ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ


Join the forum, it's quick and easy

ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Последние темы
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm

» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm

» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am

» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am

» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am

» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm

» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm

» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am

» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am

» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am

» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm

» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm

» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am

» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am

» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm

» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am

» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am

» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm

» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm

» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm

» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm

» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm

» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm

» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am

» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am

» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm

» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm

» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm

» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am

» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm

» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm

» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am

» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm

» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am

» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am

» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm

» С праздником в честь Казанской иконы Божье Матери
автор Лидия Пт Ноя 04, 2022 11:35 am

» Конгрессмен Джейми Раскин: "Россия — православная страна с традиционными социальными ценностями. Именно поэтому она должна быть уничтожена..."
автор Лидия Пн Окт 31, 2022 4:53 pm

» Война: конец гонениям на церковь
автор Лидия Чт Окт 27, 2022 9:23 pm

» Митрополита Евгения в Эстонии заставили осудить СВО угрожая выгнать его из страны
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 2:56 pm

» С праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 8:42 am

» День Веры, Надежды, Любви и их матери Софии
автор Лидия Пт Сен 30, 2022 7:54 pm

» Митрополит Таллинский Евгений призвал верующих усилить молитвы в связи с многочисленными нападками на Эстонскую Церковь в СМИ
автор Лидия Вс Сен 18, 2022 4:26 pm

» Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:32 pm

» Церковное новолетие — начало индикта
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:28 pm

» Литва запретила въезд в страну предстоятелю Русской православной церкви патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
автор Лидия Чт Июл 28, 2022 7:49 pm

» С Праздником Святой Троицы
автор Лидия Вс Июн 12, 2022 10:01 am

» Как выглядит сейчас то место в Екатеринбурге, где не дали построить церковь
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:39 am

» Молитва о восстановление мира
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:28 am

» Троицкая родительская суббота. Икона Божией Матери "Споручница грешных"
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:14 am

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь


Законы «икономики»

Участников: 2

Перейти вниз

Законы «икономики» Empty Законы «икономики»

Сообщение автор Руслан Остров Вт Ноя 19, 2013 2:13 pm

Николай ЗАДОРОЖНЫЙ: «Если бы не интерес западных коллекционеров, мы бы потеряли миллионы прекрасных образов»

Иконы — ходовой товар на черном арт-рынке. Сегодня и последние сорок лет. Цены на реликвии исчисляются порой миллионами долларов, а ловят злоумышленников не так-то часто. О том, как чемоданами вывозили иконы на Запад в советское время, как их возвращают сейчас и почему в церквях к реликвиям нет того трепетного отношения, какое испытывают к памятникам православной культуры коллекционеры, «МК» побеседовал с директором Музея русской иконы Николаем Задорожным.

Законы «икономики» DETAIL_PICTURE__66243959

СПРАВКА "МК"

Николай Задорожный — директор частного Музея русской иконы, основанного меценатом Михаилом Абрамовым. Это первый в России пример того, как частное собрание преобразовалось в музей древнерусского искусства. В 2011 году он был включен в члены IСOM — международной организации музеев при ЮНЕСКО. Фонды собрания насчитывают 4000 экспонатов — от произведений раннего христианства и памятников христианской культуры Эфиопии до иконописи начала ХХ века. Музей и его сотрудники не только устраивают выставки, но и занимаются возвратом похищенных икон в храмы.

Захожу в кабинет директора — все стены заняты иконами и книжными полками. На столе у Николая Задорожного потемневшая икона-складень, которую принес пожилой мужчина на продажу, а еще фотография Царских врат из Ростова Великого.

— Это Царские врата XVII века, — поясняет директор Музея русской иконы, замечая мой интерес, — основные фрагменты которых на днях вернулись в Ростовский кремль, откуда были украдены 18 лет назад. Тогда, в 1995-м, злоумышленники целиком вынули из основы киотцы с изображениями сцен Благовещения и четырех евангелистов. Нам удалось их найти, а Михаил Абрамов их выкупил и вернул как раз к 130-летию основания Ростовского музея церковных древностей.

— Кражи икон происходят регулярно. Почему сейчас грабят храмы не меньше, чем в атеистическое советское время?

— Соблазн велик. Цены на иконы растут. К тому же многие памятники иконописи сложно разыскивать, потому что они не были сфотографированы и инвентаризированы. Вот и эти фрагменты Царских врат мы нашли случайно: зам. директора по научной работе нашего музея Ирина Шалина идентифицировала их, изучая старинные фотографии древностей Ростовского музея, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским (пионер цветной фотографии в России — Авт.).

— Насколько же велик «соблазн»? Каков разброс цен на иконы сегодня?

— Все зависит многих факторов: качество исполнения иконы, ее древность, сюжет, размер, состояние сохранности, принадлежность конкретному иконописцу, если это икона нового времени, или выразительность образа, если это древний памятник. Например, работа ХIХ века тонкого письма известного иконописца, вроде Чирикова или Дикарева, может стоить больше ста тысяч долларов. Вообще икона ХIХ века может стоить от 100 долларов до 200 тысяч долларов. Цены на древние вещи разнятся — от сотен тысяч долларов до нескольких миллионов.

Законы «икономики» 495_44748

Иконы вывозили чемоданами

— Расцвет коллекционирования икон приходится на конец XIX века. А после революции большие собрания, такие как васнецовское или лихачевское, вошли в фонды крупных госмузеев. Но не все. Какова судьба тех вещей, которые не попали в музеи?

— Из старых собраний иконы в основном действительно попали в государственные музеи или перераспределились в кругах собирателей. Так, некоторые вещи из собрания Васнецова оказались у Николая Соколова из Кукрыниксов. Иконы из других дореволюционных собраний я видел, например, у писателя Владимира Солоухина. Но это редкие случаи.

— На исходе советской эпохи интерес к иконам возвращается — и памятники начинают вывозить на Запад. Так?

— Интерес к иконам вновь возникает в середине 1960-х годов. В основном коллекционерами становились художники, которые могли оценить красоту работы и мастерство автора, несмотря на то, что некоторые иконы были записаны или находились под слоем потемневшей олифы. Юрий Арбат, Владимир Солоухин, Сергей Воробьев, Илья Глазунов — они собирали уже тогда, хоть религиозные изображения и были запрещены к продаже через антикварные магазины. Всего таких собирателей было человек пятьдесят. В то время как в деревнях миллионы икон пылились на чердаках. Как раз в то же время начался особый период, когда художники или студенты стали ходить по деревням и собирать иконы. Трудно поверить, но в 1960-е годы можно было обнаружить в мосточке через ручей, в грубо сколоченных ставнях окон коровника, в куче ветхого инвентаря на чердаке крестьянского дома. И все это отдавалось с легким сердцем. А в 1970–1980-х эти вещи начинают массово уходить на Запад.

Законы «икономики» 495_44749

— На родине они были не нужны...

— Да, большинство деревенских жителей хранили изображения на чердаках или в сундуках — мол, сын комсомолец, не разрешает дома держать. Время атеистическое было. Но отдавали бесплатно: продавать иконы все равно считалось грехом. Находились прекрасные образцы XV–XVI веков, большинство, правда, записанные или настолько почерневшие, что не было видно, какой святой изображен. Если вспомнить историю, в XIX веке по деревням ходили богомазы, которые заново переписывали образы — чаще поверх древней живописи. Тем самым они спасли эти иконы, законсервировав их. А специалист все равно видит за наслоениями очарование древней иконы. Иногда реставраторы снимают по четыре-пять слоев поздних наслоений, прежде чем добраться до первого слоя — авторского. Но в советское время никакие богомазы уже, конечно, не ходили. Только те люди, кто понимал ценность реликвий. Но брали далеко не все. Когда я был молод, путешествовал по деревням и собирал иконы, то не брал ни ХIХ, ни XVIII век. XVII — в редких случаях, только если это изысканные письма, если это Строгановская школа живописи.

— А вы сами как увлеклись иконами? Как начали собирать свою коллекцию?

— Я учился на курсе с Сергеем Воробьевым, который с отцом собирал и продолжает коллекционировать иконы, и однажды он показал мне, как восстанавливают древние памятники. Меня поразило это преображение — когда из-под потемневшего слоя появляется прекрасный образ. Я начал собирать древние иконы, ходить по деревням. У меня сложилась хорошая коллекция, я показывал ее на первой выставке частных собраний в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева в 1974 году.

— Вы знаете о контрабанде икон не понаслышке. Откуда?

— Я был свидетелем этого процесса. Я оказался в Западном Берлине в конце 1970-х годов и прожил там шесть лет. Меня часто привлекали в качестве эксперта владельцы антикварных магазинов — в большинстве своем выходцы из Советского Союза. Я понимал, что их деятельность незаконна, но с другой стороны понимал, что если бы не все эти поступки, миллионы икон пропали бы.

— Каковы были в целом масштабы такого экспорта?

— Вывезли грандиозное количество икон! Миллионы! Сами послы редко этим занимались. Чаще — первые секретари или жены послов. Это было в порядке вещей, когда жена посла покупала два купе: в одном ехала сама со служанками, а другое сверху донизу было забито огромными чемоданами с иконами. И так она ездила два раза в месяц. А владельцы антикварных магазинов иной раз продавали иконы, не открывая чемоданов. Крупнейший антикварный магазин в Западном Берлине был у Мирона Абрамовича Когана — хозяин получал по пять чемоданов в день и говорил мне: а зачем их открывать — что я разбираюсь в этих иконах? Он заплатил 7 тысяч марок за чемодан — и продавал за 10 тысяч, не открывая чемодана. В Западном Берлине тогда было много антикварных магазинов — центр сбыта был там.

— Тогда легко было провезти иконы через таможню?

— Контрабанда каралась еще жестче, чем теперь, — до 10 лет лишения свободы. И проверка была намного строже. Сейчас мы проходим через зеленый коридор — и все, тогда же каждого проверяли. Но дипломаты обладали неприкосновенностью, так что для них это не составляло проблем. Это была целая индустрия. В Западном Берлине дипломаты избавлялись от груза. А уже оттуда иконы разлетались по Европе. В советское время это спасло иконы, но потом люди, которые ездили по деревням, стали брать все, начали грабить.

— А как ситуация изменилась в 90-е годы?

— В начале 90-х годов вывозили еще больше, особенно военные. Не было границ, не было контроля. Можно было договориться с таможенниками. Потом все, конечно, пришло в норму.

— То есть поток ослаб?

— Да, но не только из-за того, что таможенный контроль стал серьезнее. Стало невыгодно экономически. Цены в России стали выше, чем на Западе. Поэтому не было смысла. Знаете, есть такой закон: антиквариат дороже всего стоит у себя на родине, когда страна здорова экономически. Допустим, японские ксилогравюры или фарфор дороже всего стоят в Японии. Голландские художники дороже всего ценятся в Нидерландах. Когда в нашей стране начался процесс экономического выздоровления, то и иконы — исконно русские произведения — дороже всего стали стоить в России. Так и должно быть.

Законы «икономики» 495_44750

— Кражу какой иконы вы бы назвали похищением века? И возвращение какого образа стало самым важным в истории России?

— Пожалуй, ограбление с убийством крупного дилера в Берлине — Абрахама Глезера. Было похищено в 1992 году более 200 первоклассных икон, их обнаружила немецкая полиция и вернула наследникам, и те продали ее в Россию, теперь это часть — украшение знаменитого собрания Михаила Елизаветина. О возвращении — если объективно, это «Троица» кисти Кирилла Уланова, которую Абрамов по просьбе губернатора Вологодской области и при поддержке Министерства культуры выкупил и вернул в музей города Устюжны.

Открытость — лучшая защита для иконы

— Как вы возвращаете иконы?

— В основном выкупаем. Например, «Троица» Кирилла Уланова, которую я с такими трудами вез обратно в Россию. Ведь суд признал владельца добросовестным приобретателем, потому что он не знал, что купил краденую вещь. Она у него находилась в открытом хранении, он ее публиковал, не прятал. Интерпол не мог ее конфисковать. Мы могли ее только выкупить.

— А как вы их ищите?

— Использую старые связи. Даже если антиквара нет в живых, то его дети продолжают заниматься дилерством. Это узкий круг людей, намного меньше, чем круг тех, которые занимаются живописью. Но сейчас он больше, чем в советское время.

— Вы случайно находите похищенные иконы или целенаправленно их разыскиваете?

— Среди икон, которые предлагают к приобретению, встречаются те, что были похищены в советское время из храмов или музеев. То есть это непредсказуемый процесс, но вероятность встретить похищенные вещи велика. Особенно если речь идет о крупных иконах, ведь такие писались только для храмов.

— Случалось возвращать мироточивые образы?

— Нет, никогда таковых не видел, но верю в их существование.

— Много ли икон вам удалось вернуть на родину?

— Несколько сотен. И все наши находки мы обязательно сопровождаем выставками, выпускаем каталоги. Когда вещь растиражирована, ее знают, тогда ее нельзя сбыть. Открытость защищает икону. Бесперспективно похитить икону, которая везде опубликована. Ее тогда крайне сложно продать. То же должны делать и храмы. И, кстати, когда Михаил Абрамов дарит икону храму, он вместе с ней дарит и сигнализацию и оплачивает ежемесячное обслуживание. В наше время ведь речь идет не о тех, кто вывозил иконы, чтоб спасти их, а о тех, кто берет то, что плохо лежит, — теперь речь идет об организованной преступности. Здесь не просто нарушение закона, а преступление перед совестью.

— После расформирования Росохранкультуры государство продолжает заниматься возвращением икон?

— Нельзя сказать, что активно. Эта организация теперь трансформирована в Департамент Министерства культуры и утратила свою независимость. Некоторым представителям правоохранительных органов проще выезжать за счет работы других, как это было, когда меня задержали в аэропорту «Домодедово». У меня все документы на руках были, Министерство культуры было в курсе, что мы намерены вернуть икону в Устюжну, откуда она была много лет назад украдена. Но уголовный розыск не всегда ждет готовенькое, как было в «Домодедово», но и выполняет свою работу. Знаю, что, например, в Вологодской области сотрудники ФСБ объезжают храмы и ставят все иконы на учет. То есть создают каталоги — а это главная защита для иконы. Если она опубликована и известна, ее невозможно сбыть.

Святыни создаются верующими, а не наоборот

— Время вроде бы изменилось, однако нередко почтения к древним иконам нет и в храмах. Почему сами служители культа не ценят древние образы? Почему часто только что восстановленные иконы снова отправляются на реставрацию, как это случилось с иконой Боголюбской Божией Матери из Владимиро-Суздальского музея-заповедника?

— Прежде всего это связано с низкой культурой. Есть взять Запад за пример — там какая-то утварь существует в церквях, но наиболее ценные и реликтовые образцы находятся в церковном музее. Хотя и у нас сейчас при некоторых храмах создаются музеи, но это отдельные редкие случаи. Отсутствует финансирование — в том проблема. К тому же часто я встречаю такую позицию у батюшек: мол, как Господь распорядится, так будет. Если суждено иконе погибнуть в храме — на то, значит, Божья воля. Так было и с иконой Боголюбской Божией Матери, которую загубили условия в храме и на которой уже через несколько месяцев после возвращения в церковь появился грибок и плесень.

— Отношение к дарам собирателей такое же — авось все обойдется?

— К сожалению. Яркий пример — история с владельцем галереи «Дежавю», который после выставки своей коллекции в музее Андрея Рублева подарил все в музей при храме Христа Спасителя. Там были прекрасные вещи XV–XVI веков. Большое собрание. У коллекционера был душевный порыв — и он все подарил музею при храме. А через несколько лет пришел посмотреть и был удивлен, не обнаружив там своих икон.

Законы «икономики» 495_44751

— То есть воровство внутри церкви — серьезная проблема?

— Скорее не воровство, а легкомысленное отношение к праву собственности. Знаете, как у них бывает: митрополит приехал, и ему дарят образ, не разбирая, что дарят. Нет должного почтения ни к истории страны, ни к истории искусства, к сожалению.

— Вступил в силу Закон о церковном наследии, по которому храмам передали движимое и недвижимое имущество, когда-то находившееся в церкви. Что он, по-вашему, дал? Стало ли отношение к реликвиям более трепетным в храмах?

— Боюсь, что далеко не везде. Забирают иконы из музеев, а какой результат? Вот Торопецкую икону Божией Матери вывезли в коттеджный поселок «Княжье озеро» в Подмосковье. И что? Я там был несколько раз и не видел паломников, которые бы приезжали поклониться этой иконе. Зато на доске, где вывешиваются объявления о службах, появилась реклама этого коттеджного поселка. То есть они повысили ликвидность местной недвижимости за счет того, что при ней находится храм с древнейшим образом Торопецкой Божией Матери. Это оскорбительно, конечно. Если уж на то пошло, добейтесь своими молитвами и поступками, чтоб современная икона стала мироточить и чудотворить.

— А в каких условиях эта икона содержится?

— За ней следят. Там установлены камеры, которые передают сигнал непосредственно в Русский музей. Икона в специальной капсуле. Но зачем это все? Зачем такие перегибы? По-моему, нужно глубоко и искренне верить, а не гнаться за святынями. Святыни же создаются верующими, а не наоборот.

— Как помирить музейщиков и церковников?

— Просто не нужно отбирать чужое. Вот в Тихвинском храме стояли осыпавшиеся древние иконы. Священник все это видел, но ничего не делал. Потом приехали специалисты из Русского музея, забрали, отреставрировали. А когда чужими руками образа спасли, начались разговоры, что все это наше, церковное. Если это ваше, то почему вы не заботились и не берегли? Еще пример — история случилась в храме города Старица Тверской области. Там в кладовой лежали ненужные иконы — древесина вся прогнила, и паволока отделилась от доски. Тогда озабоченный их сохранностью священник отдал их художнику, который реставрировал храм. Тот подарил иконы нам. Мы их восстановили — они висят в зале. А теперь предпринимают попытки вернуть их обратно в Старицу.

В поисках своего стиля

— А есть ли в наше время достойные иконописцы?

— Знаете, ведь каждому веку соответствовали какие-то свои вкусы. Иконопись начала XVI века — это Дионисий, определенный канон. Икона XVII века — уже другая. В XVIII веке приходит барокко, что отражается в иконах, — это красиво и самобытно. В ХХ веке идет возрождение древнего канона, стилизация, а не копирование, и в то же время появляются иконы в стиле модерн. То есть икона воспринимает и чувствует изменения эпохи. А сейчас нет нового стиля. Посмотришь на образ, написанный вчера, и не скажешь, что это икона ХХI века. Это лишь удачное или неудачное копирование того, что было раньше.

— Почему он не появляется?

— Легче спрятаться за авторитет чего-то признанного. Нужно искать свой язык, а не только следовать древней технике. Современные иконописцы боятся, видимо, отойти от канона и не понимают, что это нормально. Новаторство, похоже, не поощряется и самим институтом церкви. Но икона должна отражать наши вкусы, знания и технические возможности. У нас в музее сейчас экспонируется пример — трехмерная икона Дмитрия Гутова, выполненная из металла. Это попытка создания иконы сегодняшнего дня.

— А много ли подделок на рынке икон? Не проще ли найти в деревне настоящую икону, чем искать специалиста, способного выполнить тонкую работу, а затем ее состарить?

— Некоторым художникам, которые создают подделки, нравится сам процесс, что они могут так написать, что ни один специалист не распознает. Это дает пищу для тщеславия и какой-то гордости.

— Серьезная ли это проблема? Много ли тех, кто занимается таким бизнесом?

— Да, достаточно. Например, на Западе я видел десятки прекрасных подделок, мастерски написанных и состаренных. Причем они написаны под ХIХ век.

— Часто люди, которые подделывают картины, ставят где-нибудь такую закорючку, которая указывает на современность работы. Есть ли такие хитрости у тех, кто подделывает иконы?

— Конечно. Есть, например, Алексей Кудлай — он делал подделки под XIX век и продавал в 70-х годах африканским дипломатам. И он на всякий случай хитрой вязью писал: «сей образ написан отроком Алексеем в назидание проклятым басурманам». При неприятном стечении обстоятельств он всегда мог сказать, что и не пытался никого обмануть.

— Часто ли попадаются мошенники?

— Нет. Человек вывозит современное произведение — так что на таможне у него нет проблем. А потом он продает ее как старую — это мошенничество. Но я не слышал ни об одном процессе. С подделками картин были прецеденты, когда люди были арестованы и понесли наказание. Хотя подделок икон много — и некоторые из них продаются за астрономические суммы, но о фактах привлечения к ответственности я не слышал.

материал: Мария Москвичева

Источник МК.RU
Руслан Остров
Руслан Остров
Admin

Сообщения : 3905
плюсы : 6383
Дата регистрации : 2012-09-06
Возраст : 55
Откуда : Екатеринослав

http://svyatynya.blogspot.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Законы «икономики» Empty Re: Законы «икономики»

Сообщение автор Лидия Вт Ноя 19, 2013 7:22 pm

Музей иконы, конечно это хорошо, но этот человек плохо относится к Церкви. Считает, что ей нельзя отдавать иконы из музеев, что всё испортят. Однако весь есть и другие примеры. Вот об этом же беседуют О. Дмитрия Смирнов и его гость - протоиерей Александр Салтыков

Лидия
Admin

Сообщения : 1272
плюсы : 3205
Дата регистрации : 2012-09-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения