Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
икон Жертвенник старая иконостаса престол реставрация иконы люлька работы митры ДОСКА Сергеевна резьба икона Татьяна
Поиск
Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Участников: 3
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ШКОЛА КАНОНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ :: Вопросы и недоумения по церковным канонам
Страница 1 из 1
Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Я Вам Комар предлагаю конструктивом заняться - давайте разберём в отдельной теме - каков дожен быть Херувим - шестикрылый или четырёх ???
Конечно я это знаю, но для многих было бы интересно.
Сегодня вопрос поступил
В недавние времена отличия между Херувимом и Серафимом стали исчезать - мне кажется это неправильно.
Так, что вот предлагаю к сотрудничеству в тему "Школа канонической грамотности "
Конечно я это знаю, но для многих было бы интересно.
Сегодня вопрос поступил
В недавние времена отличия между Херувимом и Серафимом стали исчезать - мне кажется это неправильно.
Так, что вот предлагаю к сотрудничеству в тему "Школа канонической грамотности "
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Серафим скорее шестикрылый, а Херувим двукрылый ИМХО
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Пока у нас такая информация, что Серафимы изображаются как огнеобразые Существа, с крылами переплетающимися и похожими на языки пламени.
У Херувимов - шесть крыл, - "шестикрылые Херувимы", - более упорядоченные.
Информации пока много и в разных источниках он слегка разнится.
Например - вот:
"""Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это - Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, «как бы в преддвериях Божества», у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.
Херувимы (евр. - колесницы) - духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла. Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. В первый раз слово «херувим» встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая: херувим с пламенным мечем поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни.
В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения херувимов были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух херувимов над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что херувимы удостоены особенной близости к Богу и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения. На высшее место херувимов в ангельском мире указывают также те места Священного Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на херувимах.
В Апокалипсисе херувимы изображаются также, как и у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем и ночью взывают: «свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет». Херувимы окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов; последние занимают в отношении херувимов подчиненное, служебное положение. Находясь в ближайшем общении с Богом, херувимы отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу.
Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть «реки премудрости» и «места Божия успокоения».
В богослужении Православной церкви на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря."""
У Херувимов - шесть крыл, - "шестикрылые Херувимы", - более упорядоченные.
Информации пока много и в разных источниках он слегка разнится.
Например - вот:
"""Ангельская иерархия состоит из трех триад. Первая, высшая, это - Серафимы, Херувимы и Престолы. Все они находятся в ближайшей и непосредственной близости к Богу, «как бы в преддвериях Божества», у самого Троического святилища. Им доступно прямое и непосредственное ведение Божественных тайн. Они живут в неизреченном озарении, созерцают Бога в ярком свете.
Херувимы (евр. - колесницы) - духовные существа, которых пророк Иезекииль видел в образах человека, вола, льва и орла. Эти символы означают, что Херувимы сочетают в себе качества разумности, повиновения, силы и быстроты. В первый раз слово «херувим» встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая: херувим с пламенным мечем поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни.
В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения херувимов были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух херувимов над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что херувимы удостоены особенной близости к Богу и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения. На высшее место херувимов в ангельском мире указывают также те места Священного Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на херувимах.
В Апокалипсисе херувимы изображаются также, как и у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем и ночью взывают: «свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет». Херувимы окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов; последние занимают в отношении херувимов подчиненное, служебное положение. Находясь в ближайшем общении с Богом, херувимы отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу.
Многоочитые Херувимы, по словам Дионисия Ареопагита, сияют светом богопознания. Они ниспосылают премудрость и просвещение для богопознания низшим чинам. Они суть «реки премудрости» и «места Божия успокоения».
В богослужении Православной церкви на литургии поётся молитва, называемая херувимской песнью: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…». Она состоит из двух частей, разделяемых великим входом, перед ней раскрываются царские врата алтаря."""
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Фрагмент иконы показывает, что Херувимы двукрылые.
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Там у Вас все двухкрылые кроме Серафимов - возможно в этой иконе всё максимально упрощено ?
Вы считаете, что эта икона является руководством ?
(Только я Вас прошу, - не будьте сразу категоричным - мы же исследование проводим )
Вы считаете, что эта икона является руководством ?
(Только я Вас прошу, - не будьте сразу категоричным - мы же исследование проводим )
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Только не переубивайтесь, пожалуйста.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1286
плюсы : 3247
Дата регистрации : 2012-09-08
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Лидия, всё будет культурно.
Комаруська низенько не летает, соображает.
Руслан, приведённая икона конечно не руководство к действию.
Надо сначала разобраться кто главней, Серафим или Херувим ? У того и крыльев должно быть больше.
Хорошая ссылка : Как изобразить непостижимое... https://angelologia.ru/slovo-posle-prazdnichnogo-molebna-v-den-tezoimenitstva-v-moskovskom-hrame-prepodobnogo-pimena-velikogo/
Высший ангельский чин, ближайший к Богу, - это Херувимы, Серафимы и Престолы. "Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, - “обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям знание о Боге, - объясняет Людмила Щенникова. - Херувимы охраняют тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24)".
Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее.
В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, "полными глаз", и в этих таинственных колесах был "дух животных", так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он увидел также, что "все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей" (Иез. 10, 12). Существует версия, что здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их перепутать.
В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувимов с четырьмя ликами. Такое изображение Херувима называют тетраморф ("четырехликий"). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция
Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).
Серафим в переводе с еврейского означает "пламенеющий, огненный". Это имя показывает их "горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность", а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя - ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: "…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его" (см. Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое - в евхаристической молитве, читаемой священником.
Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. Рассказывает Людмила Щенникова: "В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса. Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение - без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”, которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол".
В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии - Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что "они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной" и "всеми силами неподвижно и твердо" служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского - "колеса"). "Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, - поясняет Людмила Щенникова. - Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья - Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие". Престолы можно увидеть на русских иконах "Спас в силах" XIV века.
Комаруська низенько не летает, соображает.
Руслан, приведённая икона конечно не руководство к действию.
Надо сначала разобраться кто главней, Серафим или Херувим ? У того и крыльев должно быть больше.
Хорошая ссылка : Как изобразить непостижимое... https://angelologia.ru/slovo-posle-prazdnichnogo-molebna-v-den-tezoimenitstva-v-moskovskom-hrame-prepodobnogo-pimena-velikogo/
Высший ангельский чин, ближайший к Богу, - это Херувимы, Серафимы и Престолы. "Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, - “обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям знание о Боге, - объясняет Людмила Щенникова. - Херувимы охраняют тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24)".
Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее.
В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, "полными глаз", и в этих таинственных колесах был "дух животных", так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он увидел также, что "все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей" (Иез. 10, 12). Существует версия, что здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их перепутать.
В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувимов с четырьмя ликами. Такое изображение Херувима называют тетраморф ("четырехликий"). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция
Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).
Серафим в переводе с еврейского означает "пламенеющий, огненный". Это имя показывает их "горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность", а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя - ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: "…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его" (см. Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое - в евхаристической молитве, читаемой священником.
Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. Рассказывает Людмила Щенникова: "В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стерлись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса. Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение - без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”, которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол".
В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии - Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что "они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной" и "всеми силами неподвижно и твердо" служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского - "колеса"). "Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, - поясняет Людмила Щенникова. - Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья - Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие". Престолы можно увидеть на русских иконах "Спас в силах" XIV века.
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Православная Церковь, руководясь взглядами древних церковных писателей и Отцов Церкви, а в частности, сочинением "О небесной иерархии," носящим имя св. Дионисия Ареопагита, разделяет мир ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять - на три иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: престолы, херувимы и серафимы. Во второй, средней, иерархии: власти, господства, силы. В третьей, более близкой к нам: ангелы, архангелы, начала (Православное Исповедание). Исчисление девяти ликов ангельских встречаем в "Постановлениях Апостольских," у св. Игнатия Богоносца, у св. Григория Богослова, у св. Златоуста; позднее - у св. Григория Двоеслова, св. Иоанна Дамаскина и других. Вот слова св. Григория Двоеслова: "Мы принимаем девять чинов ангельских, потому что из свидетельства слова Божия знаем об ангелах, архангелах, силах, властях, началах, господствах, престолах, херувимах и серафимах. Так, о бытии ангелов и архангелов свидетельствуют почти все страницы Священного Писания; о херувимах и серафимах, как известно говорят больше книги пророческие; имена еще четырех чинов исчисляет апостол Павел в послании к Ефесянам, говоря: "превыше всякого начальства, и Власти, и Силы, и Господства" (Ефес. 1:21); и он же в послании к Колоссянам пишет: "престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол. 1:16). Итак, когда к тем четырем, о которых он говорит ефесянам, т. е. к началам, властям, силам и господствам, присоединим престолы, раздельно означатся пять чинов; а когда к ним присовокупятся ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, то ясно окажется девять чинов ангельских."
И действительно, обращаясь к книгам Священного Писания, встречаем имена перечисленных девяти чинов, и более девяти не упоминается. Так, наименование херувимов читаем в книге Бытия 3 гл., в псалмах 79 и 98, у Иезекииля главы 1 и 10; серафимов - у Исаии, гл. 6; сил - в посланиях к Ефесянам гл. 1 и к Римлянам гл. 8; престолов, начал, господствий, властей - Колоссянам гл. 1, Ефесянам гл. 1 и 3; архангелов - 1 Солунянам гл. 4 и Иуды стих 9; ангелов - 1 Петра 3 гл., Римлянам 8 гл. и др. На этом основании число ангельских ликов в учении Церкви обычно ограничивается числом девять.
Некоторые Отцы Церкви, впрочем, высказывают свои частные благочестивые мнения, что разделение ангелов на девять ликов обнимает только те имена и лики, какие открыты в слове Божием, но не объемлет многих других имен и ликов ангельских, которые нам не открыты в жизни настоящей, а сделаются известными уже в будущей. Эту мысль развивают св. Златоуст, блаж. Феодорит, Феофилакт. "Есть, говорит Златоуст, поистине есть и другие силы, которых даже имен мы не знаем... Не одни ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти суть обитатели небес, но и бесчисленные иные роды и невообразимо многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил - больше вышеупомянутых и что есть силы, которых имен мы не знаем? Ап. Павел, сказав об одном, упоминает и о другом, когда свидетельствует о Христе: "посадив (Его) превыше всякого Начальства и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Ефес. 1:21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но теперь не известны? Почему и сказал: "имени, именуемого не только в сем веке, но и в грядущем." Суждения эти принимаются Церковью, как частные.
Вообще же древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным. "Сколько чинов небесных существ, рассуждает св. Дионисий в "Небесной Иерархии," какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, - в точности знает Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя." Подобным образом рассуждает и блаж. Августин "Что есть престолы, господства, начала и власти в небесных обителях непоколебимо верую, что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы и в чем именно различаются между собой, не знаю.
Примечание: В Священном Писании некоторым ангелам высшим усваиваются собственные имена. Таких имен есть два в канонических книгах: "Михаил" (кто яко Бог, Дан. 10:13; 12:1. Иуды ст. 9; Откр. 12:7-8), "Гавриил" (муж Божий, Дан. 8:16; 9:21; Лук. 1:19, 26). Три имени ангелов в книгах неканонических: "Рафаил" (помощь Божья, Тов. 3:16; 12:12,15), "Урииль" (огонь Божий. 3 Ездр. 4:1; 5:20), "Салафиил" (молитва к Богу, 3 Ездры 5:16). Кроме того, благочестивое Предание усваивает имена еще двум ангелам: "Иегудеил" (хвала Божия) и "Варахиил" благословение Божие); эти имена не встречаются в Священном Писании (только в 3 книге Ездры упоминается еще "Иеремиил" (высота Божия 4:36). Таким образом, имена усвоены семи ангелам высшим, соответственно словам ап. Иоанна Богослова в Откровении: "Благодать Вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Откр. I:4).
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/
И действительно, обращаясь к книгам Священного Писания, встречаем имена перечисленных девяти чинов, и более девяти не упоминается. Так, наименование херувимов читаем в книге Бытия 3 гл., в псалмах 79 и 98, у Иезекииля главы 1 и 10; серафимов - у Исаии, гл. 6; сил - в посланиях к Ефесянам гл. 1 и к Римлянам гл. 8; престолов, начал, господствий, властей - Колоссянам гл. 1, Ефесянам гл. 1 и 3; архангелов - 1 Солунянам гл. 4 и Иуды стих 9; ангелов - 1 Петра 3 гл., Римлянам 8 гл. и др. На этом основании число ангельских ликов в учении Церкви обычно ограничивается числом девять.
Некоторые Отцы Церкви, впрочем, высказывают свои частные благочестивые мнения, что разделение ангелов на девять ликов обнимает только те имена и лики, какие открыты в слове Божием, но не объемлет многих других имен и ликов ангельских, которые нам не открыты в жизни настоящей, а сделаются известными уже в будущей. Эту мысль развивают св. Златоуст, блаж. Феодорит, Феофилакт. "Есть, говорит Златоуст, поистине есть и другие силы, которых даже имен мы не знаем... Не одни ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти суть обитатели небес, но и бесчисленные иные роды и невообразимо многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово. А откуда видно, что сил - больше вышеупомянутых и что есть силы, которых имен мы не знаем? Ап. Павел, сказав об одном, упоминает и о другом, когда свидетельствует о Христе: "посадив (Его) превыше всякого Начальства и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Ефес. 1:21). Видите, что есть какие-то имена, которые будут известны там, но теперь не известны? Почему и сказал: "имени, именуемого не только в сем веке, но и в грядущем." Суждения эти принимаются Церковью, как частные.
Вообще же древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным. "Сколько чинов небесных существ, рассуждает св. Дионисий в "Небесной Иерархии," какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, - в точности знает Бог, Виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам об этом можно сказать столько, сколько Бог открыл нам через них же самих, как знающих себя." Подобным образом рассуждает и блаж. Августин "Что есть престолы, господства, начала и власти в небесных обителях непоколебимо верую, что они различаются между собой, содержу несомненно; но каковы и в чем именно различаются между собой, не знаю.
Примечание: В Священном Писании некоторым ангелам высшим усваиваются собственные имена. Таких имен есть два в канонических книгах: "Михаил" (кто яко Бог, Дан. 10:13; 12:1. Иуды ст. 9; Откр. 12:7-8), "Гавриил" (муж Божий, Дан. 8:16; 9:21; Лук. 1:19, 26). Три имени ангелов в книгах неканонических: "Рафаил" (помощь Божья, Тов. 3:16; 12:12,15), "Урииль" (огонь Божий. 3 Ездр. 4:1; 5:20), "Салафиил" (молитва к Богу, 3 Ездры 5:16). Кроме того, благочестивое Предание усваивает имена еще двум ангелам: "Иегудеил" (хвала Божия) и "Варахиил" благословение Божие); эти имена не встречаются в Священном Писании (только в 3 книге Ездры упоминается еще "Иеремиил" (высота Божия 4:36). Таким образом, имена усвоены семи ангелам высшим, соответственно словам ап. Иоанна Богослова в Откровении: "Благодать Вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его" (Откр. I:4).
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazanskij/pravoslavnoe-dogmaticheskoe-bogoslovie/
Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Пн Фев 03, 2020 9:09 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
Для Григория ангелы - носители Божественного света преимущественно перед всеми другими тварями. Он говорит об ангелах как светоносных духовных существах, которые "первыми пьют от первого Света, и просветляются словом истины, и сами суть свет и суть отблески совершенного Света". [10] По Григорию, существуют различные чины ангелов, озаряемых Божественным Светом и поставленных Богом на служение людям:
...Есть некие ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы или умы, природы чистые, ни с чем не смешиваемые, неподвижные или неудобоподвижные на зло, всегда ликующие (choreuousas) [11] вокруг Первой Причины... Они или от Нее озаряются чистейшим осиянием, или иным образом получают иное озарение, в соответствии с природой и чином. Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной; они все обходят, всем везде охотно себя предоставляют благодаря готовности к служению и природной легкости. Каждый из них принял какую-либо часть вселенной, или приставлен к чему-нибудь одному из всего… [12] Они все ведут к Единому.., воспевая Божие величие, созерцая вечную славу… [13]
На рубеже V-VI вв. автор Ареопагитского корпуса создаст учение о девятичинной ангельской иерархии, состоящей из трех триад: 1) престолы, серафимы, херувимы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы и ангелы. [14] Хотя Григорий Богослов не делает попытки систематизировать ангельские чины, в его представлении, несомненно, существует некая иерархия ангелов, в соответствии с которой одни получают свет непосредственно от Первой Причины, другие - "иным образом". [15] Характерно, что Григорий упоминает именно девять имен, причем семь идентичны ареопагитским; что же касается имен Херувимов и Серафимов, то в списке Григория вместо них стоят "светлости" и "восхождения": он, очевидно, предпочел греческие термины еврейским. [16]
Что касается материального мира, то в нем Григорий видит прежде всего отражение Божественной красоты: не случайно в греческой традиции мир назван космосом (kosmos, "красота", "порядок"). Космос, по Григорию, есть отображение величия Божия; Бог управляет космосом по законам порядка, мира (eirēnē) и любви:
Епископ Иларион (Алфеев)
Жизнь и учение св. Григория Богослова
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ilarion/teaching/44.html
Так, - значит предоставленная мною в самом начале Квалификация неверна - убираю.
Последние два - более точные источники
...Есть некие ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы или умы, природы чистые, ни с чем не смешиваемые, неподвижные или неудобоподвижные на зло, всегда ликующие (choreuousas) [11] вокруг Первой Причины... Они или от Нее озаряются чистейшим осиянием, или иным образом получают иное озарение, в соответствии с природой и чином. Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной; они все обходят, всем везде охотно себя предоставляют благодаря готовности к служению и природной легкости. Каждый из них принял какую-либо часть вселенной, или приставлен к чему-нибудь одному из всего… [12] Они все ведут к Единому.., воспевая Божие величие, созерцая вечную славу… [13]
На рубеже V-VI вв. автор Ареопагитского корпуса создаст учение о девятичинной ангельской иерархии, состоящей из трех триад: 1) престолы, серафимы, херувимы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы и ангелы. [14] Хотя Григорий Богослов не делает попытки систематизировать ангельские чины, в его представлении, несомненно, существует некая иерархия ангелов, в соответствии с которой одни получают свет непосредственно от Первой Причины, другие - "иным образом". [15] Характерно, что Григорий упоминает именно девять имен, причем семь идентичны ареопагитским; что же касается имен Херувимов и Серафимов, то в списке Григория вместо них стоят "светлости" и "восхождения": он, очевидно, предпочел греческие термины еврейским. [16]
Что касается материального мира, то в нем Григорий видит прежде всего отражение Божественной красоты: не случайно в греческой традиции мир назван космосом (kosmos, "красота", "порядок"). Космос, по Григорию, есть отображение величия Божия; Бог управляет космосом по законам порядка, мира (eirēnē) и любви:
Епископ Иларион (Алфеев)
Жизнь и учение св. Григория Богослова
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ilarion/teaching/44.html
Так, - значит предоставленная мною в самом начале Квалификация неверна - убираю.
Последние два - более точные источники
Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Пн Фев 03, 2020 9:10 am), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Как должны изображаться Серафимы и Херувимы и другие Силы Небесные.
У меня получается так :
Более древние, первые изображения были :
Херувим с двумя, тремя и четырьмя ( тетраморф ("четырехликий") лицами , шестикрылый.
Серафим тоже шестикрылый.
Позднее уже "моно"-Херувима стали изображать с двумя или с шестью крыльями. ( с шестью редко) И в "должности" понизили.
А Серафим как был так и остался шестикрылым. ИМХО
Если титлы есть, тогда без вопросов вообще.
О виде их Иезекииль (рукотворные изображения):
17 От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,
18 сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.
19 С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом.
Более древние, первые изображения были :
Херувим с двумя, тремя и четырьмя ( тетраморф ("четырехликий") лицами , шестикрылый.
Серафим тоже шестикрылый.
Позднее уже "моно"-Херувима стали изображать с двумя или с шестью крыльями. ( с шестью редко) И в "должности" понизили.
А Серафим как был так и остался шестикрылым. ИМХО
Если титлы есть, тогда без вопросов вообще.
О виде их Иезекииль (рукотворные изображения):
17 От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения,
18 сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.
19 С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всем храме кругом.
Комаръ- Сообщения : 387
плюсы : 514
Дата регистрации : 2012-10-28
Похожие темы
» Русинов Владимир
» Какими должны быть христианские активисты - ответ Патриарха.
» Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы
» Джей Ульфельдер: почему одни авторитарные режимы выживают, а другие нет
» Мы спасаемся не внешними делами, а верой, которой мы должны жить, — Патриарх Кирилл
» Какими должны быть христианские активисты - ответ Патриарха.
» Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» и другие рассказы
» Джей Ульфельдер: почему одни авторитарные режимы выживают, а другие нет
» Мы спасаемся не внешними делами, а верой, которой мы должны жить, — Патриарх Кирилл
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ШКОЛА КАНОНИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ :: Вопросы и недоумения по церковным канонам
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения