Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
Татьяна ДОСКА икон престол иконостаса резьба старая Сергеевна люлька работы иконы икона Жертвенник митры реставрация
Поиск
Храм, высотка, супермаркет. О Православной архитектуре. Журнал "ФОМА" и Андрей Анисимов.
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: РАБОТЫ МАСТЕРОВ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА :: МАСТЕРА ДЕЛЯТСЯ СЕКРЕТАМИ, ОПЫТОМ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ :: Новости архитектуры и дизайна
Страница 1 из 1
Храм, высотка, супермаркет. О Православной архитектуре. Журнал "ФОМА" и Андрей Анисимов.
О чем волнуется церковный архитектор
Почему архитекторы, вместо того чтобы экспериментировать с храмами, копируют старое? Отчего не хотят строить несколько больших соборов в городе вместо десятков маленьких церквей? Чем в своих работах они могут удивить искушенного жителя мегаполиса? Об этом мы побеседовали с известным церковным архитектором Андреем Анисимовым
Коттеджи а-ля рюс
— Чем для вас как для архитектора отличается работа над созданием храма от работы над прочими проектами? И можно ли заниматься параллельно и одним, и другим?
— Мы начинали работать в конце восьмидесятых, когда еще не было возможности заниматься только храмами. И у меня была такая иллюзия в те времена, что вот, мы сможем выполнять заказы для богатых новых русских, зарабатывать там большие деньги, а для церквей будем трудиться во славу Божью или за очень маленькие деньги. По себестоимости, скажем. Теперь могу точно сказать — так не получается. Потому что специалистом надо быть все-таки в каком-то одном деле. Я уже более 25 лет занимаюсь строительством храмов и все равно себя 100% специалистом не считаю. Дело в том, что церковная архитектура, как вообще всякая архитектура, требует какого-то погружения в специфику. Например, я понимаю, что, если сейчас меня попросят спроектировать театр, я не смогу выполнить эту работу, потому что мне придется еще всю театральную технологию изучать как минимум год. Даже над проектом магазина придется долго думать: как организовать потоки покупателей, как расположить товар в зале, где должны быть подъезды для машин и еще много-много чего такого, о чем я имею сейчас лишь самое общее представление. Прежде чем что-то строить, нужно очень хорошо понимать, как это что-то будет функционировать. Поэтому, слава Богу, я уже много лет могу отказываться от частных заказов на офисы, коттеджи, рестораны, все прочее. Хотя они периодически поступают, когда кто-то хочет в такой декоративной стилистике сделать, а-ля рюс. Но я знаю, что в результате это все будет совсем неинтересно. Поэтому все-таки принял такое серьезное решение — отказаться от всех других заказов.
— Раньше в городах России на каждой улице был свой храм, который вмещал в себя всех жителей этой улицы. Сегодня ситуация изменилась качественно. В одну лишь многоэтажку могут вместиться все жители большого села. Какими должны быть храмы в районах многоэтажной застройки в связи с этой спецификой?
— Мы никогда точно не знаем, сколько будет прихожан в городском храме. Понятно, что заселяются микрорайоны не одними только православными людьми. А хуже всего вот что: когда создаются новые микрорайоны, в проекты изначально не закладывается место под храм. И в результате храм буквально втискивают в какой-то маленький треугольник, оставшийся после застройки между супермаркетом, каким-нибудь автомобильным салоном и пунктом шиномонтажа.
— И люди возмущаются: был кусок единственный, и тот…
— Да. Это тут же провоцирует конфликт с населением. Или парковая зона — там те же проблемы: в плане парка изначально нет храма, и это очень плохо. Строительство храма не должно быть каким-то «вторжением» на территорию парка. Для парковой зоны храм — вообще идеальное сооружение, самый лучший смысловой центр, объединяющий пространство, который там только может быть. И сейчас батюшки — настоятели таких храмов сами просят нас, когда мы проектируем, чтобы там и детские площадки были, и какие-то спортивные сооружения для людей. Церковь в городе — это ведь не монастырь за глухой оградой, с какими-то строгими правилами. Она должна быть открытой, чтобы люди к церкви привыкали, чтобы дети к ней привыкали, и чтобы храм для них не был чем-то таким непонятно-чужим там, за забором.
— Стилистика храмов в различные времена определялась, если можно так выразиться, духом эпохи. Как бы вы определили дух нашего времени и какому стилю храмового строительства он соответствуют?
— Ничего хорошего в том, что храмы отражали дух эпохи, на мой взгляд, нет. Я считаю, что с утратой патриаршества, с расколом в XVII веку у нас закончилось позитивное развитие архитектуры и церковного искусства. С XVII века начинается прямая деградация и того и другого. Посмотрите на иконы. Посмотрите на прикладное искусство. Это же духовное метание какое-то, духовный раскол. Обмирщение жизни Церкви повлекло за собой обмирщение церковной архитектуры, живописи, музыки. Церковные песнопения утратили свою особенность и превратились в некое подобие итальянской оперы — понятно, чтоб слезу выбивало. Но ведь не в этом же задача церковного искусства! С храмовой архитектурой произошло ровно то же самое. Она становится более мирской, подчиняется требованиям городской застройки, а в сельской местности — имитирует ее, вплоть до того, что деревянные храмы обшивали доской, и на ней просто рисовали кирпичную кладку.
— Это действительно так и было?
— Да, на Севере, Кижи были все обшиты доской. В XIX веке там начали имитировать Петербург. Деревянный лемех на куполах обшивали железом, рубленые бревенчатые храмы обшивали доской, и на них рисовали кирпичики: соответствие тому самому духу времени, а по сути — полная деградация. Церковь не может подчиняться требованиям моды. Ведь храмовая архитектура — это только то, что вмещает в себя само действо, которое происходит в храме, она является лишь внешним выражением того, что совершается на литургии. И как, скажите, она может подчиняться требованиям современной архитектуры? Я считаю, такой задачи при разработке проекта храма у архитектора вообще нет. Задача как раз в том, чтобы показать разницу. Раньше храм в селе был доминантой. Кругом — деревянная застройка, посреди которой стоит какой-нибудь шатровый храм, к примеру. Он во всех смыслах доминирует над этой местностью — и по высоте, и по размерам, и по красоте форм и отделки. А сейчас что? Есть у нас возможность построить храм, который бы доминировал над этими 35-этажными домами? Очевидно, что нет. А без превосходства в размерах и по высоте доминирование невозможно. Поэтому у нас такой задачи нет. Тем не менее и сегодня храм должен своими видом показать, что именно он является главным духовным стержнем на этой территории. А поскольку размеры уже не важны, нужно искать совсем другие решения.
Проект московского храма Иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке, созданный мастерскими Андрея Анисимова. Возводится в рамках программы «200 храмов»,
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ "ФОМА"
Почему архитекторы, вместо того чтобы экспериментировать с храмами, копируют старое? Отчего не хотят строить несколько больших соборов в городе вместо десятков маленьких церквей? Чем в своих работах они могут удивить искушенного жителя мегаполиса? Об этом мы побеседовали с известным церковным архитектором Андреем Анисимовым
Коттеджи а-ля рюс
— Чем для вас как для архитектора отличается работа над созданием храма от работы над прочими проектами? И можно ли заниматься параллельно и одним, и другим?
— Мы начинали работать в конце восьмидесятых, когда еще не было возможности заниматься только храмами. И у меня была такая иллюзия в те времена, что вот, мы сможем выполнять заказы для богатых новых русских, зарабатывать там большие деньги, а для церквей будем трудиться во славу Божью или за очень маленькие деньги. По себестоимости, скажем. Теперь могу точно сказать — так не получается. Потому что специалистом надо быть все-таки в каком-то одном деле. Я уже более 25 лет занимаюсь строительством храмов и все равно себя 100% специалистом не считаю. Дело в том, что церковная архитектура, как вообще всякая архитектура, требует какого-то погружения в специфику. Например, я понимаю, что, если сейчас меня попросят спроектировать театр, я не смогу выполнить эту работу, потому что мне придется еще всю театральную технологию изучать как минимум год. Даже над проектом магазина придется долго думать: как организовать потоки покупателей, как расположить товар в зале, где должны быть подъезды для машин и еще много-много чего такого, о чем я имею сейчас лишь самое общее представление. Прежде чем что-то строить, нужно очень хорошо понимать, как это что-то будет функционировать. Поэтому, слава Богу, я уже много лет могу отказываться от частных заказов на офисы, коттеджи, рестораны, все прочее. Хотя они периодически поступают, когда кто-то хочет в такой декоративной стилистике сделать, а-ля рюс. Но я знаю, что в результате это все будет совсем неинтересно. Поэтому все-таки принял такое серьезное решение — отказаться от всех других заказов.
— Раньше в городах России на каждой улице был свой храм, который вмещал в себя всех жителей этой улицы. Сегодня ситуация изменилась качественно. В одну лишь многоэтажку могут вместиться все жители большого села. Какими должны быть храмы в районах многоэтажной застройки в связи с этой спецификой?
— Мы никогда точно не знаем, сколько будет прихожан в городском храме. Понятно, что заселяются микрорайоны не одними только православными людьми. А хуже всего вот что: когда создаются новые микрорайоны, в проекты изначально не закладывается место под храм. И в результате храм буквально втискивают в какой-то маленький треугольник, оставшийся после застройки между супермаркетом, каким-нибудь автомобильным салоном и пунктом шиномонтажа.
— И люди возмущаются: был кусок единственный, и тот…
— Да. Это тут же провоцирует конфликт с населением. Или парковая зона — там те же проблемы: в плане парка изначально нет храма, и это очень плохо. Строительство храма не должно быть каким-то «вторжением» на территорию парка. Для парковой зоны храм — вообще идеальное сооружение, самый лучший смысловой центр, объединяющий пространство, который там только может быть. И сейчас батюшки — настоятели таких храмов сами просят нас, когда мы проектируем, чтобы там и детские площадки были, и какие-то спортивные сооружения для людей. Церковь в городе — это ведь не монастырь за глухой оградой, с какими-то строгими правилами. Она должна быть открытой, чтобы люди к церкви привыкали, чтобы дети к ней привыкали, и чтобы храм для них не был чем-то таким непонятно-чужим там, за забором.
— Стилистика храмов в различные времена определялась, если можно так выразиться, духом эпохи. Как бы вы определили дух нашего времени и какому стилю храмового строительства он соответствуют?
— Ничего хорошего в том, что храмы отражали дух эпохи, на мой взгляд, нет. Я считаю, что с утратой патриаршества, с расколом в XVII веку у нас закончилось позитивное развитие архитектуры и церковного искусства. С XVII века начинается прямая деградация и того и другого. Посмотрите на иконы. Посмотрите на прикладное искусство. Это же духовное метание какое-то, духовный раскол. Обмирщение жизни Церкви повлекло за собой обмирщение церковной архитектуры, живописи, музыки. Церковные песнопения утратили свою особенность и превратились в некое подобие итальянской оперы — понятно, чтоб слезу выбивало. Но ведь не в этом же задача церковного искусства! С храмовой архитектурой произошло ровно то же самое. Она становится более мирской, подчиняется требованиям городской застройки, а в сельской местности — имитирует ее, вплоть до того, что деревянные храмы обшивали доской, и на ней просто рисовали кирпичную кладку.
— Это действительно так и было?
— Да, на Севере, Кижи были все обшиты доской. В XIX веке там начали имитировать Петербург. Деревянный лемех на куполах обшивали железом, рубленые бревенчатые храмы обшивали доской, и на них рисовали кирпичики: соответствие тому самому духу времени, а по сути — полная деградация. Церковь не может подчиняться требованиям моды. Ведь храмовая архитектура — это только то, что вмещает в себя само действо, которое происходит в храме, она является лишь внешним выражением того, что совершается на литургии. И как, скажите, она может подчиняться требованиям современной архитектуры? Я считаю, такой задачи при разработке проекта храма у архитектора вообще нет. Задача как раз в том, чтобы показать разницу. Раньше храм в селе был доминантой. Кругом — деревянная застройка, посреди которой стоит какой-нибудь шатровый храм, к примеру. Он во всех смыслах доминирует над этой местностью — и по высоте, и по размерам, и по красоте форм и отделки. А сейчас что? Есть у нас возможность построить храм, который бы доминировал над этими 35-этажными домами? Очевидно, что нет. А без превосходства в размерах и по высоте доминирование невозможно. Поэтому у нас такой задачи нет. Тем не менее и сегодня храм должен своими видом показать, что именно он является главным духовным стержнем на этой территории. А поскольку размеры уже не важны, нужно искать совсем другие решения.
Проект московского храма Иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке, созданный мастерскими Андрея Анисимова. Возводится в рамках программы «200 храмов»,
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ "ФОМА"
Похожие темы
» Страницы памяти в ФБ. Скончался Анатолий Данилов. Просим молитв.
» Архитектор Андрей Анисимов: «Сделать правильно – это сделать своими руками»
» Презентация сборника "Русской храм XXI века. Размышления о современной церковной архитектуре".
» ЧУДО ЛЮБВИ. 260 УСЫНОВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ НАЗЫВАЮТ ЕГО «ПАПОЙ»-журнал ФОМА
» Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты - журнал "ФОМА"
» Архитектор Андрей Анисимов: «Сделать правильно – это сделать своими руками»
» Презентация сборника "Русской храм XXI века. Размышления о современной церковной архитектуре".
» ЧУДО ЛЮБВИ. 260 УСЫНОВЛЕННЫХ ДЕТЕЙ НАЗЫВАЮТ ЕГО «ПАПОЙ»-журнал ФОМА
» Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты - журнал "ФОМА"
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: РАБОТЫ МАСТЕРОВ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА :: МАСТЕРА ДЕЛЯТСЯ СЕКРЕТАМИ, ОПЫТОМ, ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ :: Новости архитектуры и дизайна
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения