ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ


Join the forum, it's quick and easy

ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Последние темы
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm

» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm

» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am

» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am

» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am

» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm

» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm

» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am

» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am

» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am

» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm

» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm

» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am

» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am

» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm

» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am

» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am

» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm

» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm

» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm

» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm

» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm

» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm

» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am

» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am

» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm

» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm

» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm

» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am

» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm

» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm

» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am

» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm

» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am

» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am

» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm

» С праздником в честь Казанской иконы Божье Матери
автор Лидия Пт Ноя 04, 2022 11:35 am

» Конгрессмен Джейми Раскин: "Россия — православная страна с традиционными социальными ценностями. Именно поэтому она должна быть уничтожена..."
автор Лидия Пн Окт 31, 2022 4:53 pm

» Война: конец гонениям на церковь
автор Лидия Чт Окт 27, 2022 9:23 pm

» Митрополита Евгения в Эстонии заставили осудить СВО угрожая выгнать его из страны
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 2:56 pm

» С праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 8:42 am

» День Веры, Надежды, Любви и их матери Софии
автор Лидия Пт Сен 30, 2022 7:54 pm

» Митрополит Таллинский Евгений призвал верующих усилить молитвы в связи с многочисленными нападками на Эстонскую Церковь в СМИ
автор Лидия Вс Сен 18, 2022 4:26 pm

» Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:32 pm

» Церковное новолетие — начало индикта
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:28 pm

» Литва запретила въезд в страну предстоятелю Русской православной церкви патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
автор Лидия Чт Июл 28, 2022 7:49 pm

» С Праздником Святой Троицы
автор Лидия Вс Июн 12, 2022 10:01 am

» Как выглядит сейчас то место в Екатеринбурге, где не дали построить церковь
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:39 am

» Молитва о восстановление мира
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:28 am

» Троицкая родительская суббота. Икона Божией Матери "Споручница грешных"
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:14 am

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск

Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь


Чайковский читает Библию

Перейти вниз

Чайковский читает Библию Empty Чайковский читает Библию

Сообщение автор Лидия Пн Ноя 18, 2013 5:30 am

Перелистывая старый номер журнала" Наше наследие" за 1990 год номер II наткнулась на очень интересную заметку о Чайковском,  которую и привожу здесь. Автор заметки Ольга Захарова.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

П.И.Чайковский, вспоминая о счастливых часах, когда он перелистывал нотную за­пись "Дон-Жуана" Моцарта, писал: "Точ­но будто я пожал руку самого Моцарта и беседовал с ним" (1). Удивительно, как эти слова подходят к тому необычному состоя­нию, которое испытываешь, но уже в свя­зи с автографами самого Петра Ильича, листая принадлежавшую ему Библию с его пометками(2).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Ощущение живого обще­ния еще более обостряют находящиеся в книге две закладки, перо птицы и 13 засу­шенных цветов. Причем закладки и цветы явно не были "посторонними вложения­ми". Две закладки, а не одна, требовались Чайковскому, так как он параллельно чи­тал Ветхий и Новый Завет. Цветы же вос­принимаешь здесь как своего рода веще­ственные доказательства к записи, сделан­ной композитором 4 августа 1886 года - в период наиболее интенсивного чтения Би­блии: "... слава Богу я стал снова вполне доступен общению с природой и способно­стью в каждом листке и цветочке видеть и понимать что-то недосягаемо-прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни"(3).
В обширной библиотеке композитора, хранящейся сейчас в Клину, насчитывает­ся 6 книг Священного писания (полностью и во фрагментах). Среди них две достопри­мечательности: Библия на французском языке, изданная еще в 1736 году в Базеле, и семейная реликвия - Евангелие с надпи­сью: "Сия книга подарена мне Родителем моим, 1832, Октября 14 дня. Александра Ассиер" (мать Петра Ильича). В сравне­нии с этими книгами наша московская выглядит по-деловому, даже буднично. Она издана в 1878 году на русском языке в Вене Обществом по распространению Би­блии в Великобритании и в других стра­нах. Но этот экземпляр, вероятно, абсо­лютно уникален. Быть может, ни одну из книг Чайковский так систематически, так часто не читал, как свою Библию. Свиде­тельства тому - 75 (!) дат, поставленных композитором в процессе чтения(4). Первая дата - 11.IX.85 года, последняя - 3.II.92 года. Причем приступил он к чтению Би­блии еще раньше(5), ставя поначалу вместо дат лишь крестики. Первая дата в Ветхом Завете появляется после многочисленных крестиков только со страницы 534 (псал­мы), а в Новом - со страницы 91 (Еванге­лие от Луки). Систематическое чтение, начавшись с третьего Евангелия, шло под­ряд по главам до окончания четвертого Евангелия, после чего 19 января 1886 года Чайковский вернулся к Началу Нового За­вета и стал его читать уже параллельно с Ветхим Заветом. Таким образом о сентя­бря 1885 года и до января 1886 он 17 раз читал Библию, а в 1886 году - 49 раз, за­вершив Евангелие от Иоанна, "прорабо­тав" Евангелие от Матфея и от Марка, псалмы, Книгу Екклезиаста и начав Книгу Исайи, а также перечитывая Евангелие от Луки. В 1887 году чтение возобновлялось. 24 раза до 27 сентября, отмеченного в гла­ве 65 Книги Исайи и главе 4 Евангелия от Иоанна. Далее на целый год чтение прерывается(6) и становится редким: в 1888 году-лишь 8.Х, в 1889-3.1 и 5. VIII, в 1890 - 4.XI и в 1892 - в предпоследний год жиз­ни (в 1891 - нет отметки) -3.II(7).
Чтение Библии всегда, судя по датам, происходило в спокойной домашней обста­новке - большей частью в подмосковных Майданове, Фроловском, где Чайковский снимал круглогодично дачу, а также дваж­ды во время относительно длительного от­дыха в Тифлисе и в Боржоми. Никогда это не было чтением на ходу, в частых по­ездках в Москву, Петербург, другие горо­да или за границу.
Начало систематического освоения Би­блии совпадает с началом новой полосы в жизни композитора: именно в сентябре 1885 года он, наконец, осуществил свое желание жить "у себя и по-своему", "тихо, ровно, по раз заведенному порядку" и вне городской суеты. По свидетельству брата композитора, "Петр Ильич обыкновенно вставал между семью и восьмью часами. Между 8-ми и 9-ти пил чай, как неисправи­мый курильщик, большей частью без хле­ба и читал Библию"(8). Правда, чтение это не было ежедневным, но осуществлялось периодически - два-три раза в неделю, если не возникали выезды в город. Инте­ресна одна закономерность: возвращаясь из близких и недолгих поездок, уже на сле­дующий, а то и в этот же день брал в руки Библию, спеша восстановить избранный им уклад жизни, столь отличавшийся от "бессмысленно-суетливой, но вместе с тем и до гадости праздной городской жизни" (из его письма).
О причине, побудившей композитора в последнее десятилетие жизни вдруг заня­ться систематическим изучением Библии, можно судить по записи в дневнике, сде­ланной 21 сентября 1887 года за несколько дней до окончания этой систематической "учебы". Композитор написал в тетради, которой не касался целый год: "...как многое переменилось! Как странно мне было читать, что 365 дней тому назад я еще боялся признаться, что несмотря на всю горячность симпатических чувств, возбуждаемых Христом, я смел сомнева­ться в его Божественности. С тех пор моя религия обозначилась бесконечно яснее; я много думал о Боге, о жизни и смерти во все это время и <...> роковые вопросы: за­чем, как, отчего? нередко занимали и тре­вожно носились передо мной. Религию мою мне бы хотелось когда-нибудь по­дробно изложить, хотя бы для того, чтобы самому себе раз навсегда уяснить свои ве­рования и ту границу, где они начинаются вслед за умозрением. Но <...> не знаю, ус­пею ли я высказать тот символ веры, ко­торый выработался у меня в последнее время"(9). Сравним эту запись с записью, сделанной десять лет назад, 29 октября 1877 года: "... относительно религии нату­ра моя раздвоилась, и я еще до сих пор не могу найти примирения. С одной стороны, мой разум упорно отказывается от призна­ния истины догматической стороны как православия, так и всех других христиа­нских исповеданий <...> С другой стороны, воспитание, привычка, с детства вложен­ные поэтические представления о всем,
касающемся Христа и его учения, - все это заставляет меня невольно обращаться к нему с мольбою в горе и с благодарностью в счастьи"(10).
Однако к изучению Библии Чайковский пришел уже в другом состоянии духа. 13 марта 1884 года он признавался в связи с прочитанной "Исповедью" Л.Н.Толстого: "Она ("Исповедь" - О.З.) произвела на меня тем более сильное впечатление, что муки сомнения и трагического недоуме­ния, через которые прошел Толстой и ко­торые он так удивительно хорошо выска­зал в "Исповеди", и мне известны. Но у меня просветление пришло гораздо раньше, чем у Толстого, вероятно потому, что голова моя проще устроена, чем у него, и еще постоянной потребности в тру­де я обязан тем, что страдал и мучился ме­нее Толстого. Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в него. При моем малодушии и способно­сти от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, - что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле его?"(11). Параллельно с Библией ком­позитор много читал другой литературы о религии. Среди нее значительное место занимали труды Э.Ренана(12), но прежде все­го Л.Н.Толстого, чьи философские рабо­ты стали появляться с начала 1880-х годов.
Итогом этих исканий была выработка собственной системы взглядов, в которых последовательно и безусловно укрепля­лась вера в божественность Христа.
Многочисленные пометы в Библии го­ворят прежде всего о процессе роста нра­вственно-этических представлений Чай­ковского. Красной нитью проходит в них мысль о различии идеалов Ветхого и Но­вого Заветов. Вопросительные знаки, часто тройные, на полях Ветхого Завета свидетельствуют о каком-то сопротивле­нии в восприятии некоторых фрагментов его текста. 22 февраля 1886 года он так обобщил в дневнике свои сравнения: "Ка­кая бесконечно глубокая бездна между Старым и Новым Заветом. Читаю псалмы Давида и не понимаю, почему их во 1-х так высоко ставят в художественном отноше­нии и во 2-х каким образом они могут иметь что-нибудь общее с Евангелием. Да­вид вполне от мира сего. Весь род челове­ческий он делит на 2 неравные части: в од­ной нечестивцы (сюда относится громад­ное большинство), в другой праведники и во главе их он ставит самого себя(13). На не­честивцев он призывает в каждом псалме божью кару, на праведников мзду; но и кара и мзда земные. Грешники будут истреблены; праведники будут пользова­ться всеми благами земной жизни. Как все это не похоже на Христа, который молил­ся за врагов, а ближним обещал не земные блага, а царство небесное. Какая беско­нечная поэзия и до слез доводящее чувство любви и жалости к людям в словах: "Ири-идите ко мне вен труждающиеся и обремененный!"(14). Все псалмы Давида ничто в сравнении с этими простыми словами"(15).
Целый ряд помет Чайковского в Библии разъясняет эту мысль. Например, в Еван­гелии от Матфея композитор подчеркнул стороки § 14 главы 19 - "Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им при­ходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" - и сделал к ним примечание: "Это и еще "Приидите ко Мне вси тружда­ющиеся" и т.д. больше всего умиляют меня в Евангелии"(16). В то же время он по­ставил "????" против § 23 главы 2 Четвер­той книги Царств, в котором говорится о жестокой божьей каре - растерзании соро­ка двух детей за то, что они насмехались над Елисеем. Также против § 31 главы 12 Второй книги Царств, повествующего о страшной мести Давида, выставлены "???!!!!!!". В связи с горькими строками псалма № 54 (в книге Петра Ильича - № 55)(17), говорящими о поношении Богом че­ловека, Чайковский пишет: "Быть может поэтично, но что же тут умилительного? Разве это Христова любовь к человеку?" А множение дней, обещанное праведнику в § 11 главы 9 Притч Соломона, вызывает у него риторический вопрос: Это ли нужно христианину???" После чтения псалма Асафа № 50 (в Библии Чайковского - № 49) Чайковский пишет: "Как все это ока­зывается тем, что называется terre a terre (низменное, заурядное - О.З.) и какое сравнение с Евангелием?!!!!". Характерно и следующее его заключение: "Стр.687-688 (главы 1-2 книги Иеремии - О.З.) -пример того, как Богу придают качества человека. Здесь Бог Израильский сердится <...> упускает совесть как обиженный человек. Даже приводит Израильтянам в пример жителей островов Хиттимских, которые верны де богам своим, тогда как Израильтяне своему обиженному Богу не верны. Нет - Бог не таков"(18).
Слова из Притч Соломона - "Богатство и слава со мною, имение постоянно пребы­вающее, и правда" (§ 18 главы 8) - вызы­вают реплику: "И это в одной кн<иге> с Евангелием!" А строки § 9 псалма 54 об отмщении побуждают поставить вопрос, который можно считать обобщающим по отношению ко многим местам Ветхого За­вета в восприятии Чайковского: "Почему это считается истиной, как Евангелие?" В то же время в обоих Заветах композитор выделяет слова о сострадании, милосер­дии, прощении. Например, § 21 главы 25 Притч Соломона: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом, и если он имеет жажду, напои его водой". Или § 4-7 главы 58 книги Екклезиаста: "... Не в том ли (истинный пост - О.З.), чтобы ты разде­лил свой хлеб с голодным, ввел в дом по­кинутых бедных? Если ты увидишь наго­го, одень его и не скрывайся от единокров­ных твоих". Эти заповеди вполне согласо­вались с поступками самого Петра Ильи­ча, помогавшего столь многим людям мо­рально и материально, несмотря на заня­тость и денежную зависимость от различ­ных обстоятельств(19). Упомянем, в частно­сти, об открытии в 1886 году по инициати­ве Чайковского школы для деревенских детей, для существования которой он обя­зался ежегодно жертвовать определенную сумму денег.
В пометах такого человека, как Чайков­ский, в такой книге, как Библия, пожалуй, все интересно. Вот, например, примечание композитора - "аргумент против соц<иа> листов" - в связи со словами "Рука при­лежных будет господствовать, а ленивые будут данниками" (Притчи Соломона, § 24 главы 12)(20). Или совершенно другого пла­на помета - после главы 47 Книги Исайи, заканчивающейся словами "Каждый по­йдет, блуждая, в свою сторону, никто не спасет тебя" - Чайковский вопрошает "пробило???" и ставит дату "29 Апреля 87" - запись, быть может, связанная с по­лученным в этот день известием об умира­ющем друге, Н.Д.Кондратьеве, к которо­му Петр Ильич вскоре поехал в Петер­бург, а потом и за границу и возле которо­го он находился больше месяца, пытаясь как-то помочь.
Останавливают на себе внимание и мно­гие фрагменты, выделенные композито­ром в этой великой книге. Вот лишь два из них, оба - из Притч Соломона. Строки § 18 главы 12 - "Иногда пустословие нано­сит раны как мечем, а язык мудрых исце­ляет" - Чайковский сплошь подчеркнул, снабдив двумя восклицательными знака­ми. Выделил он и § 21 главы 25 - "Нехоро­шо есть много меду, и неславное дело искать своей собственной славы". Этой за­поведи композитор твердо следовал в сво­ей жизни.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Маленький Чайковский с родителями, братьями и сёстрами

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Чайковский П.И. Полное собрание сочи­нений. Литературные произведения и пере­писка (в дальнейшем ПСС). Т.ХШ. М., 1971, с.383.
2 Ныне она хранится в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки на­ряду с коллекцией автографов почти всех со­чинений композитора, а также целым рядом писем, фотографий, документов, связанных с его жизнью.
3 Дневники П.И.Чайковского. М.-Петро­град, 1923, с.85.
4 Подобные обозначения он делал и в руко­писях своих музыкальных произведений, от­мечая по их завершении помимо дня оконча­ния работы еще и день ее начала.
5 В дневнике 1884 года - запись от 22 апре­ля о чтении Первой книги Царств.
6 В книге на месте перерыва стоит помета Чайковского: "ë Целый год и даже больше прошло между чтением двух глав!! многое из­менилось. Бедного Губерта не стало!" Н.А.Губерт - соученик Чайковского по Пе­тербургской консерватории, один из самых близких друзей.
7 Любопытно, что и эти редкие чтения Петр Ильич начинал с тех глав, на которых он останавливался полгода или даже год на­зад, "перескочив" лишь в 1890 году с главы 7 на особо трогавшую его главу 12 Евангелия от Иоанна.
8 Чайковский М.И. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т.Ш. М.-Лейпциг, 1902, с.62-63.
9 Дневники П.И.Чайковского. М.-Петро­град, 1923, с.213.
10 Чайковский П.И. ПСС, Т.VI, М., 1961,с.213-214.
11 Чайковский П.И. ПСС. Т.ХП, М. 1970, с.336.
12 В библиотеке композитора в Клину хранятся издания четырех сочинений Ренана: "Апостолы", "История израильского народа", "Новые очерки по истории религии" и
"Жизнь Иисуса".
13 Об отношении Чайковского к этому разграничению говорят строки, написанные им еще в 1877 году: "... сколько я ни думал о догмате возмездия и награды, смотря по тому,
хорош или дурен человек, - я никогда не мог найти в этом веровании никакого смысла.
Как провести резкую границу между овцами и козлищами? За что награждать, да и за что казнить?-ПСС. Т.VI. М., 1961, с.213-214.
14 Евангелие от Матфея, глава 2 § 28. Чайковский выделил тройной чертой слова этого
и двух последующих параграфов.
15 Дневники П.И.Чайковского М.-Петроград, 1923, с.209. .
16 Упомянем также помету Чайковского в Евангелии от Иоанна к главе 12, рассказывающей о приготовлении к вечере, шествии в
Иерусалим, обращении Иисуса к Отцу и других событиях - "Как трогательна глава эта".
17 Его начальные строки - "Услышь, Боже, молитву мою".
18 Пояснением отношения Чайковского к Богам Ветхого и Нового Завета служит его запись в дневнике 20 сентября 1886 года. Композитор признавался, что Бетховен и
Моцарт для него подобны Саваофу и Христу. К Богу Ветхого Завета он питал, по его словам, "чувство удивления, но и страха. Он соз-
дал небо и землю, - писал Петр Ильич, - ивсе-таки, я хотя и пресмыкаюсь перед ним, - но любви нет! Христос, напротив, возбуждает именно и исключительное чувство любви.
Хоть Он и Бог, но в то же время и человек. Он страдал, как и мы. Мы жалеем Его, любим в Нем Его идеальные человеческие стороны". Дневники П.И.Чайковского, М.-Петроград, 1923, с.212.
19 Разве не поразительно, например, что будучи уже широко известным композитором, он оказывался вынужденным занимать деньги у собственного слуги (О.З.).
20 Пояснением к этому, вероятно, может служить высказывание Чайковского о коммунизме как об "имущественном равенстве". См.ПСС, Т.ХП, М., 1970, с. 124.
Атор: ОЛЬГА ЗАХАРОВА

Лидия
Admin

Сообщения : 1272
плюсы : 3205
Дата регистрации : 2012-09-08

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения