Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
Сергеевна митры иконы икон икона Татьяна престол иконостаса старая люлька реставрация резьба ДОСКА работы Жертвенник
Поиск
О фашистском и антихристианском характере выставки Чепменов "Конец веселья". Часть I
Участников: 2
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ПОСТ, ДУХОВНАЯ БРАНЬ, ПОЛЕМИКА. :: Новости Руссской Православной Церкви
Страница 1 из 1
О фашистском и антихристианском характере выставки Чепменов "Конец веселья". Часть I
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С детства увлекаюсь искусством и поэтому слежу за выставками. При упоминании о новой - заинтересовалась. Тем более, что говорилось гравюрах Гоий. Этим художником я увлеклась после прочтения романа "Гойя, или Тяжкий путь познания" Лиона Фейхтвангера в классе 7- 8 и для просмотра в детской художественнной школе даже сделала ряд подражений, но в другой технике. Очень мне нравились гравюры Франсиско Гойи и знаменитая серия "Капричос" и "Бедствия войны".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"Какое мужество"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"Сон разума рождает чудовищ"
Офорты разных серий Гойи являются одновременно взглядом художника и свидетельством истории. Девятнадцатый век и современность являет нам одни и те же картины человеческого страдания, особенно резко выявленного во время военных действии. Этот год для нас юбилейный, мы празднуем одновременно и 400 лет Народного ополчение Минина и Пожарского изгнавшего польских оккупантов из Москвы, 200 лет избавления от войск Наполеона, а так же и 70 лет победы под Москвой 1942 года. Для нас должен быть весьма интересен взгляд художника, который сначала приветствовал и был очарован Наполеоном, ставшего из лейтенанта а сначала генералом, потом консулом, а затем и императором Франции, но когда французские войска вторглись в Испанию, то очарованию пришёл конец, даже несмотря на жажду перемен художником в закостенелой жизни аристократического общества. В своих работах Гойя говорит не только о героическом, но и об ужасном, о кошмаре насилия, и о французах, и противостоявших им испанцев. Это честный взгляд художника, и даже не знаю, как он всё это пережил и нарисовал. Можно сравнить изображения Гойя и фотографии из нашей недавней истории и увидеть, что во многом эти страдания похожи. Везде войне сопутствую и голод, холод, болезни, раны, страдания и смерть.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Пора бы человечеству излечится от этих болезней. Чем? Некоторые считают что, надо просто не думать о плохом, другим нравится самозабвенно юморить и смешить, третьи считают, что сама природа человека склона к страстям - жадности, зависти, ненависти, поэтому для исцеления от этого надо исцелить страстную природу человека, постоянно работая прежде всего над собой над духовным ценностями всего нашего общества. Но если не думать о плохом или не замечать его, оно не исчезнет, как машина, которая мчится тебе на встерчу, не растворится в воздухе от того что закроешь глаза, все равно она с тобой столкнётся, лучше изменить свой маршрут с открытыми глазами. Если юморить и веселиться, то это надоедает, тем более что на нашем ТВ юмора более чем достаточно, но никакие проблемы в обществе от этого не рассасываются. Остаётся третий путь постоянной работы над собой и он самый трудный.
Но вернёмся к Эрмитажу. Случайно узнав о выставках с работами Гойи и по его мотивам я весьма обрадовалась и решила узнать поподробней. Оказалось, что в новом, недавно переданном Министерством Обороны музею помещении - Восточном крыле Главного Штаба, на 3-ем этаже выставлены 40 графических работ Гойи, а на 4 этаже - выставлены художники братья Джейк и Динос Чепмены с вытавкой "Конец веселья" "Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать", "Ужасы войны".
Посмотрела работы Гойи, решила посмотреть и выставку Чепменов, раз уж искусствоведы и кураторы их так связывают. Что же там на экспозиции? Центральная работа "Конец веселья" - это девять витрин поставленных в форме свастики из миниатюрных пластмассовых фигурок нацистов, мутантов, скелетов, свиней. Из пресс-релиза Эрмитажа: -"В витринах развернут единый ландшафт ада, в котором нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга... Подобно архивариусам старинной кунсткамеры, братья Чепмены "запирают" фашистов в капсулу самонаслаждения зверством."
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Странно, но в аду любые грешники получают воздаяние за свои грехи и лишены собственной воли, и не как не самонаслаждаются зверством.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тем более для нацистов убийство было естественным и нормальным явлением и в основном к другим "низшим" культурам и нациям, к которым они причисляли и жителей нашей страны.
Это подтверждает заключённый одного из фашистских лагерей смерти Юлий Фарбер, которого заставляли сжигать труппы уже разложившихся людей из ям-могил пред отступлением фашистов с территории СССР: - "Вообще гестаповцы и эсэсовские чины любили наше производство. Картина тысяч разлагающихся в земле и горящих на костре человеческих трупов была, очевидно, отрадна их взорам. Ужасающее зловоние ям приятно их сердцам. Во всяком случае, достаточно нас посещали всякие обозреватели, наблюдатели, экскурсанты." ..."В одной из ям несколько сотен духовных в рясах, в облачениях, с крестами с изображениями Божьей Матери в руках. Было несколько сотен советских военнопленных, в большинстве командный состав..."
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Расстрелянные советские военнопленные
Для фашистов адом было бы пасти овечек или катать на себе негретянских детишек, находится под присмотром цыган или танцевать вприсядку, а не убивать наслаждаясь кого-либо. Так что то, что показано как ад, для фашистов на самом деле - "сад наслаждений" или рай. К тому же, художники Европы помещали ад обычно в какое-то иное пространство чем земля, а на фотографиях с выставки это не иное пространство, там хорошо видны деревья, церковь, вода, мосты и зеленеющая земля.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Европейские художники ад изображали как падение в преисподнюю, где огонь неугасает или есть чудовище с ужасной пастью поглощающей грешников - левиафан, или выжженое место хотя бы отделёное от Земли рекой, вулканами и пожаром.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Подробнее можно посмотреть здесь: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Не помню чтобы в аду изображали множество распинаемых. Распинателей - возможно. Повешенные за ноги, за руки, без головы, в огне, в серном озере, мучимые демонами, связанными, невольниками или больными - видела, а вот что бы сами убивали кого-то что-то не помню.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фашисты неофициально именовали Германию Третьим Рейхом, а Первым Рейхом у них считалась Священная Римская Империя германской нации (962—1806). Так вот своих пленников нацисты обычно расстреливали, морили голодом или попросту вешали. По крайней мере фотографий с такими казнями больше всего, они даже очень любили фотографироваться с повешенными, при этом сами улыбались в камеру. Так что в представленной выставке нет ни художественной, ни исторической традиции.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Увидев Крест с клоуном Рональдом Мадональдом и с другими - сильно расстроилась.
ссылка на изображение, размер: 197 кбайт, 511 x 768 точек
ссылка на изображение, размер: 71.9 кбайт, 554 x 309 точек
ссылка на изображение, размер: 78.3 кбайт, 560 x 344 точек
ссылка на изображение, размер: 72.2 кбайт, 490 x 325 точек
На этой экспозиции с фашистами есть все сюжеты по страстям: и несение креста, и прибывания к кресту, и прибыванию гвоздей на кресте, а уж сколько распятий и не сосчитать - но вот только художники никогда не помещали эти казни в ад.
ссылка на изображение, размер: 75.1 кбайт, 441 x 271 точек
ссылка на изображение, размер: 67.1 кбайт, 475 x 356 точек
ссылка на изображение, размер: 73.0 кбайт, 559 x 308 точек
Стало крайне неприятно, тем более что такого на работах Гойи да и других художников не было. Даже Римская Империя отказалась от этого жестокого и варварского, языческого вида казни, как только приняла Христианство. Отказалась Империя казнить так, потому что восприняли призыв Спасителя к милосердию, а во-вторых из-за уважения к Кресту Спасителя. И это было некоторым шагом вперёд, к более гуманному отношению к человеку. Традиции изображать казни на крестах грешников в аду у художников Страшного суда и Ада - нет. Однако директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский ссылается именно на Босха и Брейгеля.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Директор Государственного музея Эрмитаж - М.Б. Пиотровский
Поэтому, несмотря не то, что учила истории искусств и в институте, и в училище, и в ДХШ - решила себя проверить и стала смотреть их работы, благо интернет под рукой.
Босх и Брейгель конечно были гениями западного европейского искусства одновременно являясь и представителями традиции и новаторства в искусстве. Как же они изображали Ад.
Ранняя работа Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» представляет собой композицию из симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»
Ещё Ад изображён на правой створке триптиха «Сад земных наслаждений». Получил свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток. Здесь жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт логику воздаяния за грехи в Аду, где перевернуты нормальные на Земле связи, некогда существовавшие в мире. Обычные и безобидные предметы повседневной жизни ставшие предметом страстной привязанности, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, триптих «Сад земных наслаждений»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, триптих «Сад земных наслаждений», «Музыкальный Ад»
"Ад" правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» (1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.) Изображая Ад художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, а так же строящейся бесами-каменщиками новой адской вавилонской башни для осуждённых душ. Вавилон, как известно это наполненный грехами город традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". Здесь главными героями картины Босха становятся люди-грешники и кривляющиеся демоны, страшные монстры которые их мучают. К башне ведёт мост на нём десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. Вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства. Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Казни грешников в аду различны, есть и выисилица наверху башни, но крестной казни там нет.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, триптих «Воз сена»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, «Воз сена», "Ад"
"Адская река" - композиция «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», (1500-1504, Дворец Дожей, Венеция). В картине с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, но хотя бы задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как ожидаемую в этом мире греха катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Адская река" - композиция «Видения загробного мира», часть алтаря
«Страшный суд»
"Низвержение грешников" тоже композиция «Видения загробного мира», (1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.) В этой картине грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Здесь тоже всё имеет логику и осмысленность, за грехи - наказание.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Низвержение грешников" - композиция «Видения загробного мира», часть алтаря
«Страшный суд»
"Страшный суд" (Академия изобразительных искусств, Вена. 1502). Работа сделана под впечатлением от "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова. Три внутренние панели тематически расположены слева направо. Левая створка показывает сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая. Центральная панель изображает сцену Страшного суда и отделение праведников от грешников. Ад - на правой створкe.
Центральная панель, изображает Землю, которая достойна только осуждения. Явление Христа - Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы. Праведники находятся наверху, все остальные попадают к Сатане и армии его демонов.
"49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов."
Новый Завет от Матфея. Гл. 13
Живописцы, как правило, большую часть пространства картины отводили светлым небесным силам, ликующим праведникам, а осужденные на вечные муки занимали более скромное место. У Босха небесам отведена только самая верхняя часть доски. Спасенных праведников можно перечесть по пальцам. Подавляющая же часть рода человеческого вовлечена во вселенский катаклизм, бушующий в темной воронкообразной бездне. В этом новизна Босха, помимо фантастичных чудовищ мучителей.
Широкая долина гибнущая от огня, занимает почти все пространство - это долина Иосафата, где, как сказано в Ветхом Завете, должен проходить Страшный Суд. На заднем плане - объятые пламенем стены земного Иерусалима. У Босха земля стала неотличима от Ада, изображенного на правой сворке триптиха, откуда надвигаются полчища бесов и сразу же принимаются мучить грешников. По видам мучительства можно определить за какой грех страдают жертвы. Так, алчных варят в гигантском котле, установленном у одной из построек в центре. Рядом два демона вливают в рот тучному чревоугоднику содержимое бочки, - это угощение отвратительно, Босх показал, чем наполняется бочка. Блудница на крыше подвергается домогательствам исполинского ящера. На скалистых уступах справа бесы-кузнецы расплющивают на наковальне свои жертвы, а еще одного несчастного подковывают, как лошадь - это воздаяние за гневливость.
Многие из адских пыток Босх мог почерпнуть из распространенной в Средневековье литературы – рассказов людей, побывавших в Аду и вернувшихся, чтобы поведать о своих впечатлениях. Самое знаменитое из таких произведений, разумеется, «Ад» Данте, оказавший огромное влияние на живопись того времени, как впрочем и графические листы Дюрера.
Однако в изображении демонов у Босха нет ни предшественников, ни конкурентов (позднее Дюрер, описывая босховские творения, скажет, что ничего подобного он не только не видывал, но и вообразить себе не мог). Помимо традиционных жаб, змей, драконов здесь представлены виртуозные гибриды людей, животных, птиц, рыб и даже неодушевленных предметов. В отличие от нежно белых, беззащитных тел грешников, они жестки, грубы, часто наделены острыми шипами, клювами. В клубке этих отвратительных монстров вряд ли можно отыскать хоть двух похожих, вряд ли они вообще подлежат какой-либо классификации. В них выразилось представление об Аде, как о месте (или даже состоянии), где перестают действовать установленные Творцом законы природы. Здесь нет Бога, поэтому здесь все разъято и будто наспех скроено из случайных деталей. Здесь царит хаос и тревога – состояние не менее мучительное, чем сами пытки.
Некоторых из монстров, схожих с жабами, змеями, драконами, Босх возможно, видел в религиозных рукописях. Но он первый включил эти изображения в группы, создал новые виды.(фигура, составленная только из головы и ног).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, алтарь «Страшный суд»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, алтарь "Страшный суд" центральная часть - "Страшный суд", "Апокалипсис"
На правой створке изображён Ад. Дворец Сатаны на фоне столбов огня, сам Сатана у входа, шатёр на крыше дворца с несчастными душами, ждущими наказание. Ад, изображённый Босхом, — это место где нет ни законов, ни пропорций судя по двум огромным головам справа. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.
Теперь посмотрим как Босх изображал Крест и Распятие.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, алтарь "Страшный суд" правая створка - " В Аду"
"Распятие с донатором " Босха (Королевские музеи изящных искусств. Брюссель. 1480-1485). Вполне традиционная картина. Христос на кресте, рядом с ним Мария, Апостол Пётр на коленях в двухцветном костюме стоит на коленях донатор. Картина была заказана Босху по обету. Написанная на доске картина принадлежит к серии произведений, ставящих своей целью дать пример религиозного благочестия. На земле у креста кости Адама. В далеке виднеется город.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Распятие с донатором "
"Несение креста." (Вена, Музей истории искусств. 1490-1500). Относится к периоду первых зрелых работ Босха. Христос в окружении толпы мучителей, шатаясь, склонился под своей ношей. Ниже изображен благочестивый разбойник. Он исступленно исповедуется монаху. Пробил час и его товарища. Крест уже лежит у ног.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Несение креста" (Вена, Музей истории искусств. 1490-1500)
Более всего известна картина "Несение креста" находящаяся в Королевском музее в Генте 1505 год.
Чисто композиционно она решена по-новому. Вся её плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак — грубые, уродливые. На них отражаются жестокость, равнодушие, злорадство. Босх усиливает роль отрицательных персонажей, что бы показать ещё с большой силой на их фоне - противоположность Христа всему злому и насильственному. Это кроткий агнец на заклании. Художник часто обращается к мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ безпорочного героя - Спасителя, взявшего на себя грех мира своим произвольным следованием на Голгофу для принятия смерти распятием на кресте. Выделяется кротостью и лицо Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя.
Христос идёт направо навстречу своей смерти. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Несение креста" (Королевский музей, Гент,1516)
Ещё "Несение креста" (Королевский дворец. Мадрид.1505 год). На первом плане фигура Христа с крестом, который поддерживает престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах стремясь обличить ношу. Возможно это скрытый портрет донатора. Уродливые и жестокие лица палачей противоположны по настроению Христу. Сгибаясь по крестом Он смотрит на зрителя укоряюще. Художник хочет заставить зрителя сопереживать и чувствовать страдания Христа, на что было направлено западное благочестие. В отдалении мы видим апостола Иоанна которые поддерживает Марию.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Несение креста" (Королевский дворец. Мадрид. 1505 год)
"Взятие Иисуса под стражу и Несение креста" (1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон). Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста». Это сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью серебряниками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса. Апостол Петр на переднем плане занес меч, чтобы отрубить ухо рабу, пришедшему вместе с воинами. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Необычайно выразителен жест монаха, исповедующего осужденного на казнь разбойника. Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Справа изображен Иисус, упавший под тяжестью креста и остановившийся процессию, движущуюся на Голгофу; святая Вероника устремляется к Спасителю, чтобы отереть пот с его лица. Палачей это промедление приводит в еле сдерживаемую ярость, обыватели же взирают на происходящее скорее с любопытством праздных зевак, нежели с состраданием.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Взятие Иисуса под стражу" и "Несение креста" (1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон).
Посмотрим на изобрвжения ада Питерем Брейгелем Старшим. Вот "Иисус в Лимбо (Сошествие в ад)".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Иисус в Лимбо (Сошествие в ад)"
Лимбо - это обозначение конкретного круга ада, куда спустился Иисус. Здесь ад изображен в виде пасти гигантского левиафана, наполненной людьми. Вообще уста адовы (Hell Mouth) - популярный в средневековой иконографии мотив — изображение ворот ада в виде развёрстой пасти чудовища. С XII—XIII веке распространяется по всей Европе в таких сюжетах, как «Страшный суд» и «Сошествие во ад». Масса художников изображают ад именно, как раскрытые уста чудовища. Вокруг фигуры Христа идущего освободить праведников ещё много сюжетов с мучениями грешников разными кошмарными существами и жуткими пытками в том числе и колесование. Это казнь была известна с поздней античности, применялась в Риме и средневековой Европе, особенно во Франции и Германии, благодаря западным веяниям появилась в России в 17 веке. Так казнили за убийство родителей, младенцев и офицеров. Казнь на колесе так же встречается в античном мифе про Иксиона по которому именно он первый на Земле родича и был осуждён вечно вращаться, прикованный к огненному колесу в загробном мире.
Есть у Питера Брейгеля Старшего и гравюра со "Страшным судом". Где Христос - Судия изображён фронтально с распростёртыми руками, вокруг него Ангелы с трубами и святые на небесах. Изображение связано со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина («Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс.81:8) Здесь художник тоже продолжает христианскую традицию изображения Страшного суда с Судиёй, а так же праведниками с одной стороны и грешниками во аде с другой стороны вместе с лодкой, возможно с Босховского "Корабля дураков". Сам ад изображён как раскрытая пасть чудовища.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Страшный суд"
Таким же чудовищем ад изображён и на известной картине Брейгеля "Безумная Грета, где главная героиня направляется в ад за своей пропавшей сковородой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Безумная Грета"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Безумная Грета" фрагмент с изображением Адовых уст
Как же художник изображает крест? Или в руках у Господа, или в руках у ангелов.
Очень известная и самая большая картина Брейгеля «Путь на Голгофу» или «Несение креста». Этот традиционный евангельский сюжет трактуется как огромная массовая сцена с участием множества любопытных — солдат, мальчишек, крестьян и прочих обывателей. Главные персонажи с трудом различимы среди групп или толп людей как и во многих картинах брюссельского периода как то - «Проповедь Иоанна Крестителя», «Избиение младенцев», «Обращение Савла», «Перепись в Вифлееме». Художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. На переднем плане, изображающем край скалистого обрыва, находятся близкие Христа: Богоматерь, скорбно стиснувшая руки, склонившийся над Ней апостол Иоанн, рыдающая Магдалина. За ними открывается вид на равнину, где происходит событие, описанное в Евангелие, Христос падает под тяжестью креста и воины заставляют Симона Кириянина нести его крест. Дорога к месту для распятия прослеживается по всадником в красном и ведёт она к кольцу из людей. По дороге и справа мы видим следы казней. Это шесты для колесования. Вдалеке видна виселица. Заметное место занимает скала с мельницей, которая иногда трактуется как олицетворение Фортуны или колеса Природы. Это уже не икона, это религиозная картина. В это время по Нидерландам прокатилась волна иконоборческих погромов: толпы людей, воодушевляемых протестантскими проповедниками, врывались в храмы и вымещали свою ненависть к папскому Риму на иконах и статуях святых. Тогда было разорено несколько тысяч храмов и странно было бы писать после этого иконы. В советское время эту картину трактовали как победу законов Природы над гордым донкихотсвующим героем. Но это напрямую протоворечит заповедям Христа - «Будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби». В Нагорной проповеди Он учит - "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Сам Христос с кротостью и смирением исполнил всё, что должен был исполнить по воле Отца для спасения человека от власти греха и вечной смерти, но заметить Его приход и подвиг не под силу равнодушному, гордому, ненавидящему взгляду.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, «Путь на Голгофу» или «Несение креста»
Ещё можно посмотреть картину Питера Брейгеля Старшего "Падение мятежных ангелов" (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель,1562).Здесь светлые ангелы низвергают мятежных демонов с неба в преисподню.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Падение мятежных ангелов"
В "Триумфе смерти" 1562 года из Музея Прадо в Мадриде скелеты косят живых людей и собирают смертельный урожай, вдалеке мы видим тоже пламя, горят строения, видим казнённых, повешенных, всюду стоят шесты для колесования. Никто не вечен на земле, все умирают. Поднимается крышка огромного гроба, который сам по себе как бы является входом в потустороннее царство, и оттуда двигаются нескончаемые миллионы скелетов, с которыми пытаются вступить в сражение лишь единицы, но и они умрут. Есть здесь изображение «триумфа смерти» в виде скелета на тощем коне, и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны и царь в короне, и рыцарь, и веселящиеся молодые люди справа. Смерть здесь - кара за грехи, настигает всюду, земля становится выжженой и страшной пустыней. Изображая трагедию всеобщей смерти, художник возможно выражает свою боль и протест против того, что происходит на его родине. И не удивительно, Нидерланды тогда входили в Габсбурскую Империю официальной верой которой было католичество. В то же время в Нидерландах нашло большой отклик движение протестантов - лютеран, кальвинистов и анабаптистов.Их поддержало большинство населения. Но Карл V издал очень жесткий свод законов, запрещающий читать труды Лютера, Кальвина. Было умерщвлено около 100 тысяч человек. Так же были задействованы рычаги экономического давления, повышаны пошлины. Сына Карла V- Филиппа II Испанского(1556 -1598) частично вернул захваченные протестантами церковные земли, наделил католических епископов правами инквизиции. В 1563 году испанская инквизиция приговорила к смертной казни всех жителей Нидерландов как неисправных еретиков.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Триумф смерти"
Вообщем Брейгелей было много, целая династия художников. И даже один из них имел наименование Адский ( Питер Брегель Младший), а другой Райский или Бархатный ( Ян Брегель).
"Распятние" Питерем Брегелем Младшим трактуется вполне привычно. (Museum of Fine Arts, Budapest, 1617). Христос на кресте посередине, слева и справа распятые разбойники. Всё действие происходит на горе, город - позади.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Младший, "Распятние"
Картина Яна Брейгеля "Распятия" тоже вполне характерна. И здесь в центре на Кресте Христос, слева и права разбойники, одного из которых только поднимают. Разница в смещённой композиции немного направо и место действие не гора, а скорее поляна в лесу, но тоже открытое место. Это религиозная картина и не имеет строго канона в отличие от иконы. детали в картине могут отличаться, смысл должен соответствовать.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ян Брейгель Старший, "Распятие"
Тему Ада и Страшного суда, Распятия и Воскресения разрабатывали многие художники.
В том числе и такой светлый художник как Боттичелли, художник красоты, певучих линий и гармонии. Хорошо известны и графические листы, иллюстрирующие произведение Данте «Божественной комедии», там есть как иллюстрации к главам , где изображается и Рай и Ад, и появившиеся у католиков Чистилище. Помимо графики, есть и цветные иллюстрации к Данте. Интересно то, что грешники и демоны изображены хотя и по разному , но монохромно, а наблюдающие за ними изображены многими цветами (Иллюстрация к XVII песни "Ада" " Божественной комедии" Данте). Есть и живописное изображение ада, согласно плану Данте художник изображает ад в разрезе как воронку, идущей от поверхности Земли к её ядру и состоит из преддверия ада и девяти кругов. Синоимом слова Ад является слово Пекло. В польском языке оно и является обозначением Ада.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сандро Боттичелли, Иллюстрация к XVII песни "Ада" " Божественной комедии" Данте
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сандро Боттичелли, Круги ада», одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» из собраний Ватиканской библиотеки (1480—1495 года)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сандро Боттичелли, (Ад. Песнь традцать первая)
Можно порассматривать его иллюстрации на сайте: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Для материковой Европы вообще характерно изображеня ада в виде чудовища, левиафана, раскрывающего пасть, откуда выходят праведники. В Англии же распространено изображение ада в виде льва. Но важно то, что и в Европе, и в Англии вплоть до XIV века ад представлен в виде пасти чудовища, в том числе и на авторских работах (у Хайме Серра в XIV в. это еще пасть кита); с XIV в. появляются картины, на которых ад обозначен расселиной в скалах (Мантенья, Андреа да Фиренце и др.) или выходом из подземелья (Фра-Анжелико).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фресках XV в. прихода Пикеринг в Йоркшире (Англия). Древняя роспись
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сошествие во ад. Экзультет из Ватиканской библиотеки (Vat. lat. 9820) принадлежавший правителю лангобардского княжества Беневенто Пандольфу II (981-987)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дуччио ди Буонисенья. "Христос в чистилище". Темпера, дерево. Сиена. 1311 год
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фрески Джотто ди Бондоне, "Страшный суд". Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Бенвенуто ди Джованни, "Христос выводит праведников из ада через сокрушённые им врата", 1491 год
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, "Христос выводит праведников из ада", Флоренция. 1365—1368 годы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фреска Фра Беато Анджелико, "Христос выводит из ада души праведников", 1437—1446 годы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Андреа Мантенья, "Христос выводит из ада души праведников", 1470-75 годы
Продолжение следует в части второй, где рассматривается ещё примеры изображения Ада в искусстве, иконе, а так же выясняется главный смысл выставки.
С детства увлекаюсь искусством и поэтому слежу за выставками. При упоминании о новой - заинтересовалась. Тем более, что говорилось гравюрах Гоий. Этим художником я увлеклась после прочтения романа "Гойя, или Тяжкий путь познания" Лиона Фейхтвангера в классе 7- 8 и для просмотра в детской художественнной школе даже сделала ряд подражений, но в другой технике. Очень мне нравились гравюры Франсиско Гойи и знаменитая серия "Капричос" и "Бедствия войны".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"Какое мужество"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"Сон разума рождает чудовищ"
Офорты разных серий Гойи являются одновременно взглядом художника и свидетельством истории. Девятнадцатый век и современность являет нам одни и те же картины человеческого страдания, особенно резко выявленного во время военных действии. Этот год для нас юбилейный, мы празднуем одновременно и 400 лет Народного ополчение Минина и Пожарского изгнавшего польских оккупантов из Москвы, 200 лет избавления от войск Наполеона, а так же и 70 лет победы под Москвой 1942 года. Для нас должен быть весьма интересен взгляд художника, который сначала приветствовал и был очарован Наполеоном, ставшего из лейтенанта а сначала генералом, потом консулом, а затем и императором Франции, но когда французские войска вторглись в Испанию, то очарованию пришёл конец, даже несмотря на жажду перемен художником в закостенелой жизни аристократического общества. В своих работах Гойя говорит не только о героическом, но и об ужасном, о кошмаре насилия, и о французах, и противостоявших им испанцев. Это честный взгляд художника, и даже не знаю, как он всё это пережил и нарисовал. Можно сравнить изображения Гойя и фотографии из нашей недавней истории и увидеть, что во многом эти страдания похожи. Везде войне сопутствую и голод, холод, болезни, раны, страдания и смерть.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Пора бы человечеству излечится от этих болезней. Чем? Некоторые считают что, надо просто не думать о плохом, другим нравится самозабвенно юморить и смешить, третьи считают, что сама природа человека склона к страстям - жадности, зависти, ненависти, поэтому для исцеления от этого надо исцелить страстную природу человека, постоянно работая прежде всего над собой над духовным ценностями всего нашего общества. Но если не думать о плохом или не замечать его, оно не исчезнет, как машина, которая мчится тебе на встерчу, не растворится в воздухе от того что закроешь глаза, все равно она с тобой столкнётся, лучше изменить свой маршрут с открытыми глазами. Если юморить и веселиться, то это надоедает, тем более что на нашем ТВ юмора более чем достаточно, но никакие проблемы в обществе от этого не рассасываются. Остаётся третий путь постоянной работы над собой и он самый трудный.
Но вернёмся к Эрмитажу. Случайно узнав о выставках с работами Гойи и по его мотивам я весьма обрадовалась и решила узнать поподробней. Оказалось, что в новом, недавно переданном Министерством Обороны музею помещении - Восточном крыле Главного Штаба, на 3-ем этаже выставлены 40 графических работ Гойи, а на 4 этаже - выставлены художники братья Джейк и Динос Чепмены с вытавкой "Конец веселья" "Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать", "Ужасы войны".
Посмотрела работы Гойи, решила посмотреть и выставку Чепменов, раз уж искусствоведы и кураторы их так связывают. Что же там на экспозиции? Центральная работа "Конец веселья" - это девять витрин поставленных в форме свастики из миниатюрных пластмассовых фигурок нацистов, мутантов, скелетов, свиней. Из пресс-релиза Эрмитажа: -"В витринах развернут единый ландшафт ада, в котором нацисты со зверской жестокостью неустанно убивают друг друга... Подобно архивариусам старинной кунсткамеры, братья Чепмены "запирают" фашистов в капсулу самонаслаждения зверством."
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Странно, но в аду любые грешники получают воздаяние за свои грехи и лишены собственной воли, и не как не самонаслаждаются зверством.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тем более для нацистов убийство было естественным и нормальным явлением и в основном к другим "низшим" культурам и нациям, к которым они причисляли и жителей нашей страны.
Это подтверждает заключённый одного из фашистских лагерей смерти Юлий Фарбер, которого заставляли сжигать труппы уже разложившихся людей из ям-могил пред отступлением фашистов с территории СССР: - "Вообще гестаповцы и эсэсовские чины любили наше производство. Картина тысяч разлагающихся в земле и горящих на костре человеческих трупов была, очевидно, отрадна их взорам. Ужасающее зловоние ям приятно их сердцам. Во всяком случае, достаточно нас посещали всякие обозреватели, наблюдатели, экскурсанты." ..."В одной из ям несколько сотен духовных в рясах, в облачениях, с крестами с изображениями Божьей Матери в руках. Было несколько сотен советских военнопленных, в большинстве командный состав..."
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Расстрелянные советские военнопленные
Для фашистов адом было бы пасти овечек или катать на себе негретянских детишек, находится под присмотром цыган или танцевать вприсядку, а не убивать наслаждаясь кого-либо. Так что то, что показано как ад, для фашистов на самом деле - "сад наслаждений" или рай. К тому же, художники Европы помещали ад обычно в какое-то иное пространство чем земля, а на фотографиях с выставки это не иное пространство, там хорошо видны деревья, церковь, вода, мосты и зеленеющая земля.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Европейские художники ад изображали как падение в преисподнюю, где огонь неугасает или есть чудовище с ужасной пастью поглощающей грешников - левиафан, или выжженое место хотя бы отделёное от Земли рекой, вулканами и пожаром.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Подробнее можно посмотреть здесь: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Не помню чтобы в аду изображали множество распинаемых. Распинателей - возможно. Повешенные за ноги, за руки, без головы, в огне, в серном озере, мучимые демонами, связанными, невольниками или больными - видела, а вот что бы сами убивали кого-то что-то не помню.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фашисты неофициально именовали Германию Третьим Рейхом, а Первым Рейхом у них считалась Священная Римская Империя германской нации (962—1806). Так вот своих пленников нацисты обычно расстреливали, морили голодом или попросту вешали. По крайней мере фотографий с такими казнями больше всего, они даже очень любили фотографироваться с повешенными, при этом сами улыбались в камеру. Так что в представленной выставке нет ни художественной, ни исторической традиции.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Увидев Крест с клоуном Рональдом Мадональдом и с другими - сильно расстроилась.
ссылка на изображение, размер: 197 кбайт, 511 x 768 точек
ссылка на изображение, размер: 71.9 кбайт, 554 x 309 точек
ссылка на изображение, размер: 78.3 кбайт, 560 x 344 точек
ссылка на изображение, размер: 72.2 кбайт, 490 x 325 точек
На этой экспозиции с фашистами есть все сюжеты по страстям: и несение креста, и прибывания к кресту, и прибыванию гвоздей на кресте, а уж сколько распятий и не сосчитать - но вот только художники никогда не помещали эти казни в ад.
ссылка на изображение, размер: 75.1 кбайт, 441 x 271 точек
ссылка на изображение, размер: 67.1 кбайт, 475 x 356 точек
ссылка на изображение, размер: 73.0 кбайт, 559 x 308 точек
Стало крайне неприятно, тем более что такого на работах Гойи да и других художников не было. Даже Римская Империя отказалась от этого жестокого и варварского, языческого вида казни, как только приняла Христианство. Отказалась Империя казнить так, потому что восприняли призыв Спасителя к милосердию, а во-вторых из-за уважения к Кресту Спасителя. И это было некоторым шагом вперёд, к более гуманному отношению к человеку. Традиции изображать казни на крестах грешников в аду у художников Страшного суда и Ада - нет. Однако директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский ссылается именно на Босха и Брейгеля.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Директор Государственного музея Эрмитаж - М.Б. Пиотровский
Поэтому, несмотря не то, что учила истории искусств и в институте, и в училище, и в ДХШ - решила себя проверить и стала смотреть их работы, благо интернет под рукой.
Босх и Брейгель конечно были гениями западного европейского искусства одновременно являясь и представителями традиции и новаторства в искусстве. Как же они изображали Ад.
Ранняя работа Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» представляет собой композицию из симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх «Семь смертных грехов и четыре последние вещи»
Ещё Ад изображён на правой створке триптиха «Сад земных наслаждений». Получил свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток. Здесь жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт логику воздаяния за грехи в Аду, где перевернуты нормальные на Земле связи, некогда существовавшие в мире. Обычные и безобидные предметы повседневной жизни ставшие предметом страстной привязанности, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, триптих «Сад земных наслаждений»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, триптих «Сад земных наслаждений», «Музыкальный Ад»
"Ад" правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» (1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.) Изображая Ад художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, а так же строящейся бесами-каменщиками новой адской вавилонской башни для осуждённых душ. Вавилон, как известно это наполненный грехами город традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". Здесь главными героями картины Босха становятся люди-грешники и кривляющиеся демоны, страшные монстры которые их мучают. К башне ведёт мост на нём десяток бесов истязают несчастного грешника, посаженного верхом на корову. Вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства. Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Казни грешников в аду различны, есть и выисилица наверху башни, но крестной казни там нет.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, триптих «Воз сена»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, «Воз сена», "Ад"
"Адская река" - композиция «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», (1500-1504, Дворец Дожей, Венеция). В картине с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, но хотя бы задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как ожидаемую в этом мире греха катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Адская река" - композиция «Видения загробного мира», часть алтаря
«Страшный суд»
"Низвержение грешников" тоже композиция «Видения загробного мира», (1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.) В этой картине грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Здесь тоже всё имеет логику и осмысленность, за грехи - наказание.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Низвержение грешников" - композиция «Видения загробного мира», часть алтаря
«Страшный суд»
"Страшный суд" (Академия изобразительных искусств, Вена. 1502). Работа сделана под впечатлением от "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова. Три внутренние панели тематически расположены слева направо. Левая створка показывает сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая. Центральная панель изображает сцену Страшного суда и отделение праведников от грешников. Ад - на правой створкe.
Центральная панель, изображает Землю, которая достойна только осуждения. Явление Христа - Судии на радуге, в сиянии Славы, и Богоматерь, просящая за грешное человечество, — традиционные иконографические признаки этой темы. Праведники находятся наверху, все остальные попадают к Сатане и армии его демонов.
"49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов."
Новый Завет от Матфея. Гл. 13
Живописцы, как правило, большую часть пространства картины отводили светлым небесным силам, ликующим праведникам, а осужденные на вечные муки занимали более скромное место. У Босха небесам отведена только самая верхняя часть доски. Спасенных праведников можно перечесть по пальцам. Подавляющая же часть рода человеческого вовлечена во вселенский катаклизм, бушующий в темной воронкообразной бездне. В этом новизна Босха, помимо фантастичных чудовищ мучителей.
Широкая долина гибнущая от огня, занимает почти все пространство - это долина Иосафата, где, как сказано в Ветхом Завете, должен проходить Страшный Суд. На заднем плане - объятые пламенем стены земного Иерусалима. У Босха земля стала неотличима от Ада, изображенного на правой сворке триптиха, откуда надвигаются полчища бесов и сразу же принимаются мучить грешников. По видам мучительства можно определить за какой грех страдают жертвы. Так, алчных варят в гигантском котле, установленном у одной из построек в центре. Рядом два демона вливают в рот тучному чревоугоднику содержимое бочки, - это угощение отвратительно, Босх показал, чем наполняется бочка. Блудница на крыше подвергается домогательствам исполинского ящера. На скалистых уступах справа бесы-кузнецы расплющивают на наковальне свои жертвы, а еще одного несчастного подковывают, как лошадь - это воздаяние за гневливость.
Многие из адских пыток Босх мог почерпнуть из распространенной в Средневековье литературы – рассказов людей, побывавших в Аду и вернувшихся, чтобы поведать о своих впечатлениях. Самое знаменитое из таких произведений, разумеется, «Ад» Данте, оказавший огромное влияние на живопись того времени, как впрочем и графические листы Дюрера.
Однако в изображении демонов у Босха нет ни предшественников, ни конкурентов (позднее Дюрер, описывая босховские творения, скажет, что ничего подобного он не только не видывал, но и вообразить себе не мог). Помимо традиционных жаб, змей, драконов здесь представлены виртуозные гибриды людей, животных, птиц, рыб и даже неодушевленных предметов. В отличие от нежно белых, беззащитных тел грешников, они жестки, грубы, часто наделены острыми шипами, клювами. В клубке этих отвратительных монстров вряд ли можно отыскать хоть двух похожих, вряд ли они вообще подлежат какой-либо классификации. В них выразилось представление об Аде, как о месте (или даже состоянии), где перестают действовать установленные Творцом законы природы. Здесь нет Бога, поэтому здесь все разъято и будто наспех скроено из случайных деталей. Здесь царит хаос и тревога – состояние не менее мучительное, чем сами пытки.
Некоторых из монстров, схожих с жабами, змеями, драконами, Босх возможно, видел в религиозных рукописях. Но он первый включил эти изображения в группы, создал новые виды.(фигура, составленная только из головы и ног).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, алтарь «Страшный суд»
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, алтарь "Страшный суд" центральная часть - "Страшный суд", "Апокалипсис"
На правой створке изображён Ад. Дворец Сатаны на фоне столбов огня, сам Сатана у входа, шатёр на крыше дворца с несчастными душами, ждущими наказание. Ад, изображённый Босхом, — это место где нет ни законов, ни пропорций судя по двум огромным головам справа. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.
Теперь посмотрим как Босх изображал Крест и Распятие.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, алтарь "Страшный суд" правая створка - " В Аду"
"Распятие с донатором " Босха (Королевские музеи изящных искусств. Брюссель. 1480-1485). Вполне традиционная картина. Христос на кресте, рядом с ним Мария, Апостол Пётр на коленях в двухцветном костюме стоит на коленях донатор. Картина была заказана Босху по обету. Написанная на доске картина принадлежит к серии произведений, ставящих своей целью дать пример религиозного благочестия. На земле у креста кости Адама. В далеке виднеется город.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Распятие с донатором "
"Несение креста." (Вена, Музей истории искусств. 1490-1500). Относится к периоду первых зрелых работ Босха. Христос в окружении толпы мучителей, шатаясь, склонился под своей ношей. Ниже изображен благочестивый разбойник. Он исступленно исповедуется монаху. Пробил час и его товарища. Крест уже лежит у ног.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Несение креста" (Вена, Музей истории искусств. 1490-1500)
Более всего известна картина "Несение креста" находящаяся в Королевском музее в Генте 1505 год.
Чисто композиционно она решена по-новому. Вся её плоскость заполнена человеческими фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных зевак — грубые, уродливые. На них отражаются жестокость, равнодушие, злорадство. Босх усиливает роль отрицательных персонажей, что бы показать ещё с большой силой на их фоне - противоположность Христа всему злому и насильственному. Это кроткий агнец на заклании. Художник часто обращается к мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ безпорочного героя - Спасителя, взявшего на себя грех мира своим произвольным следованием на Голгофу для принятия смерти распятием на кресте. Выделяется кротостью и лицо Святой Вероники, в руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя.
Христос идёт направо навстречу своей смерти. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Несение креста" (Королевский музей, Гент,1516)
Ещё "Несение креста" (Королевский дворец. Мадрид.1505 год). На первом плане фигура Христа с крестом, который поддерживает престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах стремясь обличить ношу. Возможно это скрытый портрет донатора. Уродливые и жестокие лица палачей противоположны по настроению Христу. Сгибаясь по крестом Он смотрит на зрителя укоряюще. Художник хочет заставить зрителя сопереживать и чувствовать страдания Христа, на что было направлено западное благочестие. В отдалении мы видим апостола Иоанна которые поддерживает Марию.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Несение креста" (Королевский дворец. Мадрид. 1505 год)
"Взятие Иисуса под стражу и Несение креста" (1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон). Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста». Это сцены Страстей Христовых. Пока Иуда торопливо покидает Гефсиманский сад с тридцатью серебряниками, храмовая стража и слуги первосвященника набрасываются на Иисуса. Апостол Петр на переднем плане занес меч, чтобы отрубить ухо рабу, пришедшему вместе с воинами. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Необычайно выразителен жест монаха, исповедующего осужденного на казнь разбойника. Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Справа изображен Иисус, упавший под тяжестью креста и остановившийся процессию, движущуюся на Голгофу; святая Вероника устремляется к Спасителю, чтобы отереть пот с его лица. Палачей это промедление приводит в еле сдерживаемую ярость, обыватели же взирают на происходящее скорее с любопытством праздных зевак, нежели с состраданием.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Иероним Босх, "Взятие Иисуса под стражу" и "Несение креста" (1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон).
Посмотрим на изобрвжения ада Питерем Брейгелем Старшим. Вот "Иисус в Лимбо (Сошествие в ад)".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Иисус в Лимбо (Сошествие в ад)"
Лимбо - это обозначение конкретного круга ада, куда спустился Иисус. Здесь ад изображен в виде пасти гигантского левиафана, наполненной людьми. Вообще уста адовы (Hell Mouth) - популярный в средневековой иконографии мотив — изображение ворот ада в виде развёрстой пасти чудовища. С XII—XIII веке распространяется по всей Европе в таких сюжетах, как «Страшный суд» и «Сошествие во ад». Масса художников изображают ад именно, как раскрытые уста чудовища. Вокруг фигуры Христа идущего освободить праведников ещё много сюжетов с мучениями грешников разными кошмарными существами и жуткими пытками в том числе и колесование. Это казнь была известна с поздней античности, применялась в Риме и средневековой Европе, особенно во Франции и Германии, благодаря западным веяниям появилась в России в 17 веке. Так казнили за убийство родителей, младенцев и офицеров. Казнь на колесе так же встречается в античном мифе про Иксиона по которому именно он первый на Земле родича и был осуждён вечно вращаться, прикованный к огненному колесу в загробном мире.
Есть у Питера Брейгеля Старшего и гравюра со "Страшным судом". Где Христос - Судия изображён фронтально с распростёртыми руками, вокруг него Ангелы с трубами и святые на небесах. Изображение связано со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина («Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс.81:8) Здесь художник тоже продолжает христианскую традицию изображения Страшного суда с Судиёй, а так же праведниками с одной стороны и грешниками во аде с другой стороны вместе с лодкой, возможно с Босховского "Корабля дураков". Сам ад изображён как раскрытая пасть чудовища.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Страшный суд"
Таким же чудовищем ад изображён и на известной картине Брейгеля "Безумная Грета, где главная героиня направляется в ад за своей пропавшей сковородой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Безумная Грета"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Безумная Грета" фрагмент с изображением Адовых уст
Как же художник изображает крест? Или в руках у Господа, или в руках у ангелов.
Очень известная и самая большая картина Брейгеля «Путь на Голгофу» или «Несение креста». Этот традиционный евангельский сюжет трактуется как огромная массовая сцена с участием множества любопытных — солдат, мальчишек, крестьян и прочих обывателей. Главные персонажи с трудом различимы среди групп или толп людей как и во многих картинах брюссельского периода как то - «Проповедь Иоанна Крестителя», «Избиение младенцев», «Обращение Савла», «Перепись в Вифлееме». Художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. На переднем плане, изображающем край скалистого обрыва, находятся близкие Христа: Богоматерь, скорбно стиснувшая руки, склонившийся над Ней апостол Иоанн, рыдающая Магдалина. За ними открывается вид на равнину, где происходит событие, описанное в Евангелие, Христос падает под тяжестью креста и воины заставляют Симона Кириянина нести его крест. Дорога к месту для распятия прослеживается по всадником в красном и ведёт она к кольцу из людей. По дороге и справа мы видим следы казней. Это шесты для колесования. Вдалеке видна виселица. Заметное место занимает скала с мельницей, которая иногда трактуется как олицетворение Фортуны или колеса Природы. Это уже не икона, это религиозная картина. В это время по Нидерландам прокатилась волна иконоборческих погромов: толпы людей, воодушевляемых протестантскими проповедниками, врывались в храмы и вымещали свою ненависть к папскому Риму на иконах и статуях святых. Тогда было разорено несколько тысяч храмов и странно было бы писать после этого иконы. В советское время эту картину трактовали как победу законов Природы над гордым донкихотсвующим героем. Но это напрямую протоворечит заповедям Христа - «Будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби». В Нагорной проповеди Он учит - "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". Сам Христос с кротостью и смирением исполнил всё, что должен был исполнить по воле Отца для спасения человека от власти греха и вечной смерти, но заметить Его приход и подвиг не под силу равнодушному, гордому, ненавидящему взгляду.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, «Путь на Голгофу» или «Несение креста»
Ещё можно посмотреть картину Питера Брейгеля Старшего "Падение мятежных ангелов" (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель,1562).Здесь светлые ангелы низвергают мятежных демонов с неба в преисподню.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Падение мятежных ангелов"
В "Триумфе смерти" 1562 года из Музея Прадо в Мадриде скелеты косят живых людей и собирают смертельный урожай, вдалеке мы видим тоже пламя, горят строения, видим казнённых, повешенных, всюду стоят шесты для колесования. Никто не вечен на земле, все умирают. Поднимается крышка огромного гроба, который сам по себе как бы является входом в потустороннее царство, и оттуда двигаются нескончаемые миллионы скелетов, с которыми пытаются вступить в сражение лишь единицы, но и они умрут. Есть здесь изображение «триумфа смерти» в виде скелета на тощем коне, и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны и царь в короне, и рыцарь, и веселящиеся молодые люди справа. Смерть здесь - кара за грехи, настигает всюду, земля становится выжженой и страшной пустыней. Изображая трагедию всеобщей смерти, художник возможно выражает свою боль и протест против того, что происходит на его родине. И не удивительно, Нидерланды тогда входили в Габсбурскую Империю официальной верой которой было католичество. В то же время в Нидерландах нашло большой отклик движение протестантов - лютеран, кальвинистов и анабаптистов.Их поддержало большинство населения. Но Карл V издал очень жесткий свод законов, запрещающий читать труды Лютера, Кальвина. Было умерщвлено около 100 тысяч человек. Так же были задействованы рычаги экономического давления, повышаны пошлины. Сына Карла V- Филиппа II Испанского(1556 -1598) частично вернул захваченные протестантами церковные земли, наделил католических епископов правами инквизиции. В 1563 году испанская инквизиция приговорила к смертной казни всех жителей Нидерландов как неисправных еретиков.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Старший, "Триумф смерти"
Вообщем Брейгелей было много, целая династия художников. И даже один из них имел наименование Адский ( Питер Брегель Младший), а другой Райский или Бархатный ( Ян Брегель).
"Распятние" Питерем Брегелем Младшим трактуется вполне привычно. (Museum of Fine Arts, Budapest, 1617). Христос на кресте посередине, слева и справа распятые разбойники. Всё действие происходит на горе, город - позади.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Питер Брейгель Младший, "Распятние"
Картина Яна Брейгеля "Распятия" тоже вполне характерна. И здесь в центре на Кресте Христос, слева и права разбойники, одного из которых только поднимают. Разница в смещённой композиции немного направо и место действие не гора, а скорее поляна в лесу, но тоже открытое место. Это религиозная картина и не имеет строго канона в отличие от иконы. детали в картине могут отличаться, смысл должен соответствовать.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ян Брейгель Старший, "Распятие"
Тему Ада и Страшного суда, Распятия и Воскресения разрабатывали многие художники.
В том числе и такой светлый художник как Боттичелли, художник красоты, певучих линий и гармонии. Хорошо известны и графические листы, иллюстрирующие произведение Данте «Божественной комедии», там есть как иллюстрации к главам , где изображается и Рай и Ад, и появившиеся у католиков Чистилище. Помимо графики, есть и цветные иллюстрации к Данте. Интересно то, что грешники и демоны изображены хотя и по разному , но монохромно, а наблюдающие за ними изображены многими цветами (Иллюстрация к XVII песни "Ада" " Божественной комедии" Данте). Есть и живописное изображение ада, согласно плану Данте художник изображает ад в разрезе как воронку, идущей от поверхности Земли к её ядру и состоит из преддверия ада и девяти кругов. Синоимом слова Ад является слово Пекло. В польском языке оно и является обозначением Ада.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сандро Боттичелли, Иллюстрация к XVII песни "Ада" " Божественной комедии" Данте
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сандро Боттичелли, Круги ада», одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» из собраний Ватиканской библиотеки (1480—1495 года)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сандро Боттичелли, (Ад. Песнь традцать первая)
Можно порассматривать его иллюстрации на сайте: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Для материковой Европы вообще характерно изображеня ада в виде чудовища, левиафана, раскрывающего пасть, откуда выходят праведники. В Англии же распространено изображение ада в виде льва. Но важно то, что и в Европе, и в Англии вплоть до XIV века ад представлен в виде пасти чудовища, в том числе и на авторских работах (у Хайме Серра в XIV в. это еще пасть кита); с XIV в. появляются картины, на которых ад обозначен расселиной в скалах (Мантенья, Андреа да Фиренце и др.) или выходом из подземелья (Фра-Анжелико).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фресках XV в. прихода Пикеринг в Йоркшире (Англия). Древняя роспись
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Сошествие во ад. Экзультет из Ватиканской библиотеки (Vat. lat. 9820) принадлежавший правителю лангобардского княжества Беневенто Пандольфу II (981-987)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Дуччио ди Буонисенья. "Христос в чистилище". Темпера, дерево. Сиена. 1311 год
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фрески Джотто ди Бондоне, "Страшный суд". Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Бенвенуто ди Джованни, "Христос выводит праведников из ада через сокрушённые им врата", 1491 год
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, "Христос выводит праведников из ада", Флоренция. 1365—1368 годы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Фреска Фра Беато Анджелико, "Христос выводит из ада души праведников", 1437—1446 годы
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Андреа Мантенья, "Христос выводит из ада души праведников", 1470-75 годы
Продолжение следует в части второй, где рассматривается ещё примеры изображения Ада в искусстве, иконе, а так же выясняется главный смысл выставки.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1286
плюсы : 3247
Дата регистрации : 2012-09-08
Re: О фашистском и антихристианском характере выставки Чепменов "Конец веселья". Часть I
не знаю, но мне это ВСЁ чуждо. И Гойя,и Босх, и это пугАло. Всё ЭТО не приводит в покаянию, а лишь к содроганию.
Слава Богу. что этого "созерцания" нет в Православии!
Слава Богу. что этого "созерцания" нет в Православии!
Татьяна Сергеевна- Сообщения : 1771
плюсы : 2941
Дата регистрации : 2012-09-09
Re: О фашистском и антихристианском характере выставки Чепменов "Конец веселья". Часть I
Татьяна Сергеевна пишет:не знаю, но мне это ВСЁ чуждо. И Гойя,и Босх, и это пугАло. Всё ЭТО не приводит в покаянию, а лишь к содроганию.
Слава Богу. что этого "созерцания" нет в Православии!
В католической церкви и у протестантов другое богословие и другой визуальный ряд. А сейчас и того хуже, судя по выставке.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1286
плюсы : 3247
Дата регистрации : 2012-09-08
Похожие темы
» О фашистском и антихристианском характере выставки Чепменов "Конец веселья". Часть II
» Фотографии с выставки "Преодоление"
» Ученые и писатели обвинили Пиотровского в нравственной глухоте в связи с выставкой братьев Чепменов
» Немного картинок с выставки Романовых.
» Опять на выставки специально устраивают скандал!
» Фотографии с выставки "Преодоление"
» Ученые и писатели обвинили Пиотровского в нравственной глухоте в связи с выставкой братьев Чепменов
» Немного картинок с выставки Романовых.
» Опять на выставки специально устраивают скандал!
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ПОСТ, ДУХОВНАЯ БРАНЬ, ПОЛЕМИКА. :: Новости Руссской Православной Церкви
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения