Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
реставрация иконостаса старая работы Сергеевна престол икона Жертвенник резьба Татьяна митры иконы икон люлька ДОСКА
Поиск
Художники призывают защитить церковное искусство от обмирщения
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: О божественном, вечном и добром... :: Православная живопись
Страница 1 из 1
Художники призывают защитить церковное искусство от обмирщения
Источник: Мирская жизнь образа. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/59062.htm
Автор: Антон Леонтьев
В статье много примеров недавнего западного архитектурного творчества. После них ещё больше радуешься приверженность к традиционным формам нашего храмового искусства. Мне всегда казались самыми интересными и красивыми именно церкви и монастыри.
...............................................................................................................................................................................................
Религиозное искусство – один из самых ярких соблазнов для современного художника. Если долгий процесс изучения и копирования образцов прошлого не очень притягателен, то идея привнести в пространство храма «новый свежий взгляд», который естественно бы продолжил линию, по которой сегодня развивается светское искусство в мировом культурном пространстве, оказывается весьма привлекательным.
Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран
Секция Рождественских чтений, посвященная современному церковному искусству, была одной из самых дискуссионных. Своим опытом наблюдения над нелегким путем религиозного искусства, которое последние двадцать лет с большим трудом пытается возродиться, с общественностью решили поделиться представители всех ведущих факультетов церковных художеств российских вузов. Среди них – представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Иконописной школы при Московской духовной академии, Иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии, Православного гуманитарного института «Со-действие» и другие.
Современное прочтение образа
Двухдневная конференция привлекла и достаточно неожиданных специалистов. Например, режиссер-мультипликатор Юрий Пронин показал, как «политкорректно» избегается любое упоминание о христианстве даже в мультфильмах, напрямую рассказывающих о подвижниках Православия. Например, князь Владимир в одноименном мультике побеждает зло орудием языческого бога, живущего в волшебном дереве, а святую княгиню Февронию заказчик мультика потребовал нарисовать более «женственной и эротичной». С другой стороны, стала уже привычной профанация образов святых – в мультиках любят собирать все апокрифические факты о жизни того или иного подвижника, ведь так характер получается «интереснее», а картинка забавнее. «Если у вас есть художники-экспериментаторы, которые никак не вписываются со своими эпатажными трактовками христианских образов – присылайте их к нам, они тут точно приживутся», – иронично отметил режиссер.
Любопытным опытом поделилась Татьяна Кондратьева – педагог, преподающий историю искусства для будущих медиков-психиатров. Она показала, как квазииконичные произведения на христианскую тему иллюстрируют определенные душевные недуги. В качестве примера она привела работы отдельных художников от Казимира Малевича до наших современников, которые, в том числе, дерзают работать и для храма.
Почти каждый из шестнадцати выступавших с докладами экспертов привел собранный в течение последних лет конкретный материал: что и как рисуют, строят, вышивают и вырезают для храмов. Получилось своего рода портфолио того, как трансформировалось понимание иконописного образа за последние годы.
Умерла ли икона?
Как отметил преподаватель ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев, эксперты сегодня по-разному оценивают состояние современного религиозного искусства. Часть из них считает, что традиция полностью утеряна и религиозное искусство находится в самой низкой точке своего падения. Кто-то предполагает, что ныне мы переживаем лишь один из периодов упадка, связанный с длительным периодом богоборчества. Наконец, есть и те, кто в целом удовлетворен средним уровнем художественных произведений, которые можно увидеть в православных храмах – ведь за двадцать лет сделано уже немало.
онечно, в церквях можно увидеть много примеров безвкусицы, гигантомании и китча. Во многом это издержки неопытности. «Архитектор сегодня проектирует торговый центр – а завтра ему закажут построить храм, а сам он при этом может быть не только неверующим человеком, но и абсолютно равнодушным к многовековым традициям церковного зодчества, – высказал свою излюбленную мысль, подсказанную богатым практическим опытом, известный архитектор Андрей Анисимов. – Люди берутся строить храмы, чтобы еще одновременно и самовыразиться. Они даже не осознают, насколько глубоко их незнание и насколько богата традиция христианского искусства».
Кроме того, достаточно оглянуться на общий культурный уровень нашего общества – а ведь и настоятели, и ктиторы, и сами художники, которые допускают фальшивую роскошь, так же необразованны, как и большая часть народа. «Иконописный образ сейчас вытеснен из нашей культуры. Икону никогда не покажут по телевидению, ей нет места в публичном пространстве. Долгие годы никто не воспитывал у нас понимание образа, в результате христианские символы и духовная красота иконы представляются обывателям абсолютно непонятными, – рассказала профессор Санкт-Петербургского института живописи, ваяния и зодчества имени Репина Нонна Яковлева. «Такая духовная слепота характерна даже для воцерковленных людей – ведь все мы еще только ищем свой путь в Церковь», – добавила она.
По мнению декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова, «сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России, крайне поверхностно знают традицию».
«Мы не должны пускать в храм художников, равнодушных к Церкви», – отметил он. «А в поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства – это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», – также сказал отец Александр.
«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно “перепрыгнуть” и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим на страну далече, а от своих традиций отказываемся окончательно», – подчеркнул искусствовед.
Человек бунтующий
По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», – заявил автор нашумевшей книги «Антиискусство» архитектор Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной «элитой» всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, и потому равнодушно, а иногда и с радостью принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.
Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, – изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу эту икону благословил один из католических епископов на Украине). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах.
«Современная культура не имеет ничего общего с культурой предыдущей эвдемонической эпохи, которая берет свое начало от Ренессанса и заканчивается началом XX века. Если та культура была антропоцентрична, то современная культура демонична, в центре ее стоит человек бунтующий, человек, выбравший культ “абсолютной свободы” от Бога и Его заповедей», – считает известный искусствовед протоиерей Борис Михайлов.
Католическая церковь в Ливерпуле
«Судя по всему, сегодня наступил именно такой момент, когда все члены Церкви в меру свих сил должны начать соборное осмысление этих острых вопросов современности. Если мы этого не сделаем, то современная культура продолжит проникновение в Церковь. Вспоминая недавние события в Храме Христа Спасителя и особенно дальнейший их пиар, могу сказать, что неожиданностью это стало только для тех, кто совсем не знаком с актуальным искусством», – добавил Андрей Яхнин.
Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он.
Капелла Марка Ротко с «черными квадратами»
В качестве примера такого неудачного сотрудничества архитектор привел историю с привлечением художника-экспрессиониста Марка Ротко для проектирования и оформления католической капеллы при университете св. Фомы в Хьюстоне. «Важную часть евангельской истории для католического богословия – Страсти Христовы, – этот художник изобразил в виде четырнадцати темных геометрических абстракций, символизирующих “четырнадцать остановок” Крестного пути. Результатом такого сомнительного эксперимента стало превращение капеллы в место собрания деятелей современного искусства и культуры, а затем и вовсе в ее трансформирование в откровенно оккультное заведение с туманным названием “Храм всех религий”. Сейчас бывшая капелла открыта для сеансов дзен-буддийской и ламаистской медитации и иудейских и зороастрийских молений», – поведал Андрей Яхнин.
По его мнению, в этой ситуации «отставание Православной Церкви» от западных христиан в деле «сближения» с современным искусством оборачивается безусловным благом, позволяющим Ей спокойно и трезво осмыслить феномен contemporary art и свое отношение к нему.
Раскольническая церковь в Киеве
«Это не значит, что Церкви надо отстраниться от процессов, происходящих в современной культуре, предоставив своим членам самостоятельно разбираться с ними. Скорее, необходим взвешенный и профессиональный разговор на эту тему. Возможно, даже более или менее однозначная, соборно выработанная позиция. В то же время нужно быть готовым к неизбежным и весьма жестким провокациям со стороны радикального крыла актуального искусства с целью намеренно обострить ситуацию», – заключил эксперт.
Запад нам поможет
Поучительный пример «сближения позиций» современного искусства и христианства дает нам история развития архитектуры и искусства католической церкви в ХХ веке. Этот сложный процесс подробно проанализировала завкафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко.
Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье
Она рассказала, какие изменения прошли в период подготовки, внедрения и развития идей Второго Ватиканского собора в повседневную жизнь католических приходов.
Одним из идеологов этого процесса в католическом церковном искусстве стал Мари-Алан Кутюрье (1897-1954) – бенедиктинский монах, художник и теоретик искусства, который принимал активное участие в деле возрождения Римо-католической церкви во Франции после Второй мировой войны. Именно он привлек и вдохновил Ле Корбюзье на создание его знаменитых «шедевров» – капеллы Роншан и монастыря Ла-Туретт.
Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье
«Мари-Алан Кутюрье писал: “Лучше обращаться в сфере искусства к гениям без веры, чем к верующим без таланта”. Многие изыскания Кутюрье в области Церковного искусства были провокационными для своего времени, но теперь они стали эталоном “настоящего искусства”», – рассказала Екатерина Шеко.
«Влияние идей Второго Ватиканского собора постепенно проникает и в православные умы, которые, к сожалению, не совсем понимают, откуда текут эти “флюиды”», – добавила она.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101005/100593.p.jpg
Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла»
Уступки миру, сделанные тогда, привели католическую церковь к новой фазе кризиса, освободив общество от традиционных христианских моральных устоев. Свободное общение с миром привело церковь к той грани, переступив через которую, ей придется уже отказаться от евангельских истин. И папа Бенедикт XVI справедливо опасается этого шага, к которому толкают Церковь крайние радикалы. “Современное положение Церкви в мире подобно тому, в котором были христиане первых веков – им пришлось вступить в дискуссию с эллинистической культурой, найти ту демаркационную линию, которая отделяет Церковь от мира” (2005 г. Discours du Pape Benoît XVI à la Curie romaine)», – продолжила искусствовед.
Католический храм в Италии. ( я бы перепутала его с советским ДК с ободранным фронтоном.)
Католическая церковь сегодня пытается балансировать на этой демаркационной линии и осознает свое положение как подлинно критическое. «Православная Церковь пока еще в лучшем положении, во многом благодаря архаично-традиционному мышлению мирян, не столь сильно модернизированных и внутренне раскрепощенных, как на Западе. Но стремительность интеграционных процессов заставляет задуматься об изучении негативного опыта католической церкви», – подчеркнула Екатерина Шеко.
Важным фактом является также то, что большинство модернистских храмов, которые в свое время вызвали фурор и восхищение, сейчас, по прошествии десяти-двадцати лет, не используются христианскими общинами – здесь не служат литургию. Они либо остаются заброшенными, либо отдаются под культурные учреждения или даже молитвенные дома для сектантов.
Вместе с тем, показательно и то, что в последнее время в католической церкви особый интерес вызывает византийская икона, как вечный источник богословского и символического откровения: ее изучают, копируют, распространяют в храмах. Именно в древних образцах художники вновь хотят найти истинное вдохновение – не сиюминутное, человеческое, а универсальное, способное преобразить душу изнутри.
Автор: Антон Леонтьев
В статье много примеров недавнего западного архитектурного творчества. После них ещё больше радуешься приверженность к традиционным формам нашего храмового искусства. Мне всегда казались самыми интересными и красивыми именно церкви и монастыри.
...............................................................................................................................................................................................
Религиозное искусство – один из самых ярких соблазнов для современного художника. Если долгий процесс изучения и копирования образцов прошлого не очень притягателен, то идея привнести в пространство храма «новый свежий взгляд», который естественно бы продолжил линию, по которой сегодня развивается светское искусство в мировом культурном пространстве, оказывается весьма привлекательным.
Церковь Сент-Бернадетт дю Банлей в Невере (1966). Архитектор Клод Паран
Секция Рождественских чтений, посвященная современному церковному искусству, была одной из самых дискуссионных. Своим опытом наблюдения над нелегким путем религиозного искусства, которое последние двадцать лет с большим трудом пытается возродиться, с общественностью решили поделиться представители всех ведущих факультетов церковных художеств российских вузов. Среди них – представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Иконописной школы при Московской духовной академии, Иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии, Православного гуманитарного института «Со-действие» и другие.
Современное прочтение образа
Двухдневная конференция привлекла и достаточно неожиданных специалистов. Например, режиссер-мультипликатор Юрий Пронин показал, как «политкорректно» избегается любое упоминание о христианстве даже в мультфильмах, напрямую рассказывающих о подвижниках Православия. Например, князь Владимир в одноименном мультике побеждает зло орудием языческого бога, живущего в волшебном дереве, а святую княгиню Февронию заказчик мультика потребовал нарисовать более «женственной и эротичной». С другой стороны, стала уже привычной профанация образов святых – в мультиках любят собирать все апокрифические факты о жизни того или иного подвижника, ведь так характер получается «интереснее», а картинка забавнее. «Если у вас есть художники-экспериментаторы, которые никак не вписываются со своими эпатажными трактовками христианских образов – присылайте их к нам, они тут точно приживутся», – иронично отметил режиссер.
Любопытным опытом поделилась Татьяна Кондратьева – педагог, преподающий историю искусства для будущих медиков-психиатров. Она показала, как квазииконичные произведения на христианскую тему иллюстрируют определенные душевные недуги. В качестве примера она привела работы отдельных художников от Казимира Малевича до наших современников, которые, в том числе, дерзают работать и для храма.
Почти каждый из шестнадцати выступавших с докладами экспертов привел собранный в течение последних лет конкретный материал: что и как рисуют, строят, вышивают и вырезают для храмов. Получилось своего рода портфолио того, как трансформировалось понимание иконописного образа за последние годы.
Умерла ли икона?
Как отметил преподаватель ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев, эксперты сегодня по-разному оценивают состояние современного религиозного искусства. Часть из них считает, что традиция полностью утеряна и религиозное искусство находится в самой низкой точке своего падения. Кто-то предполагает, что ныне мы переживаем лишь один из периодов упадка, связанный с длительным периодом богоборчества. Наконец, есть и те, кто в целом удовлетворен средним уровнем художественных произведений, которые можно увидеть в православных храмах – ведь за двадцать лет сделано уже немало.
онечно, в церквях можно увидеть много примеров безвкусицы, гигантомании и китча. Во многом это издержки неопытности. «Архитектор сегодня проектирует торговый центр – а завтра ему закажут построить храм, а сам он при этом может быть не только неверующим человеком, но и абсолютно равнодушным к многовековым традициям церковного зодчества, – высказал свою излюбленную мысль, подсказанную богатым практическим опытом, известный архитектор Андрей Анисимов. – Люди берутся строить храмы, чтобы еще одновременно и самовыразиться. Они даже не осознают, насколько глубоко их незнание и насколько богата традиция христианского искусства».
Кроме того, достаточно оглянуться на общий культурный уровень нашего общества – а ведь и настоятели, и ктиторы, и сами художники, которые допускают фальшивую роскошь, так же необразованны, как и большая часть народа. «Иконописный образ сейчас вытеснен из нашей культуры. Икону никогда не покажут по телевидению, ей нет места в публичном пространстве. Долгие годы никто не воспитывал у нас понимание образа, в результате христианские символы и духовная красота иконы представляются обывателям абсолютно непонятными, – рассказала профессор Санкт-Петербургского института живописи, ваяния и зодчества имени Репина Нонна Яковлева. «Такая духовная слепота характерна даже для воцерковленных людей – ведь все мы еще только ищем свой путь в Церковь», – добавила она.
По мнению декана факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерея Александра Салтыкова, «сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России, крайне поверхностно знают традицию».
«Мы не должны пускать в храм художников, равнодушных к Церкви», – отметил он. «А в поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства – это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», – также сказал отец Александр.
«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно “перепрыгнуть” и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим на страну далече, а от своих традиций отказываемся окончательно», – подчеркнул искусствовед.
Человек бунтующий
По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. «Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», – заявил автор нашумевшей книги «Антиискусство» архитектор Андрей Яхнин. По его словам, такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной «элитой» всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, и потому равнодушно, а иногда и с радостью принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.
Участники конференции показали фотографии современных икон, напрямую иллюстрирующих отход от традиции и полное непонимание символики святых образов. Например, – изображение Богоматери «Футбольной», где Богомладенец изображен с мячом в руках (в преддверии чемпионата Европы по футболу эту икону благословил один из католических епископов на Украине). Также было показано множество очень низких по качеству живописных изображений Богоматери и святых, широко распространенных в христианских храмах.
«Современная культура не имеет ничего общего с культурой предыдущей эвдемонической эпохи, которая берет свое начало от Ренессанса и заканчивается началом XX века. Если та культура была антропоцентрична, то современная культура демонична, в центре ее стоит человек бунтующий, человек, выбравший культ “абсолютной свободы” от Бога и Его заповедей», – считает известный искусствовед протоиерей Борис Михайлов.
Католическая церковь в Ливерпуле
«Судя по всему, сегодня наступил именно такой момент, когда все члены Церкви в меру свих сил должны начать соборное осмысление этих острых вопросов современности. Если мы этого не сделаем, то современная культура продолжит проникновение в Церковь. Вспоминая недавние события в Храме Христа Спасителя и особенно дальнейший их пиар, могу сказать, что неожиданностью это стало только для тех, кто совсем не знаком с актуальным искусством», – добавил Андрей Яхнин.
Анализируя действия представителей Римо-католической церкви, которые пытаются «воцерковить» современное искусство, Андрей Яхнин отметил, что, расценивая это желание как положительное, вместе с тем нельзя не сказать о неоднозначности полученного результата. «Чаще всего вместо диалога между церковью и современным искусством, которого добивались католики, мы видим лишь провокации со стороны агрессивной современной культуры», – подчеркнул он.
Капелла Марка Ротко с «черными квадратами»
В качестве примера такого неудачного сотрудничества архитектор привел историю с привлечением художника-экспрессиониста Марка Ротко для проектирования и оформления католической капеллы при университете св. Фомы в Хьюстоне. «Важную часть евангельской истории для католического богословия – Страсти Христовы, – этот художник изобразил в виде четырнадцати темных геометрических абстракций, символизирующих “четырнадцать остановок” Крестного пути. Результатом такого сомнительного эксперимента стало превращение капеллы в место собрания деятелей современного искусства и культуры, а затем и вовсе в ее трансформирование в откровенно оккультное заведение с туманным названием “Храм всех религий”. Сейчас бывшая капелла открыта для сеансов дзен-буддийской и ламаистской медитации и иудейских и зороастрийских молений», – поведал Андрей Яхнин.
По его мнению, в этой ситуации «отставание Православной Церкви» от западных христиан в деле «сближения» с современным искусством оборачивается безусловным благом, позволяющим Ей спокойно и трезво осмыслить феномен contemporary art и свое отношение к нему.
Раскольническая церковь в Киеве
«Это не значит, что Церкви надо отстраниться от процессов, происходящих в современной культуре, предоставив своим членам самостоятельно разбираться с ними. Скорее, необходим взвешенный и профессиональный разговор на эту тему. Возможно, даже более или менее однозначная, соборно выработанная позиция. В то же время нужно быть готовым к неизбежным и весьма жестким провокациям со стороны радикального крыла актуального искусства с целью намеренно обострить ситуацию», – заключил эксперт.
Запад нам поможет
Поучительный пример «сближения позиций» современного искусства и христианства дает нам история развития архитектуры и искусства католической церкви в ХХ веке. Этот сложный процесс подробно проанализировала завкафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ Екатерина Шеко.
Монастырь Ла-Туретт. Архитектор Ле Корбюзье
Она рассказала, какие изменения прошли в период подготовки, внедрения и развития идей Второго Ватиканского собора в повседневную жизнь католических приходов.
Одним из идеологов этого процесса в католическом церковном искусстве стал Мари-Алан Кутюрье (1897-1954) – бенедиктинский монах, художник и теоретик искусства, который принимал активное участие в деле возрождения Римо-католической церкви во Франции после Второй мировой войны. Именно он привлек и вдохновил Ле Корбюзье на создание его знаменитых «шедевров» – капеллы Роншан и монастыря Ла-Туретт.
Капелла Роншан. Архитектор Ле Корбюзье
«Мари-Алан Кутюрье писал: “Лучше обращаться в сфере искусства к гениям без веры, чем к верующим без таланта”. Многие изыскания Кутюрье в области Церковного искусства были провокационными для своего времени, но теперь они стали эталоном “настоящего искусства”», – рассказала Екатерина Шеко.
«Влияние идей Второго Ватиканского собора постепенно проникает и в православные умы, которые, к сожалению, не совсем понимают, откуда текут эти “флюиды”», – добавила она.
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/101005/100593.p.jpg
Внутренний интерьер Нотр-Дам-де-Тут-Грас. Композиция носит название «Битва добра и зла»
Уступки миру, сделанные тогда, привели католическую церковь к новой фазе кризиса, освободив общество от традиционных христианских моральных устоев. Свободное общение с миром привело церковь к той грани, переступив через которую, ей придется уже отказаться от евангельских истин. И папа Бенедикт XVI справедливо опасается этого шага, к которому толкают Церковь крайние радикалы. “Современное положение Церкви в мире подобно тому, в котором были христиане первых веков – им пришлось вступить в дискуссию с эллинистической культурой, найти ту демаркационную линию, которая отделяет Церковь от мира” (2005 г. Discours du Pape Benoît XVI à la Curie romaine)», – продолжила искусствовед.
Католический храм в Италии. ( я бы перепутала его с советским ДК с ободранным фронтоном.)
Католическая церковь сегодня пытается балансировать на этой демаркационной линии и осознает свое положение как подлинно критическое. «Православная Церковь пока еще в лучшем положении, во многом благодаря архаично-традиционному мышлению мирян, не столь сильно модернизированных и внутренне раскрепощенных, как на Западе. Но стремительность интеграционных процессов заставляет задуматься об изучении негативного опыта католической церкви», – подчеркнула Екатерина Шеко.
Важным фактом является также то, что большинство модернистских храмов, которые в свое время вызвали фурор и восхищение, сейчас, по прошествии десяти-двадцати лет, не используются христианскими общинами – здесь не служат литургию. Они либо остаются заброшенными, либо отдаются под культурные учреждения или даже молитвенные дома для сектантов.
Вместе с тем, показательно и то, что в последнее время в католической церкви особый интерес вызывает византийская икона, как вечный источник богословского и символического откровения: ее изучают, копируют, распространяют в храмах. Именно в древних образцах художники вновь хотят найти истинное вдохновение – не сиюминутное, человеческое, а универсальное, способное преобразить душу изнутри.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1286
плюсы : 3247
Дата регистрации : 2012-09-08
Похожие темы
» Патриарх Кирилл призвал защитить День Победы
» Церковное новолетие — начало индикта
» Священники Луганска призывают только к миру, против войны. Про обстрелянный храм.
» Церковное единство на Украине может быть воссоздано только каноническим путем
» Массолит церковного разлива. Православие и мир.
» Церковное новолетие — начало индикта
» Священники Луганска призывают только к миру, против войны. Про обстрелянный храм.
» Церковное единство на Украине может быть воссоздано только каноническим путем
» Массолит церковного разлива. Православие и мир.
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: О божественном, вечном и добром... :: Православная живопись
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения