Последние темы
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
» С праздником в честь Казанской иконы Божье Матери
автор Лидия Пт Ноя 04, 2022 11:35 am
» Конгрессмен Джейми Раскин: "Россия — православная страна с традиционными социальными ценностями. Именно поэтому она должна быть уничтожена..."
автор Лидия Пн Окт 31, 2022 4:53 pm
» Война: конец гонениям на церковь
автор Лидия Чт Окт 27, 2022 9:23 pm
» Митрополита Евгения в Эстонии заставили осудить СВО угрожая выгнать его из страны
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 2:56 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Пт Окт 14, 2022 8:42 am
» День Веры, Надежды, Любви и их матери Софии
автор Лидия Пт Сен 30, 2022 7:54 pm
» Митрополит Таллинский Евгений призвал верующих усилить молитвы в связи с многочисленными нападками на Эстонскую Церковь в СМИ
автор Лидия Вс Сен 18, 2022 4:26 pm
» Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:32 pm
» Церковное новолетие — начало индикта
автор Лидия Ср Сен 14, 2022 12:28 pm
» Литва запретила въезд в страну предстоятелю Русской православной церкви патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
автор Лидия Чт Июл 28, 2022 7:49 pm
» С Праздником Святой Троицы
автор Лидия Вс Июн 12, 2022 10:01 am
» Как выглядит сейчас то место в Екатеринбурге, где не дали построить церковь
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:39 am
» Молитва о восстановление мира
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:28 am
» Троицкая родительская суббота. Икона Божией Матери "Споручница грешных"
автор Лидия Сб Июн 11, 2022 10:14 am
Ключевые слова
митры работы икон ДОСКА иконы резьба люлька престол Жертвенник Татьяна старая иконостаса реставрация Сергеевна икона
Поиск
Запертое искусство
Участников: 2
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: О божественном, вечном и добром... :: Шедевры мирового искусства на библейские темы
Страница 1 из 1
Запертое искусство
У нас сейчас оказалось именно зАпертое искусство - сокрытое, за семью печатями, с глаз долой в запасники. Странно, что запертые произведения не продали или не выбросили, хотя может есть и такие. В нашем искусствоведение за последние 20 лет не особенно произошёл какой-то сдвиг, ну разве что стали показывать ранее не разрешённых художников, соц. арт, то, сё, да идеологически не близких - типа прерафаэлитов. Но как показывают недавно прошедшие выставки, есть пласт искусства, которые специально исключался, даже напрочь отметался из исторического бытия нашего народа. Это и Нестеров, картины которого на религиозные темы были просто запрещены, росписи Васнецова, и вообще любые картины на религиозные темы не укладывающиеся в либеральную обличительную концепцию политизированных критиков. Одного из них мы все помним со школьных времён - это Стасов, ну и позднее Бенуа, у которого картины одного и того же художника были плохи или хороши исключительно только в той степени в какой они соответствовали политическим общественным взглядам критика. Это нам хорошо знакомый диктат одного партийного мнения над всем остальным, даже правдой жизни, народной необходимостью, да и вообще здравым смыслом. Отголоски этого извращенного искусствоведения мы видим сейчас в деятельности исключительно ангажированных политтехнологов.
Они же ещё несколько лет назад устраивали выставки "Запретного искусства", хотя оно не было никаким запретным. Эта выставка была хорошо разрекламирована, её произведения тиражировались в СМИ и сети. Но вот о том, что до сих пор у нас нет адекватного представления об искусстве 19-20 века никто из них напрочь не говорил.
Этим летом, отдыхая у моря в Крыму, посетила феодосийскую картинную галерию. На этот раз там были представлены работы Айвазовского на религиозные темы.
Иван Айвазовский. Хождение по водам.
Айвазовский. Всемирный потоп.
Иван Айвазовский. Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в.)
Предательство Иуды.
И. К. Айвазовский. 1834 г. Бумага серая, итальянский карандаш, белила. 41×56.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Айвазовский Иван Константинович.
Практически все учебники и либеральные СМИ любят показывать несвободу и несправедливость царской России иллюстрируя свой негатив картинами Репина. Это и всем известные "Бурлаки", " Не ждали", "Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста", а ужас русской истории они любят показывать на картине "Иван Грозный и его сын Иван", созданый репином по мифологическому сюжету, которые упоминается одни раз и то в письме у английского посланика, но что говорить, картина блестяще передает чувства и страси человеческие. Сравниться в передачи ужаса может разве что картина Мунка "Крик". Любят наши либералы "Протодиакона" и "Крестный ход в Курской губернии", исключительно показывая на поднятую нагайку и кажующуюся им искусственность благочестия и не ту елейность. Оставим это на их совести, собственно либералы это в прошлом партийные и комсомольские вожаки, а как они выгоняли народ на демонстрации 7 ноября мы помним. (Если кто пойдёт - то дадут потом отгул, не пойдёт - не будет поощрений, а для студентов и того проще, поставят неуд по чему-нибудь.) Но, эта картина свидетельствует и о другом, большем чем критика не таких как надо либералам лиц. Она свидетельствует о живости религиозных традиций в России на тот момент при всей деятельности антирелгиозных, революционных и либеральных кружков того времени. Конечно бы они эту картину бы убрали, но она слишком была известна в своё время и никак бы это у них не вышло. Вот кабы он её написал в изгнании, в Финляндии...
Мы ведь практически не знаем картин этого периода. Да и картин религиозного содержания Репина исключая "Воскрешение дочери Иаира" мы тоже мало знаем. Вот например Репинскую "Голгофу" 1869 года. Или "Голгофу" 1921-22 года. Думаю, что человек, видевший многое только и в состояние написать такую Голгофу.
Илья Репин. Голгофа (Распятие Христа). 1869
Голгофа.
И. Е. Репин. 1921–1922 гг. Холст, масло, 214×176.
Музей Принстонского университета, Нью-Йорк
Ещё более менее стало известной работа Репина , посвященная любимому русскому святому Николая Чудотворцу.
«Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных»
КАзалось бы, удивительно обращение так глубоко демократично настроенного художника. Но мы просто много не знаем. В 1886 году Репин решил навестить свою малую родину - Харьковщину (родом он был из Чугуевска). Там он навестил и двоюродную сестру по отцу - Эмилию Борисову (в монашестве Олимпиаду), которая была монахиней в Никольском монастыре. Написал её портрет, после революции посылал ей денежные переводы. Так вот сестра Олимпиада и попросила художника написать картину „Николай Мирликийский, останавливающий казнь“ и образ св. Николая для церкви. Ведь монастырь где подвязалась сестра был посвящен именно этому святому - Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. Был там и храм в честь св. Николая. И Репин просит помочь ему с материалом Стасова, ведь тот был связан с прекрасной библиотеки. Художник написал на эту тему три картины.
„Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных“ (1888 год, находится в Русском музее Санкт-Петербурга) и две, написанные в 1890 году, – одна находится в Киевском музее, другая – в Харьковской картинной галерее. Последняя картина находилась в Верхне-Харьковском Николаевском монастыре в с. Стрелечьем Харьковской губернии, поступила от И. Е. Репина в 1890 – 1892 гг., а в 1935 г. поступила в музей из Липзевского райисполкома Харьковской области. К сожалению, ничего не извстно про икону, в связи с революционными гонениями на церковь, верующих и всё свзанное с верою, в том числе и иконами.
Интерес к религиозной теме, ко Христу вылился вскоре в путешествие на Святую землю. Однако наши замечательные искусствоведы счтают этот его период " творческим кризисом, вызванный угасанием таланта". И это пишет не кто-нибудь, а Бенуа, во всякой картине находит он изъян: - "Слабое место «Проводов новобранца» — это безучастные лица, отсутствие драмы, вялость рассказа; слабое место «Садко» — кукольность действующих лиц, неубедительность фантастического элемента, отсутствие сказки; слабое место «Софьи» — ее театральная поза, грубая нарочитость выражения, отсутствие истории; слабое место «Не ждали» — подстроенность фабулы, гримасы актеров, грубость повествования; слабое место «Иоанна Грозного» — натуга и пересол в трагизме; слабое место «Св. Николая» — банальное выражение святого, карикатурность остальных; слабое место «Ареста» — мелодраматический вид героя и неуместный кнаусовский анекдотизм и т. д." Читая Бенуа прошлого века и понимаю, кого он мне напоминает. Сегодняшних либералов, которым тоже "всё не так". Дальше: -"В «Крестном ходе» довольно метко и злобно подмечены смешные стороны в богомолках, во «властях» и духовенстве, но все эти детали производят скорее тягостное впечатление благодаря своей нехудожественной подчеркнутости, какому-то даже ломачеству. В «Запорожцах» физиономии некоторых казаков очень смешны и типичны, но в общем эта картина все же производит впечатление какого-то грубого смехотворного зрелища. В «Св. Николае» единственное удачное место — эта подлая ужимка византийского царедворца, в «Аресте» очень верно схвачена холопья угодливость полового, но эти черты в обеих картинах как-то не вяжутся с остальными, являются лишними, почти бестактными подробностями." ТО есть единственным удачным местом для сего искусствоведа является хорошо подмеченный порок. Увы, как не прискорбно об этом говорить, но именно к этому нас приучает данная критическая школа. Критиковать - судить, вся и всех. И чем удачнее вскрывается порок, выставляется наружу даже того чего нет - тем круче критик, политехнолог или публицист. Сегодня этот метод называется - грязевая бомба. Что ж Христос и предупреждал своих учеников:- " Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше."
Интерес к религиозной тематики передался Репину не только благодаря творчеству его учителя Крамского, все мы помним его картину "Христос в пустыне", но и благодаря собственному религиозному чувству и домашнему воспитанию, ведь его мама была глубоко верующим человеком. Она водила его в детстве в церковь, принимала в доме странников, читала святых отцев.
Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И. Е. Репин. Тайная вечеря (1903)
И. Е. РЕПИН. Христос (1884)
И. Е. Репин. Благословение детей (1890)
И. Е. Репин. Богоматерь с младенцем (1896)
И. Е. Репин. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима (1870
И. Е. Репин. Христос с чашей (1894)
И. Репин. Искушение Христа. ("Иди за мной, Сатано!") Эскиз.
И. Репин. Искушение Христа. ( "Иди за мной, Сатано!") Эскиз.
И. Репин. Искушение Христа.("Иди за мной, Сатано!") Эскиз.
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 48×102.
Киевский музей русского искусства
Иди за мною, Сатано!
И. Е. Репин. 1891 г.
Искушение.
И. Е. Репин. 1890-е. Холст, масло. 47×60.
Отыди от меня, Сатано.
И. Е. Репин. 1860-е. Холст, масло. 57×87 см
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Отрок Христос в храме.
И. Е. Репин. 1918–1920 гг.
Научно-исследовательский музей Академии художеств
Выход патриарха Гермогена.
И. Е. Репин. 1881 г. Картон, масло. 12,3×18,4 см
Эскиз неосуществленной картины. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крестный ход. Явленная икона.
И. Е. Репин. 1877 г.
Первоначальный вариант эскиза к картине Крестный ход в курской губернии
Иов и его друзья.
И. Е. Репин. 1869 г. Холст, масло, 133×199.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Малую золотую медаль
Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22×35.
Тверская областная картинная галерея
Неверие Фомы.
И. Е. Репин. Кон. 1910-х годов или 1922 г. Холст, масло, 186,5×135.
Частное собрание
Христос среди учеников после Воскресения.
И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш.
Эскиз композиции.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения).
И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212×141.
Частное собрание, Москва
Несение креста.
Илья Репин. 1898 г. Бумага, граф.карандаш.
Частное собрание, Хельсинки
Несение креста.
И. Е. Репин. 1898 г. Холст, масло.
Александровское подворье, Иерусалим
Живописный этюд И. Е. Репина «Несение Креста», исполненный им в 1898 году, написан во время путешествия по Святой Земле для церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. На его оборотной стороне значится надпись: «Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме приношу в дар Иерусалимской русской церкви „На раскопках“. Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы. И. Репин 1898 июль 27».
«Се, человек».
И. Е. Репин. 1867 г. Холст на картоне, масло. 31×19.
Частное собрание
Христоc в терновом венце.
И. Е. Репин. 1913 г.
Фреска, цементная плита, штукатурка, краски «Кюнстерфарбер». 51×45.
Подпись и дата слева внизу: «И. Репинъ 1913».
Выставлялась в Москве на аукционе в 2002 г.
Частное собрание
Иуда.
И. Е. Репин. 1885 г. Холст, масло. 60×49.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Взятие Христа стражею (Арест Христа).
И. Е. Репин. 1886 г. Холст, масло. 36,5×55,5. Эскиз.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Христос в Гефсиманском саду.
И. Е. Репин. 1880-е. Холст, масло. 62×91,5
Справа внизу: И Репинъ
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Работа поступила в музей из МК РСФСР в 1966 году.
Ранее хранилась в собрании М. В. Мазова (Москва)
Предательство в Гефсиманском саду.
И. Е. Репин. 1888 г.
Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2×21,2
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Если все, то не я…».
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 52×76. Эскиз
Тайная вечеря.
И. Е. Репин. 1876 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Христос и Никодим.
И. Е. Репин. 1887 г.
Пророк.
И. Е. Репин. Ок. 1890 г.
Днепропетровский художественный музей
Ивановское объединение художественных музеев
Илья Ефимович дожил до глубокой старости и стали добрым прихожанином своего приусадебного храма.
В двадцатые годы Репин стал посещать куоккальский православный храм и даже петь на клиросе. Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с „революционными вихрями“. В 1920 году художник писал В. Леви: „Сегодня у нас Христос воскрес – я говел – 40 лет пропустил. После анафемы Толстому дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями, я делаюсь ревностным исповедником и нахожу этот старый культ не столь приятным, но весьма знаменательным и глубоко неизбежным в смысле объединения“. Это конечно несколько политизировано, однако на сколько могут быть политизированы творческие поиски на евангельские темы?
В письме к В. Анофриеву он так же разъясняет свое приобщение к христианству: „Когда наша церковь отлучала Льва Толстого, я дал слово не преступать порога церкви. Но когда чернь грабительски встала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, осквернять церкви, я пошел в церковь… и теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа и никто никогда не соберет так народ как церковь. Наши отъявленные воры, грабители уже торжественно с кафедры заявляют, что Бога нет“. Где это всё у новых обличителей России и Церкви? Ведь они до сих пор цепляют его "отказ от исповеди" к своим антиклерикальным пасквелям.
И опять в воспоминаниях о Толстом Репин пишет в газете "Общее дело“: - „Толстой знал, что самая реальная сила – бог. Несокрушимая, вечная, а человечество возникает и уничтожается как хаосы инфузорий, саранчи, оставляя после себя только миазмы на земле. Гарцуют озверелые недоросли, одурманенные безверием, но страшен бог карающий, и испытавшие десницу его узнают, что лучше бы им и не родиться на земле… Разве может быть принята вера в коммуну нашим лишенным всякого воспитания полицейским отродьем большевизма? Какие же они коммунисты, отрекшиеся от собственности альтруисты, жертвующие собою для общего блага, способные на равенство, братство, свободу! И сам Ленин и его компания со всеми примадоннами, все это – чердачные мечтатели времен студенчества, впервые узнавшие из книг о социализме и коммунизме и сейчас же попавшие на службу в дело организованного шпионства в Германии – специально для России, – разве они могут верить теперь в возможности коммуны у воров – грабителей?! Учредилки, расстрелы, вот их средства, наемные латыши, китайцы, вот их опора. Шпионы, интриги, вот их изучение человеческих принципов“.
Естественно, поздний период Репина мало изучен и приоткрывается только сейчас, в связи с богоборческой идеологией в СССР. Ещё хорошо повесили в Третьяковке "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", 1885 года.
Советские искусствоведы естественно называли картины Репина позднего периода "упаднеческими". Да и вообще, религиозные сюжеты начиная с середины 19 века были практически не интересны интеллигентной "публике".
«Наверное, это очень далеко от современности. Люди плохо знают Евангелие. Еще меньше понимают его. И совсем не собираются ему следовать». Крамской, написавший «Христа в пустыне» был почти не понят, Достоевский, опубликовавший «Бесов», назван сумасшедшим. А его «Бурлаки» уже висели в бильярдной комнате Великого князя, «и он мне жаловался, – вспоминает Илья Ефимович, – что стена вечно пустует: картину все время просят на разные европейские выставки».
Вот что пишет о религиозном периоде Репина А. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке": " Уже такие несвоевременные для 70-х и 80-х годов темы, как «Садко», «Николай Чудотворец», указывают на то, что Репин в душе не был верным сыном передвижнической церкви, что его манило в другие, более возвышенные сферы. В начале же 90-х годов он решительно взялся за тот же сюжет, над которым промучился его учитель Крамской, так долго и тщетно пытавшийся связать идеализм с самыми узкими позитивными теориями. Однако Репин, увлеченный трансцендентным течением, появившимся в русском обществе за последнее десятилетие, оставил реализм в духе Крамского и Ге только для главного лица и не побоялся сгруппировать фантастические и мистические элементы вокруг своего ренановского Христа. Самая медлительность создания «Искушения Христа», постоянные и коренные изменения, которым он подвергал эту картину, свидетельствовали о том, что Репин наткнулся на такой же камень преткновения, каким было «Явление Спасителя» для Иванова и «Мессалина» для Чистякова. "...
"Как досадно и обидно, до слез обидно, что Репин — этот гениально одаренный мастер — благодаря царившим в нашем обществе недоразумениям всю жизнь разбрасывался на лишнее и ненужное и что теперь, когда настало давно желанное освобождение, он опять-таки не обратился к тому, в чем его колоссальное дарование могло бы развернуться вполне, но продолжает лихорадочно метаться из стороны в сторону, застревая иногда под влиянием чисто головных увлечений на таких вещах, которые всего менее ему доступны."
" Там («Пенаты» в Куоккале) он частично возвращался к темам прошлого, писал портреты родных и знакомых. После Октябрьской революции, живя в «Пенатах», Репин оказался отрезанным от Советской России границей между СССР и Финляндией. Там его окружали белоэмигранты, старавшиеся оклеветать Советский Союз перед художником." так о нём написала О. Кириллова и ничего о его религиозных картинах. Но может хоть сейчас искусство Репина будет полностью освещаться нашими искусствоведами.
«…Самым важным в моем искусстве, — считал Репин в старости, — было писание писанок к Великдню… На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами „ХЛ“. На другой можно было рисовать или сцену Преображения, или цветы — все, что подходило к Великдню».
Помимо художника "Бурлаков", кстати принадлежавших Великому князю в нашем искусстве очень много картин на церковную, религиозную тематику которые не находят места нигде, разве что в узкоспециализированных журналах для художников.
Друг Репина, художник Поленов, прославленные своим " Московским двориком", Бабушкиным садом" и "Заросшим прудом" более всего любил писать религиозные сюжеты, следы этого цикла хоть как-то можно было найти и в советских книгах. Можно посмотреть здесь, кому интересна эта серия. http://artcyclopedia.ru/polenov_vasilij_dmitrievich.htm Вот некоторые работы из неё.
Генасаретское озеро
За кого Меня почитают люди1. 1890-1900-е
Среди учителей. 1896
Ещё как-то была известна работа Корина над картиной "Русь уходящая"
Все эскизы, портреты к картине стали сами по себе историей и памятником той эпохи.
А гонения на Русь тогда были на столько сильны, что даже в эскизах где должны были быть русские полководцы например святой Александр Невский нельзя было никак дать никакой детали намекающей на церковь Христову.
elena-sem.livejournal.com/102640.html
На недавно прошедшей выставке Нестерова так же были работы ранее мало известные. Официально считалось что он пишет в советское время - прекрасные портреты, за что и получил сталинскую премию. Оказалось, что Нестеров продолжал писать картины на религиозную тематику. Некоторые из них:
Путник, 1921.
«Страстной седмице»
Христос, благословляющий отрока Варфоломея
Серия "Путники"
Да и вообще, любое упоминание церкви в жизни людей без критического пафоса было в советское время не возможно, но инерция того восприятия настолько сильна, что и сейчас многие люди просто не понимают, не представляют жизнь своих далёких предков, когда религиозная, духовная жизнь была естественна и близка большинству людей. Хочется показать картины, которые свидетельствуют об этом.
Владимир Маковский
Молебен на крестьянском дворе в Малороссии (1886)
Молебен на Пасхе (1887)
Представляете, чтоб сейчас какой-нибудь богач из либеральных взглядов посетил бедных?
Владимир Маковский. Посещение бедных (1874)
Иван Куликов
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме
И. М. Прянишников. Крестный ход на Пасху. 1893
Художник Алексей Боголюбов. Крестный ход в Ярославле. 1863 год.
Художник Кошелев Н.А. Дети, катающие пасхальные яйца.1855.
Художник Кустодиев Б.М Встреча (Пасхальный день). 1917
Пасха. 1842. Художник Мохов М.А.
Е. М. Корнеев. Пасхальный стол в Тобольске. 1810-1812
Кириак Костанди «Страстной четверг на Севере»
Костанди Кириак (1852-1921) - Ранняя весна. 1915
Кустодиев Б.М. «Светлое Воскресение» (эскиз)
Колесников С.Ф. «Перед пасхальной службой»
Верещагин В. «Великая церковь Киево-Печерской лавры»
Рыженко П. «Пасха в Париже»
Милорадович Сергей (1851-1943) - Оборона Троице-Cергиевой лавры. 1894
Милорадович Сергей (1851-1943) - У исповедника. 1915
Корзухин Алексей (1835-1894) - Перед исповедью. 1877
Они же ещё несколько лет назад устраивали выставки "Запретного искусства", хотя оно не было никаким запретным. Эта выставка была хорошо разрекламирована, её произведения тиражировались в СМИ и сети. Но вот о том, что до сих пор у нас нет адекватного представления об искусстве 19-20 века никто из них напрочь не говорил.
Этим летом, отдыхая у моря в Крыму, посетила феодосийскую картинную галерию. На этот раз там были представлены работы Айвазовского на религиозные темы.
Иван Айвазовский. Хождение по водам.
Айвазовский. Всемирный потоп.
Иван Айвазовский. Крещение армянского народа. Григорий Просветитель (IV в.)
Предательство Иуды.
И. К. Айвазовский. 1834 г. Бумага серая, итальянский карандаш, белила. 41×56.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Айвазовский Иван Константинович.
Практически все учебники и либеральные СМИ любят показывать несвободу и несправедливость царской России иллюстрируя свой негатив картинами Репина. Это и всем известные "Бурлаки", " Не ждали", "Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста", а ужас русской истории они любят показывать на картине "Иван Грозный и его сын Иван", созданый репином по мифологическому сюжету, которые упоминается одни раз и то в письме у английского посланика, но что говорить, картина блестяще передает чувства и страси человеческие. Сравниться в передачи ужаса может разве что картина Мунка "Крик". Любят наши либералы "Протодиакона" и "Крестный ход в Курской губернии", исключительно показывая на поднятую нагайку и кажующуюся им искусственность благочестия и не ту елейность. Оставим это на их совести, собственно либералы это в прошлом партийные и комсомольские вожаки, а как они выгоняли народ на демонстрации 7 ноября мы помним. (Если кто пойдёт - то дадут потом отгул, не пойдёт - не будет поощрений, а для студентов и того проще, поставят неуд по чему-нибудь.) Но, эта картина свидетельствует и о другом, большем чем критика не таких как надо либералам лиц. Она свидетельствует о живости религиозных традиций в России на тот момент при всей деятельности антирелгиозных, революционных и либеральных кружков того времени. Конечно бы они эту картину бы убрали, но она слишком была известна в своё время и никак бы это у них не вышло. Вот кабы он её написал в изгнании, в Финляндии...
Мы ведь практически не знаем картин этого периода. Да и картин религиозного содержания Репина исключая "Воскрешение дочери Иаира" мы тоже мало знаем. Вот например Репинскую "Голгофу" 1869 года. Или "Голгофу" 1921-22 года. Думаю, что человек, видевший многое только и в состояние написать такую Голгофу.
Илья Репин. Голгофа (Распятие Христа). 1869
Голгофа.
И. Е. Репин. 1921–1922 гг. Холст, масло, 214×176.
Музей Принстонского университета, Нью-Йорк
Ещё более менее стало известной работа Репина , посвященная любимому русскому святому Николая Чудотворцу.
«Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных»
КАзалось бы, удивительно обращение так глубоко демократично настроенного художника. Но мы просто много не знаем. В 1886 году Репин решил навестить свою малую родину - Харьковщину (родом он был из Чугуевска). Там он навестил и двоюродную сестру по отцу - Эмилию Борисову (в монашестве Олимпиаду), которая была монахиней в Никольском монастыре. Написал её портрет, после революции посылал ей денежные переводы. Так вот сестра Олимпиада и попросила художника написать картину „Николай Мирликийский, останавливающий казнь“ и образ св. Николая для церкви. Ведь монастырь где подвязалась сестра был посвящен именно этому святому - Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. Был там и храм в честь св. Николая. И Репин просит помочь ему с материалом Стасова, ведь тот был связан с прекрасной библиотеки. Художник написал на эту тему три картины.
„Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных“ (1888 год, находится в Русском музее Санкт-Петербурга) и две, написанные в 1890 году, – одна находится в Киевском музее, другая – в Харьковской картинной галерее. Последняя картина находилась в Верхне-Харьковском Николаевском монастыре в с. Стрелечьем Харьковской губернии, поступила от И. Е. Репина в 1890 – 1892 гг., а в 1935 г. поступила в музей из Липзевского райисполкома Харьковской области. К сожалению, ничего не извстно про икону, в связи с революционными гонениями на церковь, верующих и всё свзанное с верою, в том числе и иконами.
Интерес к религиозной теме, ко Христу вылился вскоре в путешествие на Святую землю. Однако наши замечательные искусствоведы счтают этот его период " творческим кризисом, вызванный угасанием таланта". И это пишет не кто-нибудь, а Бенуа, во всякой картине находит он изъян: - "Слабое место «Проводов новобранца» — это безучастные лица, отсутствие драмы, вялость рассказа; слабое место «Садко» — кукольность действующих лиц, неубедительность фантастического элемента, отсутствие сказки; слабое место «Софьи» — ее театральная поза, грубая нарочитость выражения, отсутствие истории; слабое место «Не ждали» — подстроенность фабулы, гримасы актеров, грубость повествования; слабое место «Иоанна Грозного» — натуга и пересол в трагизме; слабое место «Св. Николая» — банальное выражение святого, карикатурность остальных; слабое место «Ареста» — мелодраматический вид героя и неуместный кнаусовский анекдотизм и т. д." Читая Бенуа прошлого века и понимаю, кого он мне напоминает. Сегодняшних либералов, которым тоже "всё не так". Дальше: -"В «Крестном ходе» довольно метко и злобно подмечены смешные стороны в богомолках, во «властях» и духовенстве, но все эти детали производят скорее тягостное впечатление благодаря своей нехудожественной подчеркнутости, какому-то даже ломачеству. В «Запорожцах» физиономии некоторых казаков очень смешны и типичны, но в общем эта картина все же производит впечатление какого-то грубого смехотворного зрелища. В «Св. Николае» единственное удачное место — эта подлая ужимка византийского царедворца, в «Аресте» очень верно схвачена холопья угодливость полового, но эти черты в обеих картинах как-то не вяжутся с остальными, являются лишними, почти бестактными подробностями." ТО есть единственным удачным местом для сего искусствоведа является хорошо подмеченный порок. Увы, как не прискорбно об этом говорить, но именно к этому нас приучает данная критическая школа. Критиковать - судить, вся и всех. И чем удачнее вскрывается порок, выставляется наружу даже того чего нет - тем круче критик, политехнолог или публицист. Сегодня этот метод называется - грязевая бомба. Что ж Христос и предупреждал своих учеников:- " Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше."
Интерес к религиозной тематики передался Репину не только благодаря творчеству его учителя Крамского, все мы помним его картину "Христос в пустыне", но и благодаря собственному религиозному чувству и домашнему воспитанию, ведь его мама была глубоко верующим человеком. Она водила его в детстве в церковь, принимала в доме странников, читала святых отцев.
Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
И. Е. Репин. Тайная вечеря (1903)
И. Е. РЕПИН. Христос (1884)
И. Е. Репин. Благословение детей (1890)
И. Е. Репин. Богоматерь с младенцем (1896)
И. Е. Репин. Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима (1870
И. Е. Репин. Христос с чашей (1894)
И. Репин. Искушение Христа. ("Иди за мной, Сатано!") Эскиз.
И. Репин. Искушение Христа. ( "Иди за мной, Сатано!") Эскиз.
И. Репин. Искушение Христа.("Иди за мной, Сатано!") Эскиз.
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 48×102.
Киевский музей русского искусства
Иди за мною, Сатано!
И. Е. Репин. 1891 г.
Искушение.
И. Е. Репин. 1890-е. Холст, масло. 47×60.
Отыди от меня, Сатано.
И. Е. Репин. 1860-е. Холст, масло. 57×87 см
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Отрок Христос в храме.
И. Е. Репин. 1918–1920 гг.
Научно-исследовательский музей Академии художеств
Выход патриарха Гермогена.
И. Е. Репин. 1881 г. Картон, масло. 12,3×18,4 см
Эскиз неосуществленной картины. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крестный ход. Явленная икона.
И. Е. Репин. 1877 г.
Первоначальный вариант эскиза к картине Крестный ход в курской губернии
Иов и его друзья.
И. Е. Репин. 1869 г. Холст, масло, 133×199.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Малую золотую медаль
Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22×35.
Тверская областная картинная галерея
Неверие Фомы.
И. Е. Репин. Кон. 1910-х годов или 1922 г. Холст, масло, 186,5×135.
Частное собрание
Христос среди учеников после Воскресения.
И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш.
Эскиз композиции.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения).
И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212×141.
Частное собрание, Москва
Несение креста.
Илья Репин. 1898 г. Бумага, граф.карандаш.
Частное собрание, Хельсинки
Несение креста.
И. Е. Репин. 1898 г. Холст, масло.
Александровское подворье, Иерусалим
Живописный этюд И. Е. Репина «Несение Креста», исполненный им в 1898 году, написан во время путешествия по Святой Земле для церкви в честь Святого Благоверного князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. На его оборотной стороне значится надпись: «Сей образ Несение креста, написанный мною в Иерусалиме приношу в дар Иерусалимской русской церкви „На раскопках“. Желал бы, чтобы образ был заделан под стекло и помещён на левой стороне при пороге Ворот (не высоко). Прошу на литургиях поминать имена моих родителей Евфимия и Татианы. И. Репин 1898 июль 27».
«Се, человек».
И. Е. Репин. 1867 г. Холст на картоне, масло. 31×19.
Частное собрание
Христоc в терновом венце.
И. Е. Репин. 1913 г.
Фреска, цементная плита, штукатурка, краски «Кюнстерфарбер». 51×45.
Подпись и дата слева внизу: «И. Репинъ 1913».
Выставлялась в Москве на аукционе в 2002 г.
Частное собрание
Иуда.
И. Е. Репин. 1885 г. Холст, масло. 60×49.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Взятие Христа стражею (Арест Христа).
И. Е. Репин. 1886 г. Холст, масло. 36,5×55,5. Эскиз.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Христос в Гефсиманском саду.
И. Е. Репин. 1880-е. Холст, масло. 62×91,5
Справа внизу: И Репинъ
Музей изобразительных искусств Республики Карелия
Работа поступила в музей из МК РСФСР в 1966 году.
Ранее хранилась в собрании М. В. Мазова (Москва)
Предательство в Гефсиманском саду.
И. Е. Репин. 1888 г.
Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2×21,2
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Если все, то не я…».
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 52×76. Эскиз
Тайная вечеря.
И. Е. Репин. 1876 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Христос и Никодим.
И. Е. Репин. 1887 г.
Пророк.
И. Е. Репин. Ок. 1890 г.
Днепропетровский художественный музей
Ивановское объединение художественных музеев
Илья Ефимович дожил до глубокой старости и стали добрым прихожанином своего приусадебного храма.
В двадцатые годы Репин стал посещать куоккальский православный храм и даже петь на клиросе. Его возвращение в лоно Церкви действительно было связано, как выразился Рихтер, с „революционными вихрями“. В 1920 году художник писал В. Леви: „Сегодня у нас Христос воскрес – я говел – 40 лет пропустил. После анафемы Толстому дал слово не переступать порога церкви, но после глумления большевиков над христианскими святынями-церквями, я делаюсь ревностным исповедником и нахожу этот старый культ не столь приятным, но весьма знаменательным и глубоко неизбежным в смысле объединения“. Это конечно несколько политизировано, однако на сколько могут быть политизированы творческие поиски на евангельские темы?
В письме к В. Анофриеву он так же разъясняет свое приобщение к христианству: „Когда наша церковь отлучала Льва Толстого, я дал слово не преступать порога церкви. Но когда чернь грабительски встала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, осквернять церкви, я пошел в церковь… и теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа и никто никогда не соберет так народ как церковь. Наши отъявленные воры, грабители уже торжественно с кафедры заявляют, что Бога нет“. Где это всё у новых обличителей России и Церкви? Ведь они до сих пор цепляют его "отказ от исповеди" к своим антиклерикальным пасквелям.
И опять в воспоминаниях о Толстом Репин пишет в газете "Общее дело“: - „Толстой знал, что самая реальная сила – бог. Несокрушимая, вечная, а человечество возникает и уничтожается как хаосы инфузорий, саранчи, оставляя после себя только миазмы на земле. Гарцуют озверелые недоросли, одурманенные безверием, но страшен бог карающий, и испытавшие десницу его узнают, что лучше бы им и не родиться на земле… Разве может быть принята вера в коммуну нашим лишенным всякого воспитания полицейским отродьем большевизма? Какие же они коммунисты, отрекшиеся от собственности альтруисты, жертвующие собою для общего блага, способные на равенство, братство, свободу! И сам Ленин и его компания со всеми примадоннами, все это – чердачные мечтатели времен студенчества, впервые узнавшие из книг о социализме и коммунизме и сейчас же попавшие на службу в дело организованного шпионства в Германии – специально для России, – разве они могут верить теперь в возможности коммуны у воров – грабителей?! Учредилки, расстрелы, вот их средства, наемные латыши, китайцы, вот их опора. Шпионы, интриги, вот их изучение человеческих принципов“.
Естественно, поздний период Репина мало изучен и приоткрывается только сейчас, в связи с богоборческой идеологией в СССР. Ещё хорошо повесили в Третьяковке "Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве", 1885 года.
Советские искусствоведы естественно называли картины Репина позднего периода "упаднеческими". Да и вообще, религиозные сюжеты начиная с середины 19 века были практически не интересны интеллигентной "публике".
«Наверное, это очень далеко от современности. Люди плохо знают Евангелие. Еще меньше понимают его. И совсем не собираются ему следовать». Крамской, написавший «Христа в пустыне» был почти не понят, Достоевский, опубликовавший «Бесов», назван сумасшедшим. А его «Бурлаки» уже висели в бильярдной комнате Великого князя, «и он мне жаловался, – вспоминает Илья Ефимович, – что стена вечно пустует: картину все время просят на разные европейские выставки».
Вот что пишет о религиозном периоде Репина А. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке": " Уже такие несвоевременные для 70-х и 80-х годов темы, как «Садко», «Николай Чудотворец», указывают на то, что Репин в душе не был верным сыном передвижнической церкви, что его манило в другие, более возвышенные сферы. В начале же 90-х годов он решительно взялся за тот же сюжет, над которым промучился его учитель Крамской, так долго и тщетно пытавшийся связать идеализм с самыми узкими позитивными теориями. Однако Репин, увлеченный трансцендентным течением, появившимся в русском обществе за последнее десятилетие, оставил реализм в духе Крамского и Ге только для главного лица и не побоялся сгруппировать фантастические и мистические элементы вокруг своего ренановского Христа. Самая медлительность создания «Искушения Христа», постоянные и коренные изменения, которым он подвергал эту картину, свидетельствовали о том, что Репин наткнулся на такой же камень преткновения, каким было «Явление Спасителя» для Иванова и «Мессалина» для Чистякова. "...
"Как досадно и обидно, до слез обидно, что Репин — этот гениально одаренный мастер — благодаря царившим в нашем обществе недоразумениям всю жизнь разбрасывался на лишнее и ненужное и что теперь, когда настало давно желанное освобождение, он опять-таки не обратился к тому, в чем его колоссальное дарование могло бы развернуться вполне, но продолжает лихорадочно метаться из стороны в сторону, застревая иногда под влиянием чисто головных увлечений на таких вещах, которые всего менее ему доступны."
" Там («Пенаты» в Куоккале) он частично возвращался к темам прошлого, писал портреты родных и знакомых. После Октябрьской революции, живя в «Пенатах», Репин оказался отрезанным от Советской России границей между СССР и Финляндией. Там его окружали белоэмигранты, старавшиеся оклеветать Советский Союз перед художником." так о нём написала О. Кириллова и ничего о его религиозных картинах. Но может хоть сейчас искусство Репина будет полностью освещаться нашими искусствоведами.
«…Самым важным в моем искусстве, — считал Репин в старости, — было писание писанок к Великдню… На одной стороне рисовалось Воскресение Христа; оно обводилось пояском какого-нибудь затейливого орнамента, буквами „ХЛ“. На другой можно было рисовать или сцену Преображения, или цветы — все, что подходило к Великдню».
Помимо художника "Бурлаков", кстати принадлежавших Великому князю в нашем искусстве очень много картин на церковную, религиозную тематику которые не находят места нигде, разве что в узкоспециализированных журналах для художников.
Друг Репина, художник Поленов, прославленные своим " Московским двориком", Бабушкиным садом" и "Заросшим прудом" более всего любил писать религиозные сюжеты, следы этого цикла хоть как-то можно было найти и в советских книгах. Можно посмотреть здесь, кому интересна эта серия. http://artcyclopedia.ru/polenov_vasilij_dmitrievich.htm Вот некоторые работы из неё.
Генасаретское озеро
За кого Меня почитают люди1. 1890-1900-е
Среди учителей. 1896
Ещё как-то была известна работа Корина над картиной "Русь уходящая"
Все эскизы, портреты к картине стали сами по себе историей и памятником той эпохи.
А гонения на Русь тогда были на столько сильны, что даже в эскизах где должны были быть русские полководцы например святой Александр Невский нельзя было никак дать никакой детали намекающей на церковь Христову.
elena-sem.livejournal.com/102640.html
На недавно прошедшей выставке Нестерова так же были работы ранее мало известные. Официально считалось что он пишет в советское время - прекрасные портреты, за что и получил сталинскую премию. Оказалось, что Нестеров продолжал писать картины на религиозную тематику. Некоторые из них:
Путник, 1921.
«Страстной седмице»
Христос, благословляющий отрока Варфоломея
Серия "Путники"
Да и вообще, любое упоминание церкви в жизни людей без критического пафоса было в советское время не возможно, но инерция того восприятия настолько сильна, что и сейчас многие люди просто не понимают, не представляют жизнь своих далёких предков, когда религиозная, духовная жизнь была естественна и близка большинству людей. Хочется показать картины, которые свидетельствуют об этом.
Владимир Маковский
Молебен на крестьянском дворе в Малороссии (1886)
Молебен на Пасхе (1887)
Представляете, чтоб сейчас какой-нибудь богач из либеральных взглядов посетил бедных?
Владимир Маковский. Посещение бедных (1874)
Иван Куликов
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме
И. М. Прянишников. Крестный ход на Пасху. 1893
Художник Алексей Боголюбов. Крестный ход в Ярославле. 1863 год.
Художник Кошелев Н.А. Дети, катающие пасхальные яйца.1855.
Художник Кустодиев Б.М Встреча (Пасхальный день). 1917
Пасха. 1842. Художник Мохов М.А.
Е. М. Корнеев. Пасхальный стол в Тобольске. 1810-1812
Кириак Костанди «Страстной четверг на Севере»
Костанди Кириак (1852-1921) - Ранняя весна. 1915
Кустодиев Б.М. «Светлое Воскресение» (эскиз)
Колесников С.Ф. «Перед пасхальной службой»
Верещагин В. «Великая церковь Киево-Печерской лавры»
Рыженко П. «Пасха в Париже»
Милорадович Сергей (1851-1943) - Оборона Троице-Cергиевой лавры. 1894
Милорадович Сергей (1851-1943) - У исповедника. 1915
Корзухин Алексей (1835-1894) - Перед исповедью. 1877
Лидия- Admin
- Сообщения : 1272
плюсы : 3205
Дата регистрации : 2012-09-08
Re: Запертое искусство
Протоиерей Алексей Бачурин в ФБ написал :
"""КОЩУНСТВО.
Обратите внимание на эту картину "великого русского художника" Ильи Ефимовича Репина. На ней изображена Голгофа сразу после того, как с Креста было снято тело Иисуса Христа. Крест с табличкой, "означающей вину Его", лежит на земле, а шелудивые бродячие псы ЛИЖУТ ЕГО СВЯТУЮ КРОВЬ!
Вопрос первый:
Знает ли кто-либо из православных о том, символом чего является "пёс" в Священном Писании?
Вопрос второй:
Знает ли кто из православных, Что такое Святая Кровь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и какое отношение к Ней в Христовой Церкви?
Думаю, все православные прекрасно знают ответ на второй вопрос. Знают об этом и враги Христа. Можно себе представить: как эти враги переглядывались и перемигивались, как молча ухмылялись, опустив глаза, перед этой картиной "великого русского художника".
А ответ на первый вопрос прост: "псы" - это те, кто, получив от Бога величайшую Святыню, позволяет рвать Её на части и попирать ногами в угоду тем, чьи карманы всегда полны сребренников."""
Я пока ответил так :
А в каком контексте упоминаются эти "псы", отец ??? 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Матф. Гл.15
"""КОЩУНСТВО.
Обратите внимание на эту картину "великого русского художника" Ильи Ефимовича Репина. На ней изображена Голгофа сразу после того, как с Креста было снято тело Иисуса Христа. Крест с табличкой, "означающей вину Его", лежит на земле, а шелудивые бродячие псы ЛИЖУТ ЕГО СВЯТУЮ КРОВЬ!
Вопрос первый:
Знает ли кто-либо из православных о том, символом чего является "пёс" в Священном Писании?
Вопрос второй:
Знает ли кто из православных, Что такое Святая Кровь Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и какое отношение к Ней в Христовой Церкви?
Думаю, все православные прекрасно знают ответ на второй вопрос. Знают об этом и враги Христа. Можно себе представить: как эти враги переглядывались и перемигивались, как молча ухмылялись, опустив глаза, перед этой картиной "великого русского художника".
А ответ на первый вопрос прост: "псы" - это те, кто, получив от Бога величайшую Святыню, позволяет рвать Её на части и попирать ногами в угоду тем, чьи карманы всегда полны сребренников."""
Я пока ответил так :
А в каком контексте упоминаются эти "псы", отец ??? 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Матф. Гл.15
Re: Запертое искусство
Интересен ответ протоиерея Алексия Носача из России :
"""Вопрос о собаках - собаки сегодня упоминались в воскресном Евангелии в положительном ключе: они были утешением Лазарю, струпья которого они облизывали. Вообще крестная смерть является сама по себе очень позорной и уничижительной, а собаки это только подчеркивают. Так что, мне кажется, что эта картина удачно передает весь драматизм крестной жертвы. А изображен ли здесь Христос (скорее нет) - не так важно в данном случае."""
ИСТОЧНИК УКРАИНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ
"""Вопрос о собаках - собаки сегодня упоминались в воскресном Евангелии в положительном ключе: они были утешением Лазарю, струпья которого они облизывали. Вообще крестная смерть является сама по себе очень позорной и уничижительной, а собаки это только подчеркивают. Так что, мне кажется, что эта картина удачно передает весь драматизм крестной жертвы. А изображен ли здесь Христос (скорее нет) - не так важно в данном случае."""
ИСТОЧНИК УКРАИНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ФОРУМ
Re: Запертое искусство
Финские критики считали что в картине выражены размышления мастера о современном положении России, то есть «Голгофа» Репина 1921 года ассоциируется c Россией распятой. Хотя может Репин хотел сказать и нечто другое.Руслан Остров пишет:
Я пока ответил так :
А в каком контексте упоминаются эти "псы", отец ??? 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Матф. Гл.15
Например, там где нет Христа, есть смерть, запустение и вот эти самые "псы". Кстати, есть ещё одна работа Репина о хлебе насущном, однако исключительно политического контекста. "Большевики"(Красноармейцы отнимают хлеб у голодного ребенка).
ЕСли вернуться к Голгофе, то не думаю что именно в этой картине Репин хотел сделать что-то кощунственное, потому что именно к этому времени относится его приход в Церковь после 40летнего перерыва. С точки зрения кощунства и критики в большей степени этому соответствует "Крестный ход", хотя формально так всё прекрасно, но критики так расписали всё чего не должно быть там, и замах полицейского и не те выражение лиц, что этак картина почему-то до сих пор считается редкой критикой православной России. Можно подумать, что в любом другом массовом мероприятии людей нет каких-то проблем.
Лидия- Admin
- Сообщения : 1272
плюсы : 3205
Дата регистрации : 2012-09-08
Re: Запертое искусство
Victor Baranov в ФБ, Репин сказал: «Когда наша церковь отлучила Льва Толстого, я дал слово не переступать порога церкви, но, когда чернь грабительски стала у власти и, расходившись, стала глумиться над всеми святынями народа, оскверняя церкви, я пошел в церковь… И теперь нахожу, что церковь есть великое знамя народа, и никто никогда не соберет так народ, как церковь».
Re: Запертое искусство
"""В последние годы своей жизни И.Репин всё чаще обращается к евангельским сюжетам в своём творчестве. Одним из ярких шедевров позднего периода творчество Репина является «Голгофа», написанное в 1869г. Сюжет картины был выбран в библейских преданиях, и расписывает распятия Христа при народе. Полная трагичности картина выполнена в серых тонах. Надвигающаяся гроза и сгущающиеся чёрные тучи на небе показывают неизбежность наказания людей за совершённый великий грех. Народная толпа бесчисленна. В ней можно увидеть и воинов, и простолюдинов. Все хотят увидеть казнь, и сходятся в назначенном месте. Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Но лишь вдумчивый и внимательный зритель заметит, что на распятом Христе одета русская рубаха. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. Подтекст этого художественного решения является намёком на всенародные страдания русских людей. Однако, к чему такая параллель? Ведь в не менее известной картине Репина «Бурлаки на волге» также прослеживается попытка изобразить страдания народа. Почему же художник проводит такую тесную линию, связывающую библейские мотивы с реальной жизнью. Критики отмечают, что, таким образом, художник показывает весь драматизм ситуации, сложившийся на Руси, и стремится ярче выразить и донести свою мысль. А для того, чтобы его язык стал более понятным для народа, он проделывает это через связь с религией.
Картина была выставлена в 1927г. в Хельсинки, где проходила последняя прижизненная выставка Репина, и по оценке критиков была наиболее ярким экспонатом выставки. Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). Непривычная композиция картины, включающая в себя открытую могилу, собак, обнюхивающих кровавые следы, наводит на мысль, что Репин применил символические значения, которыми он никогда не увлекался. В своём письме одному из друзей в 1920-ые годы Репин писал, оказавшись в полной изоляции за границей, что раньше он не предавал большого значения церкви, а после того, как она отлучила Льва Толстого, и вовсе не переступал её порога. Но теперь, когда жизнь на Руси сильно изменилась, он считает церковь великим знаменем русского народа."""
ПРЕДОСТАВИЛ О ВАСИЛИЙ ФОРУМ СЛОВО
Картина была выставлена в 1927г. в Хельсинки, где проходила последняя прижизненная выставка Репина, и по оценке критиков была наиболее ярким экспонатом выставки. Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). Непривычная композиция картины, включающая в себя открытую могилу, собак, обнюхивающих кровавые следы, наводит на мысль, что Репин применил символические значения, которыми он никогда не увлекался. В своём письме одному из друзей в 1920-ые годы Репин писал, оказавшись в полной изоляции за границей, что раньше он не предавал большого значения церкви, а после того, как она отлучила Льва Толстого, и вовсе не переступал её порога. Но теперь, когда жизнь на Руси сильно изменилась, он считает церковь великим знаменем русского народа."""
ПРЕДОСТАВИЛ О ВАСИЛИЙ ФОРУМ СЛОВО
Похожие темы
» Массолит церковного разлива. Православие и мир.
» Мировое православное искусство.
» «ИКОНОПИСЬ – ЭТО ИСКУССТВО ТРАДИЦИИ»
» Мировое антиправославное искусство. Зачем оно нам в Москве?
» Презентация каталога "Христианское искусство 2016"
» Мировое православное искусство.
» «ИКОНОПИСЬ – ЭТО ИСКУССТВО ТРАДИЦИИ»
» Мировое антиправославное искусство. Зачем оно нам в Москве?
» Презентация каталога "Христианское искусство 2016"
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: О божественном, вечном и добром... :: Шедевры мирового искусства на библейские темы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|