Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
работы реставрация ДОСКА иконы митры люлька старая резьба иконостаса Жертвенник Сергеевна икон икона престол Татьяна
Поиск
ДЕТИ НА БОГОСЛУЖЕНИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА, ИЛИИНСКИЙ ПРИХОД
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: КРЕПКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ :: Воспитание детей
Страница 1 из 1
ДЕТИ НА БОГОСЛУЖЕНИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА, ИЛИИНСКИЙ ПРИХОД
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
26.02.2013
В недавней публикации на нашем сайте была затронута, казалось бы, чисто житейская, но оказавшаяся чрезвычайно актуальной тема: место ли детям за богослужением? Правильно ли делают родители, приводя и принося малых чад к началу службы, дабы они могли приобщиться к живой жизни Церкви, несмотря на то, что это может быть утомительным для малышей, а живость, капризы, плач детей, возможно, будут отвлекать остальных прихожан от молитвы?
Если поставить вопрос: «Место ли детям за богослужением?» - ответ будет: «Да, безусловно». Собственно, ни в православном учении, ни в педагогической практике нет оснований для другого ответа. Дети – полноценные участники церковных евхаристических молитвенных собраний, и этим все сказано. Странно, с чего это им вдруг не найдется места? Дети способны шуметь, утомляться, засыпать, проситься поесть и «пи-пи». Это доставляет некоторые неудобства и хлопоты прихожанам, клиру и, главным образом, родителям. Тем не менее, задача налаживания богослужебной жизни при общем участии остается первичной и одной из наиболее острых.
Христианство изначально настроено на персонализм. В Ветхом Завете мужчина в синагоге представительствовал за семью. Считают, что Моисея со скрижалями встречала мужская половина Израиля. В иудаизме сохранилось понятие «миньян» - минимальной группы из десяти совершеннолетних мужчин, без которой воспрещена коллективная молитва. Парадоксом для нас выглядят высказывание евангелиста о пяти тысячах человек, кроме женщин и детей (Мф. 14. 22). Таков вполне обычный взгляд его времени, и потому столь велика перемена в последующих представлениях по поводу церковности и семьи, вызванная распространением идей христианства.
Пожалуй, можно сказать, что среди христианских исповеданий Православие опять-таки наиболее персоналистски настроено. Тот, кто крещен в самом раннем младенческом возрасте, даже в первые дни после рождения, рассматривается как самостоятельный и полноценный член Церкви. Для его участия в церковной жизни и Таинствах не требуется выполнения каких-либо дополнительных условий, наподобие западной конфирмации. Таковы богословские, экклезиологические обоснования детскому присутствию в храме, с которыми, думаю, не поспоришь. Полноценный христианин, член Церкви, который много лет (и притом самых важных в плане становления), провел вне церковного собрания либо появлялся в нем изредка, краткими кавалерийскими набегами, – явление, которое сложно объяснить.
Многие святые и известные духовные писатели считали богослужение для детей принципиально важным. Святитель Феофан Затворник советует «предзанимать детское сердце» с раннего возраста образами православного храма. Отсюда, считает он, как из некоего постоянного внутреннего фонда, станут черпаться вкусы и представления взрослого человека – то, что мило и не мило сердцу. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением. Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю».
В практическом опыте церковности естественно ждать, что ребенок из православной семьи прежде достижения им школьного возраста сможет усвоить представление об основных службах и Таинствах: Литургии, за которой верующие причащаются, всенощном бдении, молебне, акафисте, Елеосвящении (Соборовании), Исповеди, панихиде по усопшим. Он в общих чертах представит себе последовательность молитвословий, обстановку в храме, главные песнопения, свои собственные действия во время богослужений. Он сможет поддерживать в собрании пение молитвы «Отче наш», Символа веры, «Богородице, Дево, радуйся». Каким другим образом, кроме регулярной приходской жизни, можно передать детям упомянутые понятия, я, честно сказать, не могу представить, - разве что только унылым теоретизированием и превращением в предмет отвлеченной штудии при том, что богослужение, слава Богу, живо, доступно и регулярно совершается.
Ребенок, который не знает богослужения, не почувствовал храм своим, а остается чужим в его обстановке, был обделен в ходе своего духовного развития. Его можно считать дикарем и дичком, так же, как тех, кто не имеет необходимой эрудиции и культуры, - не умеет читать, не знает имен великих писателей, названий океанов и континентов, не слышал хорошей музыки, не занимался художественным творчеством… Что же касается детей более старшего возраста - с шести-семи лет, когда младенец становится отроком и начинает участвовать в таинстве Покаяния, - параллельное неучастие его в богослужении означает профанацию духовной жизни.
Тогда в чем разница между формами участия в жизни Церкви, желательными для взрослых и для детей? У святителя Василия Великого есть очень прямые и ясные соображения по данному поводу. Во-первых, говорит святитель, в «частной жизни», упражнения и правила сна и бодрствования, времени, меры и качества пищи для детей должны быть определены приличным им образом, то есть с учетом возраста. Однако молитва «дневная», то есть церковная, должна быть общая у детей и у старших, «потому что у детей через соревнование более совершенным укореняется навык к сокрушенной молитве и для старших немаловажно пособие детей в молитве».
Это вполне согласуется с классическими показаниями и принципами педагогики. В воспитании важны не столько специально устраиваемые мероприятия, сколько совместная жизнь, проживание разных ситуаций ребенком вместе со старшими. Если богослужение и Таинства занимают заметное место в жизни отца и матери, бабушки и дедушки, по законам педагогики дети участвуют также и в этой стороне жизни близких им людей. Иначе, если церковная жизнь взрослых протекает вне поля зрения ребенка, возникает новый повод для отчуждения!
Я не согласен с тем, что частое «таскание» родителями детей на службы становится причиной детской нелюбви к храму. Мой собственный родительский опыт говорит, что тяжело вырываться на богослужения из суеты, совершенно иных интересов и ритмов, эстетического поля и мысленного потока. Сложно организовывать походы в храм при разном течении жизни старших и младших, в качестве редких общесемейных акций по выходным, которые, по идее, предполагаются быть более досуговыми. Но если ребенок и взрослый тесно связаны, проводят много времени вместе – коротко сказать, дружат – и взрослый начнет собираться на службу, естественно думать, что ребенок также захочет присоединиться и принять участие.
Из тех, кто читает эту статью, некоторые говели в монастырях и наверняка знают: богослужение «тянется», кажется максимально утомительным и монотонным для новоприбывших из мира; спустя два-три дня, по мере того, как мирской бег в душе приостанавливается, паломника посещает особое чувство сопричастности к священнодействиям, общей молитве, пению, чтению, всей атмосфере храма. Человек подчас неожиданно для себя начинает ощущать то, что почувствовали апостолы: «Господи, добро нам зде быти» (Лк. 9. 33).
К тому же при известном порядке и уравновешенности внутренней обстановки можно прийти и в приходских условиях. Запомним: для семьи с детьми тяжела именно нерегулярная богослужебная жизнь, рассогласование семейного ритма с церковным.
Более дискуссионный момент – обстоятельства, при которых присутствовать с детьми в храме не получается. Обстоятельств этих бывает так много, а примеров удачных решений так мало, что волей-неволей возникает разочарование и неверие в собственные силы и в действенность традиционного церковного опыта. Появляется желание «канонизировать» сложившееся положение, возвести таковое в норму.
Кто-то приходит к выводу, что ребенок в храме не нужен, что он должен быть освобожден от участия в богослужениях. В более смягченном виде данное мнение звучит так: богослужение действует на детскую душу непосредственным образом, она, дескать, воспринимает происходящее неким шестым внутренним чувством, и нескольких минут до Причастия и после Причастия довольно, чтобы присутствие в литургическом собрании как необходимое для члена Церкви условие было исполнено. А еще, бывает, в духе педагогического либерализма говорят, что когда дети вырастут, они сами сделают выбор, что воспитывать надо дома, а не за богослужением, что «перекормить» храмовыми службами хуже, чем «недокормить».
Результатом принятия этой минималистической теории становится упадок воспитания и, шире, глубочайший кризис церковности в семье в целом. Ведь что значит для обычной брачной пары молодых людей вступить в период деторождения, произведя на свет двух-трех чад, и все время, пока самый младший не достиг возраста самостоятельности, перебиваться кое-как без храма? Это означает целую эпоху в десять-пятнадцать, а то и двадцать лет, за которую может утечь океан воды и поменяются все мыслимые и немыслимые представления. Это означает, что, вступив в данный период на рассвете молодых сил и надежд, родители выйдут из него далеко после полудня, 40-летние. И во все эти годы их церковность будет оставаться неустроенной, стесненной требованиями усеченной либо раздельной богослужебной жизни.
Очевидно, что для нормального, положительного решения поднятого вопроса требуется некий другой подход и другие критерии. О том, каким может быть этот подход и что может помочь семье сохранить высокий, единый для всех тонус церковности, поговорим в следующей статье.
Андрей Рогозянский
ИЛИИНСКИЙ ПРИХОД
26.02.2013
В недавней публикации на нашем сайте была затронута, казалось бы, чисто житейская, но оказавшаяся чрезвычайно актуальной тема: место ли детям за богослужением? Правильно ли делают родители, приводя и принося малых чад к началу службы, дабы они могли приобщиться к живой жизни Церкви, несмотря на то, что это может быть утомительным для малышей, а живость, капризы, плач детей, возможно, будут отвлекать остальных прихожан от молитвы?
Если поставить вопрос: «Место ли детям за богослужением?» - ответ будет: «Да, безусловно». Собственно, ни в православном учении, ни в педагогической практике нет оснований для другого ответа. Дети – полноценные участники церковных евхаристических молитвенных собраний, и этим все сказано. Странно, с чего это им вдруг не найдется места? Дети способны шуметь, утомляться, засыпать, проситься поесть и «пи-пи». Это доставляет некоторые неудобства и хлопоты прихожанам, клиру и, главным образом, родителям. Тем не менее, задача налаживания богослужебной жизни при общем участии остается первичной и одной из наиболее острых.
Христианство изначально настроено на персонализм. В Ветхом Завете мужчина в синагоге представительствовал за семью. Считают, что Моисея со скрижалями встречала мужская половина Израиля. В иудаизме сохранилось понятие «миньян» - минимальной группы из десяти совершеннолетних мужчин, без которой воспрещена коллективная молитва. Парадоксом для нас выглядят высказывание евангелиста о пяти тысячах человек, кроме женщин и детей (Мф. 14. 22). Таков вполне обычный взгляд его времени, и потому столь велика перемена в последующих представлениях по поводу церковности и семьи, вызванная распространением идей христианства.
Пожалуй, можно сказать, что среди христианских исповеданий Православие опять-таки наиболее персоналистски настроено. Тот, кто крещен в самом раннем младенческом возрасте, даже в первые дни после рождения, рассматривается как самостоятельный и полноценный член Церкви. Для его участия в церковной жизни и Таинствах не требуется выполнения каких-либо дополнительных условий, наподобие западной конфирмации. Таковы богословские, экклезиологические обоснования детскому присутствию в храме, с которыми, думаю, не поспоришь. Полноценный христианин, член Церкви, который много лет (и притом самых важных в плане становления), провел вне церковного собрания либо появлялся в нем изредка, краткими кавалерийскими набегами, – явление, которое сложно объяснить.
Многие святые и известные духовные писатели считали богослужение для детей принципиально важным. Святитель Феофан Затворник советует «предзанимать детское сердце» с раннего возраста образами православного храма. Отсюда, считает он, как из некоего постоянного внутреннего фонда, станут черпаться вкусы и представления взрослого человека – то, что мило и не мило сердцу. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением. Церковь храмом и богослужением действует на всего человека, воспитывает его всецело: действует на его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, на воображение, на чувства, на ум и волю».
В практическом опыте церковности естественно ждать, что ребенок из православной семьи прежде достижения им школьного возраста сможет усвоить представление об основных службах и Таинствах: Литургии, за которой верующие причащаются, всенощном бдении, молебне, акафисте, Елеосвящении (Соборовании), Исповеди, панихиде по усопшим. Он в общих чертах представит себе последовательность молитвословий, обстановку в храме, главные песнопения, свои собственные действия во время богослужений. Он сможет поддерживать в собрании пение молитвы «Отче наш», Символа веры, «Богородице, Дево, радуйся». Каким другим образом, кроме регулярной приходской жизни, можно передать детям упомянутые понятия, я, честно сказать, не могу представить, - разве что только унылым теоретизированием и превращением в предмет отвлеченной штудии при том, что богослужение, слава Богу, живо, доступно и регулярно совершается.
Ребенок, который не знает богослужения, не почувствовал храм своим, а остается чужим в его обстановке, был обделен в ходе своего духовного развития. Его можно считать дикарем и дичком, так же, как тех, кто не имеет необходимой эрудиции и культуры, - не умеет читать, не знает имен великих писателей, названий океанов и континентов, не слышал хорошей музыки, не занимался художественным творчеством… Что же касается детей более старшего возраста - с шести-семи лет, когда младенец становится отроком и начинает участвовать в таинстве Покаяния, - параллельное неучастие его в богослужении означает профанацию духовной жизни.
Тогда в чем разница между формами участия в жизни Церкви, желательными для взрослых и для детей? У святителя Василия Великого есть очень прямые и ясные соображения по данному поводу. Во-первых, говорит святитель, в «частной жизни», упражнения и правила сна и бодрствования, времени, меры и качества пищи для детей должны быть определены приличным им образом, то есть с учетом возраста. Однако молитва «дневная», то есть церковная, должна быть общая у детей и у старших, «потому что у детей через соревнование более совершенным укореняется навык к сокрушенной молитве и для старших немаловажно пособие детей в молитве».
Это вполне согласуется с классическими показаниями и принципами педагогики. В воспитании важны не столько специально устраиваемые мероприятия, сколько совместная жизнь, проживание разных ситуаций ребенком вместе со старшими. Если богослужение и Таинства занимают заметное место в жизни отца и матери, бабушки и дедушки, по законам педагогики дети участвуют также и в этой стороне жизни близких им людей. Иначе, если церковная жизнь взрослых протекает вне поля зрения ребенка, возникает новый повод для отчуждения!
Я не согласен с тем, что частое «таскание» родителями детей на службы становится причиной детской нелюбви к храму. Мой собственный родительский опыт говорит, что тяжело вырываться на богослужения из суеты, совершенно иных интересов и ритмов, эстетического поля и мысленного потока. Сложно организовывать походы в храм при разном течении жизни старших и младших, в качестве редких общесемейных акций по выходным, которые, по идее, предполагаются быть более досуговыми. Но если ребенок и взрослый тесно связаны, проводят много времени вместе – коротко сказать, дружат – и взрослый начнет собираться на службу, естественно думать, что ребенок также захочет присоединиться и принять участие.
Из тех, кто читает эту статью, некоторые говели в монастырях и наверняка знают: богослужение «тянется», кажется максимально утомительным и монотонным для новоприбывших из мира; спустя два-три дня, по мере того, как мирской бег в душе приостанавливается, паломника посещает особое чувство сопричастности к священнодействиям, общей молитве, пению, чтению, всей атмосфере храма. Человек подчас неожиданно для себя начинает ощущать то, что почувствовали апостолы: «Господи, добро нам зде быти» (Лк. 9. 33).
К тому же при известном порядке и уравновешенности внутренней обстановки можно прийти и в приходских условиях. Запомним: для семьи с детьми тяжела именно нерегулярная богослужебная жизнь, рассогласование семейного ритма с церковным.
Более дискуссионный момент – обстоятельства, при которых присутствовать с детьми в храме не получается. Обстоятельств этих бывает так много, а примеров удачных решений так мало, что волей-неволей возникает разочарование и неверие в собственные силы и в действенность традиционного церковного опыта. Появляется желание «канонизировать» сложившееся положение, возвести таковое в норму.
Кто-то приходит к выводу, что ребенок в храме не нужен, что он должен быть освобожден от участия в богослужениях. В более смягченном виде данное мнение звучит так: богослужение действует на детскую душу непосредственным образом, она, дескать, воспринимает происходящее неким шестым внутренним чувством, и нескольких минут до Причастия и после Причастия довольно, чтобы присутствие в литургическом собрании как необходимое для члена Церкви условие было исполнено. А еще, бывает, в духе педагогического либерализма говорят, что когда дети вырастут, они сами сделают выбор, что воспитывать надо дома, а не за богослужением, что «перекормить» храмовыми службами хуже, чем «недокормить».
Результатом принятия этой минималистической теории становится упадок воспитания и, шире, глубочайший кризис церковности в семье в целом. Ведь что значит для обычной брачной пары молодых людей вступить в период деторождения, произведя на свет двух-трех чад, и все время, пока самый младший не достиг возраста самостоятельности, перебиваться кое-как без храма? Это означает целую эпоху в десять-пятнадцать, а то и двадцать лет, за которую может утечь океан воды и поменяются все мыслимые и немыслимые представления. Это означает, что, вступив в данный период на рассвете молодых сил и надежд, родители выйдут из него далеко после полудня, 40-летние. И во все эти годы их церковность будет оставаться неустроенной, стесненной требованиями усеченной либо раздельной богослужебной жизни.
Очевидно, что для нормального, положительного решения поднятого вопроса требуется некий другой подход и другие критерии. О том, каким может быть этот подход и что может помочь семье сохранить высокий, единый для всех тонус церковности, поговорим в следующей статье.
Андрей Рогозянский
ИЛИИНСКИЙ ПРИХОД
Похожие темы
» Храм в Луганске - архитектура и современные технологии.
» Игорь Ашманов: Про мозговые вирусы
» В канун Великого вторника Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре
» Пощёчина Иоанну Крондштадскому.Продолжение.Протоиерей Андрей Ткачёв.
» Первое светское интервью главы Русской православной церкви. (Продолжение)
» Игорь Ашманов: Про мозговые вирусы
» В канун Великого вторника Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре
» Пощёчина Иоанну Крондштадскому.Продолжение.Протоиерей Андрей Ткачёв.
» Первое светское интервью главы Русской православной церкви. (Продолжение)
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: КРЕПКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ :: Воспитание детей
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения