Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
Сергеевна люлька икон Жертвенник икона резьба Татьяна реставрация престол старая митры работы ДОСКА иконостаса иконы
Поиск
ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ.Юрий Шевченко
Страница 1 из 1
ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ.Юрий Шевченко
Шевченко Ю.Ю.
ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Исследование пещерных храмовых памятников на рассматриваемой территории имеет давнюю традицию. Но феноменологический подход к изучению христианства и его артефактов (с позиций мироощущения, сформированного рядом апокрифических источников), был предложен только Т.А. Бернштам (Бернштам. 2000). Из глубин этого первого периода распространения христианства в славянском мире (I-VII вв.), – выделенного протоиереем Нью-Йоркской Духованой Академии А. Шмеманом (Шмеман. 1954), и охарактеризованного профессором РАН – Т.А. Бернштам, – происходят множественные представления и обычаи «славянского мира» (например, «пронимальная символика»: Шевченко. 2010). Контекст наиболее раннего появления подобных памятников (в Крыму, в III в.н.э.), и их продвижения в позднеримское и ранневизантийское время на север, в Причерноморье наиболее полно был изложен М.Б. Щукиным (Щукин. 2005).
Что до конкретных представлений по позиционированию пещерных христианских святынь, то разные исследователи, базируясь на одном и том же материале, делали различные выводы, касательно хронологии и интерпретации изучаемых объектов.
На материалах Крыма были сформулированы версии о создании и бытовании пещерных храмов: в ранневизантийское время III-VII вв. (Струков. 1872; он же. 1876; он же. 1879; он же. 1882; Веймарн, Репников. 1935; Веймарн. 1958, он же. 1992; Веймарн, Чореф. 1978; Шевченко. 2004; он же. 2006, он же. 2008); во времена иконоборчества VIII-IX вв. (Василевский. 1912; Кулаковский. 1914; Беляев, Бушенков. 1986; Даниленко. 1993); и в период высокого Средневековья XII-XIV вв. (Могаричев. 1997. С.98). Последняя версия допускала создание наиболее древних пещерных храмов Крыма около середины IX в., и включала типологию по системе обработки внутренних поверхностей (пещерных стен и сводов) (см.: Шевченко. 2008) в пещерных сооружениях Таврики.
Оговоренная в самых общих чертах «типологичность», свойственна и разработкам по пещерным сооружениям бассейнов Южного Буга - Днестра - Прута: Оформление стрельчатых и близких к ним полуциркульных сводов пещерных галерей, позволяет отдельным авторам относить их создание к раннеславянскому времени – VI-VIII вв. (Ридуш. 1999. С.149-163). Примыкают к интерпретациям XIX в. (Wagilewicz. 1843. С.3-17; Kirkor. 1879. С.107) и высказывания отдельных археологов о языческом характере пещерных храмов Приднестровского региона (Винокур. 1970. С.39-40; Димитрий. 1995. С.130), созданных по представлениям этих авторов, в IX-X веках. Версия Т.А. Бобровского (1993. С.121-129) связывает расцвет пещерных скитов и келий этого региона с волной христианского исихазма, вызванной проповедью свт. Григория Паламы и деятельностью св. Григория Синаита в XIV в., что вводит данные пещерные памятники в соответствующий исторический контекст.
Рис.1. а) Памятники пеньковско-колочинской (1) и пражско-корчакской раннеславянских культур по В.В. Седову (1979), с отметками пещерных христианских памятников (3) по Г.Атанасову (1993), с дополнениями автора (по Дону, Десне и Днепру) и Е.Базгу по Поднестровью (Bazgu. 1997. Р.11. Fig.1).
Еще более концептуальна версия Георги Атанасова, предложившего иное историческое осмысление, и даже попытавшегося ввести пещерные памятники в контекст определенного археологического континуума. Картографированные им основные пещерные христианские святыни Поднестровья и Добруджи (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.68. Обр.1), соотносятся с картой заселения Поднестровского региона, в период катастрофического разгрома Болгарского царства, начавшегося во второй половине X века. Тогда «на север от Дуная хлынула волна беженцев» – в том числе - монахов, устраивавших подземные скиты в Поднестровье, не затронутом византийской агрессией и южными походами киевского князя Святослава Игоревича (Атанасов. 1993. С.63). Именно в это время, наблюдается картина, характеризуемая Г. Атанасовым, как «апокалиптические разрушения в Добрудже».
Георги Атанасовым активно акцентируется связь подземных обителей с поздними балкано-дунайскими культурными реминисценциями в Поднестровье, представленными в последней третьи Х века памятниками типа Алчедар. Локальное скопление пещер Поднестровья (Bazgu. 1997. С.11. Fig.1) действительно имеет некоторое территориальное сопряжение с памятниками этой волны. Но это только два подземных монастыря Поднестровья – в Бутученах и Ципово – надежно территориально связанные с памятником Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) – с раннесредневековой крепостью Калфа, а культура Дриду появляется на данной территории, - ранее времени, предложенного Г. Атанасовым, - не позднее середины IX века. Прочие пещерные памятники Поднестровья, судя по карте Г. Атанасова с дополнениями (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.64; Bazgu. 1997. С.11. Fig.1), образуют иные локальные скопления.
Отметки подземных христианских памятников в Поднестровье, с имеющимися дополнениями (Bazgu. 1997. Fig.1), совпадают с местами заселения позднего римского времени, в основном, – с поселениями носителей черняховской культуры (Славяне. 1993. С.126. Карта 23). Активные связи вдоль по Днестру и вероятное продвижение населения по этой водной магистрали, иллюстрирует карта находок римских импортов (Славяне. 1993. С.158. Карта 27). Возможно, это связано с памятниками типа Этулия, и с их продвижением с Низовьев Дуная, - из Мезии, где была основана первохристианская община ап. Андреем Первозванным, - на север, в Верхнее Поднестровье. Среди памятников черняховской культуры позднеримского времени в Поднестровье, в районе концентрации пещерных христианских святынь, наблюдаются и отложения киевской культуры (Щукин. 1988. С.207-214), генетически гомогенной памятникам типа Этулия (Гудкова. 1987. С.8-13; она же. 1989; Терпиловський. 1994. С.73-79). Возможно, в связи с этим «противостоянием», зоны концентрации пещерных христианских святынь Поднестровья составляют некие обособленные локусы в общем ареале черняховских памятников Поднестровского региона, потому, что памятники киевской и черняховской культур, консолидировавшихся во взаимном противопоставлении (Щукин. 2002. С.206), существуют в этом регионе чересполосно. Думается, пещерные отметки на карте (рис.1:3), скорее, могут маркировать наличие материалов киевской культуры. Это подтверждается наличием пещерных христианских святынь с престолом древнего типа и вне зоны черняховской, в ареале киевской культуры, Днепровском и в Донском бассейнах.
Зоны концентрации памятников следующего хронологического периода, по происхождению связанных с «киевскими», полностью соответствуют локусам, маркируемым пещерами. Районы заселения в VI-VII вв. (Федоров, Чеботаренко. 1974. С.18. Рис.2) накладываются с достаточно высокой степенью совпадения на картографию пещерных памятников, составляя единый континуум (рис.1:1,3). Это может свидетельствовать о связи древностей этого горизонта с созданием, а может – уже с использованием пещерных святынь, появившихся во времена предшествующего – черняховского (позднеримского) времени.
Рис.1. b) Пещерные памятники на фоне раннесредневековых этно-культурных массивов по В.В. Седову (1995).
Некоторая общность пещерных комплексов с материалами балкано-дунайской культуры, отмеченная Г. Атанасовым, может состоять и в том, что на памятниках VI-VII вв., связанных с локусами месторасположения пещерных святынь, имеются и более поздние славянские материалы, типа Луки-Райковецкой (VII-VIII вв.). Это раннеславянские поселения Лукашевка I, II и IV, Иванча IV и X , Лопатна, Глинжены III, Тарасовка I, Пояны, Алчедар IV, III, V и VII, городище Екимуцы; по р. Реуту - Бранешты I, Слободка, Скок (Федоров. 1960. С.240-246, 247. No 6 – 11; С. 278-279, 280, No 7 – 14, 20 – 22). Сюда и попадает керамика, являющаяся характерной для древностей Дунайской Болгарии - Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) (Димитров. б/г. С.120–145. Табл.5–16; Шевченко. 2002. С.127).
Пещерные памятники Поднестровского региона входят в единый континуум и с древнерусскими поселениями IX-XIII вв. ([Атанасов. 1993. С.69. Обр.2; ср.: Федоров, Чеботаренко. 1974. С.73. Рис.9). Такое соотношение, как и наличие древнерусской фрагментированной керамики в слое у пещер Межигорья (Монастырька) над Серетом, Бакоты и других, - свидетельствует о продолжавшемся почитании пещерных святынь в этих местах в великокняжеский период X-XIII вв.: сюда ходили на богомолье и в IX-XIII вв. Судя по материалу (фрагментированной керамике), – найденному у множества пещер Приднестровья, - хождения на богомолье в эти места продолжались и в позднем средневековье. Но древнейшее использование пещерных святынь Поднестровья относиться не позднее времени распространения раннеславянских памятников в VI веке. Остановлюсь на некоторых из них.
К древним памятникам раннеславянского горизонта относится пещерный монастырь у с.Страдч Яворовского района Львовской области, с длинной привходной галереей (40 м), частично вырубленый в скальных породах высокого правого берега р.Верещицы (ок.270 м), частично занимающий естественные полости. В пещерах расположено несколько монашеских келий с выступами-лежанками, подземная церковь древнерусского времени («прямоугольный зал»), небольшой пещерный храм («круглый зал») с престолом древнего типа, и примыкающими сопрестолиями. Городище над пещерами было заброшено к XIV в., в XVII в. монастырь был возобновлен, как Греко-католический (униатский). Престол древнего типа не мог быть поставлен после 692 г. (Шевченко. 2004. С.196-201).
Свято-Троицкого пещерного скита у Сатанова. Поднстровье, Западная Украина. 1.- Погребальная ниша-аркасолий. 2.- Помещение келии. 3.- «Сопрестолия» в маленьких пещерных храмах (4).
Рис.3. 2. Служба в Свято-Троицком пещерном ските у местечка Сатанов Городоцкого района Хмельницкой области на 07.06.1995 г. (Духов день Троицкого праздника).
У местечка Сатанов над Збручем (притоком Днестра), на склоне Слепого оврага (заповедник «Медоборы») у с. Крутилов, в окружении раннеславянских памятников, в Троицком пещерном скиту (рис.2) сохранились реликтовые «сопрестолия» (рис.3) аналогичные первохристианским, существовавшим до VII в. в Египте (рис.4), происходящих от подобного элемента в храмах («монастерионах») эссенов (ессеев). Служба у подобных сопрестолий по сей день проводится по древнему «чину Иакова Старшего» (см.рис.3).
Рис.4. План (I) и вид от входа (II) на храмовую пещеру горы Кармел, Палестина. 1.- Вход. 2.- Оконце в скале. 3- Центральный столп-останец скалы. 4.- Скальные выступы-останцы сопрестолий. 5.- Возвышение, соответствующее «жертвеннику». 6.- Скальные выступы в виде полуколоннок. 7.- Лестница на нижние уровни подземных помещений. III. Cопрестолия в пещерном храме Вади Загра, VII в. (Египет).
Недалеко от пещерного скита расположена гора Богит – раннесредневековый славянский хутор VII-VIII вв. и небольшое укрепленное древнерусское городище, которое отдельные исследователи связывают с политеистическим религиозным центром (Русанова, Тимощук. 1993. С.32-35. Рис.20), по находке неподалеку знаменитого Збручского идола Свентовита (Святовита).
Пещерное помещение и храм у с. Стенка высечен путем подработки естественного, карстового грота. В своде жилого грота пробито широкое – 1,5 м. - вертикальное отверстие вверх, где над первой небольшой камерой, высечена в скале другая, - трапециевидная в плане 8 х 9 м. (высотой 4 м.). По центру восточной стены верхнего помещения высечен дополнительный кубический объем, углубленный в скалу еще на 3 метра. Здесь, как полагает исследователь этих подземных полостей - В.С. Артюх, располагался алтарь храма (Артюх. 1998. С.6-8). Рядом с «трехметровым помещением» в стене вырублена еще одна ниша, которую можно интерпретировать, как древнее литургическое устройство (жертвенник), вынесенное к пределам алтаря, в наос, как в древнейших христианских храмах (Муравьев. 1846. С.208). Многочисленные лапидарные знаки (в виде петель, перевернутого латинского «F» и свастики, как в других пещерных храмах: у с. Межигорье Тернопольской обл., в молдавских Бутученах, и др.), обнаружены на стенах храмового помещения у с. Стенка, где имеется также изображение креста, типа «мальтийского» - с расширяющимися ветвями, и «изображение бегущего зверя» (Суховей. 2001. С.269. Рис.1).
и разрез Загнитковского пещерного скита («пещера Кармалюка») по Л.Н. Суховей (1999; 2001). Одесская область (Украина).
Двухъярусное пещерное сооружение (рис.5) той же структуры, что и двухярусный храм с келией у с. Стенка, расположено возле с. Загнитков Кодымского района на севере Одесской области, на правом берегу р. Майстринцы (левый приток, впадающий в р. Днестр возле с. Рашков, где располагается «куст» хорошо известных черняховских и раннеславянских памятников IV-VI вв.). Верхняя камера Загнитковского пещерного скита соединена с нижней вертикальным «люком», и имеет еще и отдельный широкий выход (ориентированный на юг) в небольшой овражек (Суховей. 1999. С.141. Рис.1). В западной стене верхнего грота вырублена «ниша-лежанка», а в восточной – полуциркульная в плане апсида, по центру которой расположено литургическое устройство – ниша напоминающая древнейшие типы храмовых престолов.
пещерный скит в парке села Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.
Аналогичный «двухъярусный» пещерный скит расположен у с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области (рис.6). В алтаре - углубленной и несколько скругленной в плане стены, в виде апсиды, - вырублена ниша, нижняя часть которой образует поверхность престола (рис.7) древнего типа.
ниша (престол) и остатки ниши-жертвенника (справа) пещерного скита с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.
Справа возле алтарной апсиды видны остатки ниши с плоским «зеркалом» (тыльной стеной), и плоским горизонтальным дном, служившей жертвенником, вынесенным к наосу, как в синхронных храмах Крыма VI в. (рис.8), и в древнейшем («Малом») подземном храме Успенского пещерного монастыря Мега Спилеон в Греции, основанного в 362 г (рис.9).
Рис.8. Вверху: Вид на наос с алтарем (и примыкающим к стене престолом) пещерного храма «Донаторов» (фотография автора, 2006 г.). Внизу: Реконструкция И.Г. Волконской алтарной части пещерного храма «Донаторов» в Эски-Кермене. Крым (слева). План (справа) пещерного храма «Донаторов» по Ю.М. Могаричеву (1997. С.263. Рис.198).
Древний престол (1) и жертвенник (2) в пещерной церкви Успенского монастыря, названного «Мега Спилеон» («Большая Пещера»), основанная в 362 г. свв. Феодором, Прокопием и Ефросинией у города Калаврита. Пелопоннес, Греция. Фотография М.В. Соболевой, 2007 г.
«Выносной» престол древнего типа устроен в нише скального навеса, представляющего апсиду, высеченную в скале у с. Пидкамень (рис.10:1), в 12 км от Свято-Успенской Почаевской Лавры. Пещерные храмы (рис.10:2) этого комплекса еще ожидают своего исследования, как и высеченные в скале келии (рис.10:3).
Скала «Черного Камня» у с. Пидкамень в 12 км от Свято-Успенской Почаевской лавры (Украина), с пещерным скитом в скале: 1. - вход в пещерный храм; 2. - древний престол под скальным навесом; 3.- вход в келию. Фотография автора, 2006 г.
Столь же показательна микрогеография культурного контекста одного из древнейших, как представляется, пещерных комплексов Среднего Поднепровья, - пещерного монастыря Рождества Богородицы, в ур. Церковщина (Гнилец). Келии-затворы в этих пещерах выполнены так, как в ранневизантийской лавре Саввы Освященного (Палестина), и средневековых - на Руси (Зверинецкий и Киево-Печерский монастыри).
Рис.11. Келия-затвор с лежанками под тремя стенами. В тыльной стене над уступом «лежанки» - множественные ниши для размещения мощей (черепов) – т.н., «мироточивых голов». Пещерный монастырь в ур. Церковщина (Гнилец) возле Киева. Украина. Фотографии автора, 2006 г.
Но в одной из камер-«затворов» Гнильца расположена «костница» - «кимитирий мироточивых голов» (рис.11), свойственный ранневизантийским памятникам. Кроме того, один из храмов этого пещерного комплекса имел примыкающий к внутренней стене алтаря престол древнего типа (Верлюжский. 1880. С.25-26, прим.3). Аналогично устроен престол в маленьком храме пещер Зверинецкого монастыря (рис.12).
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ
ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Исследование пещерных храмовых памятников на рассматриваемой территории имеет давнюю традицию. Но феноменологический подход к изучению христианства и его артефактов (с позиций мироощущения, сформированного рядом апокрифических источников), был предложен только Т.А. Бернштам (Бернштам. 2000). Из глубин этого первого периода распространения христианства в славянском мире (I-VII вв.), – выделенного протоиереем Нью-Йоркской Духованой Академии А. Шмеманом (Шмеман. 1954), и охарактеризованного профессором РАН – Т.А. Бернштам, – происходят множественные представления и обычаи «славянского мира» (например, «пронимальная символика»: Шевченко. 2010). Контекст наиболее раннего появления подобных памятников (в Крыму, в III в.н.э.), и их продвижения в позднеримское и ранневизантийское время на север, в Причерноморье наиболее полно был изложен М.Б. Щукиным (Щукин. 2005).
Что до конкретных представлений по позиционированию пещерных христианских святынь, то разные исследователи, базируясь на одном и том же материале, делали различные выводы, касательно хронологии и интерпретации изучаемых объектов.
На материалах Крыма были сформулированы версии о создании и бытовании пещерных храмов: в ранневизантийское время III-VII вв. (Струков. 1872; он же. 1876; он же. 1879; он же. 1882; Веймарн, Репников. 1935; Веймарн. 1958, он же. 1992; Веймарн, Чореф. 1978; Шевченко. 2004; он же. 2006, он же. 2008); во времена иконоборчества VIII-IX вв. (Василевский. 1912; Кулаковский. 1914; Беляев, Бушенков. 1986; Даниленко. 1993); и в период высокого Средневековья XII-XIV вв. (Могаричев. 1997. С.98). Последняя версия допускала создание наиболее древних пещерных храмов Крыма около середины IX в., и включала типологию по системе обработки внутренних поверхностей (пещерных стен и сводов) (см.: Шевченко. 2008) в пещерных сооружениях Таврики.
Оговоренная в самых общих чертах «типологичность», свойственна и разработкам по пещерным сооружениям бассейнов Южного Буга - Днестра - Прута: Оформление стрельчатых и близких к ним полуциркульных сводов пещерных галерей, позволяет отдельным авторам относить их создание к раннеславянскому времени – VI-VIII вв. (Ридуш. 1999. С.149-163). Примыкают к интерпретациям XIX в. (Wagilewicz. 1843. С.3-17; Kirkor. 1879. С.107) и высказывания отдельных археологов о языческом характере пещерных храмов Приднестровского региона (Винокур. 1970. С.39-40; Димитрий. 1995. С.130), созданных по представлениям этих авторов, в IX-X веках. Версия Т.А. Бобровского (1993. С.121-129) связывает расцвет пещерных скитов и келий этого региона с волной христианского исихазма, вызванной проповедью свт. Григория Паламы и деятельностью св. Григория Синаита в XIV в., что вводит данные пещерные памятники в соответствующий исторический контекст.
Рис.1. а) Памятники пеньковско-колочинской (1) и пражско-корчакской раннеславянских культур по В.В. Седову (1979), с отметками пещерных христианских памятников (3) по Г.Атанасову (1993), с дополнениями автора (по Дону, Десне и Днепру) и Е.Базгу по Поднестровью (Bazgu. 1997. Р.11. Fig.1).
Еще более концептуальна версия Георги Атанасова, предложившего иное историческое осмысление, и даже попытавшегося ввести пещерные памятники в контекст определенного археологического континуума. Картографированные им основные пещерные христианские святыни Поднестровья и Добруджи (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.68. Обр.1), соотносятся с картой заселения Поднестровского региона, в период катастрофического разгрома Болгарского царства, начавшегося во второй половине X века. Тогда «на север от Дуная хлынула волна беженцев» – в том числе - монахов, устраивавших подземные скиты в Поднестровье, не затронутом византийской агрессией и южными походами киевского князя Святослава Игоревича (Атанасов. 1993. С.63). Именно в это время, наблюдается картина, характеризуемая Г. Атанасовым, как «апокалиптические разрушения в Добрудже».
Георги Атанасовым активно акцентируется связь подземных обителей с поздними балкано-дунайскими культурными реминисценциями в Поднестровье, представленными в последней третьи Х века памятниками типа Алчедар. Локальное скопление пещер Поднестровья (Bazgu. 1997. С.11. Fig.1) действительно имеет некоторое территориальное сопряжение с памятниками этой волны. Но это только два подземных монастыря Поднестровья – в Бутученах и Ципово – надежно территориально связанные с памятником Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) – с раннесредневековой крепостью Калфа, а культура Дриду появляется на данной территории, - ранее времени, предложенного Г. Атанасовым, - не позднее середины IX века. Прочие пещерные памятники Поднестровья, судя по карте Г. Атанасова с дополнениями (рис.1:3) (Атанасов. 1993. С.64; Bazgu. 1997. С.11. Fig.1), образуют иные локальные скопления.
Отметки подземных христианских памятников в Поднестровье, с имеющимися дополнениями (Bazgu. 1997. Fig.1), совпадают с местами заселения позднего римского времени, в основном, – с поселениями носителей черняховской культуры (Славяне. 1993. С.126. Карта 23). Активные связи вдоль по Днестру и вероятное продвижение населения по этой водной магистрали, иллюстрирует карта находок римских импортов (Славяне. 1993. С.158. Карта 27). Возможно, это связано с памятниками типа Этулия, и с их продвижением с Низовьев Дуная, - из Мезии, где была основана первохристианская община ап. Андреем Первозванным, - на север, в Верхнее Поднестровье. Среди памятников черняховской культуры позднеримского времени в Поднестровье, в районе концентрации пещерных христианских святынь, наблюдаются и отложения киевской культуры (Щукин. 1988. С.207-214), генетически гомогенной памятникам типа Этулия (Гудкова. 1987. С.8-13; она же. 1989; Терпиловський. 1994. С.73-79). Возможно, в связи с этим «противостоянием», зоны концентрации пещерных христианских святынь Поднестровья составляют некие обособленные локусы в общем ареале черняховских памятников Поднестровского региона, потому, что памятники киевской и черняховской культур, консолидировавшихся во взаимном противопоставлении (Щукин. 2002. С.206), существуют в этом регионе чересполосно. Думается, пещерные отметки на карте (рис.1:3), скорее, могут маркировать наличие материалов киевской культуры. Это подтверждается наличием пещерных христианских святынь с престолом древнего типа и вне зоны черняховской, в ареале киевской культуры, Днепровском и в Донском бассейнах.
Зоны концентрации памятников следующего хронологического периода, по происхождению связанных с «киевскими», полностью соответствуют локусам, маркируемым пещерами. Районы заселения в VI-VII вв. (Федоров, Чеботаренко. 1974. С.18. Рис.2) накладываются с достаточно высокой степенью совпадения на картографию пещерных памятников, составляя единый континуум (рис.1:1,3). Это может свидетельствовать о связи древностей этого горизонта с созданием, а может – уже с использованием пещерных святынь, появившихся во времена предшествующего – черняховского (позднеримского) времени.
Рис.1. b) Пещерные памятники на фоне раннесредневековых этно-культурных массивов по В.В. Седову (1995).
Некоторая общность пещерных комплексов с материалами балкано-дунайской культуры, отмеченная Г. Атанасовым, может состоять и в том, что на памятниках VI-VII вв., связанных с локусами месторасположения пещерных святынь, имеются и более поздние славянские материалы, типа Луки-Райковецкой (VII-VIII вв.). Это раннеславянские поселения Лукашевка I, II и IV, Иванча IV и X , Лопатна, Глинжены III, Тарасовка I, Пояны, Алчедар IV, III, V и VII, городище Екимуцы; по р. Реуту - Бранешты I, Слободка, Скок (Федоров. 1960. С.240-246, 247. No 6 – 11; С. 278-279, 280, No 7 – 14, 20 – 22). Сюда и попадает керамика, являющаяся характерной для древностей Дунайской Болгарии - Балкано-Дунайской культуры (культуры Дриду) (Димитров. б/г. С.120–145. Табл.5–16; Шевченко. 2002. С.127).
Пещерные памятники Поднестровского региона входят в единый континуум и с древнерусскими поселениями IX-XIII вв. ([Атанасов. 1993. С.69. Обр.2; ср.: Федоров, Чеботаренко. 1974. С.73. Рис.9). Такое соотношение, как и наличие древнерусской фрагментированной керамики в слое у пещер Межигорья (Монастырька) над Серетом, Бакоты и других, - свидетельствует о продолжавшемся почитании пещерных святынь в этих местах в великокняжеский период X-XIII вв.: сюда ходили на богомолье и в IX-XIII вв. Судя по материалу (фрагментированной керамике), – найденному у множества пещер Приднестровья, - хождения на богомолье в эти места продолжались и в позднем средневековье. Но древнейшее использование пещерных святынь Поднестровья относиться не позднее времени распространения раннеславянских памятников в VI веке. Остановлюсь на некоторых из них.
К древним памятникам раннеславянского горизонта относится пещерный монастырь у с.Страдч Яворовского района Львовской области, с длинной привходной галереей (40 м), частично вырубленый в скальных породах высокого правого берега р.Верещицы (ок.270 м), частично занимающий естественные полости. В пещерах расположено несколько монашеских келий с выступами-лежанками, подземная церковь древнерусского времени («прямоугольный зал»), небольшой пещерный храм («круглый зал») с престолом древнего типа, и примыкающими сопрестолиями. Городище над пещерами было заброшено к XIV в., в XVII в. монастырь был возобновлен, как Греко-католический (униатский). Престол древнего типа не мог быть поставлен после 692 г. (Шевченко. 2004. С.196-201).
Свято-Троицкого пещерного скита у Сатанова. Поднстровье, Западная Украина. 1.- Погребальная ниша-аркасолий. 2.- Помещение келии. 3.- «Сопрестолия» в маленьких пещерных храмах (4).
Рис.3. 2. Служба в Свято-Троицком пещерном ските у местечка Сатанов Городоцкого района Хмельницкой области на 07.06.1995 г. (Духов день Троицкого праздника).
У местечка Сатанов над Збручем (притоком Днестра), на склоне Слепого оврага (заповедник «Медоборы») у с. Крутилов, в окружении раннеславянских памятников, в Троицком пещерном скиту (рис.2) сохранились реликтовые «сопрестолия» (рис.3) аналогичные первохристианским, существовавшим до VII в. в Египте (рис.4), происходящих от подобного элемента в храмах («монастерионах») эссенов (ессеев). Служба у подобных сопрестолий по сей день проводится по древнему «чину Иакова Старшего» (см.рис.3).
Рис.4. План (I) и вид от входа (II) на храмовую пещеру горы Кармел, Палестина. 1.- Вход. 2.- Оконце в скале. 3- Центральный столп-останец скалы. 4.- Скальные выступы-останцы сопрестолий. 5.- Возвышение, соответствующее «жертвеннику». 6.- Скальные выступы в виде полуколоннок. 7.- Лестница на нижние уровни подземных помещений. III. Cопрестолия в пещерном храме Вади Загра, VII в. (Египет).
Недалеко от пещерного скита расположена гора Богит – раннесредневековый славянский хутор VII-VIII вв. и небольшое укрепленное древнерусское городище, которое отдельные исследователи связывают с политеистическим религиозным центром (Русанова, Тимощук. 1993. С.32-35. Рис.20), по находке неподалеку знаменитого Збручского идола Свентовита (Святовита).
Пещерное помещение и храм у с. Стенка высечен путем подработки естественного, карстового грота. В своде жилого грота пробито широкое – 1,5 м. - вертикальное отверстие вверх, где над первой небольшой камерой, высечена в скале другая, - трапециевидная в плане 8 х 9 м. (высотой 4 м.). По центру восточной стены верхнего помещения высечен дополнительный кубический объем, углубленный в скалу еще на 3 метра. Здесь, как полагает исследователь этих подземных полостей - В.С. Артюх, располагался алтарь храма (Артюх. 1998. С.6-8). Рядом с «трехметровым помещением» в стене вырублена еще одна ниша, которую можно интерпретировать, как древнее литургическое устройство (жертвенник), вынесенное к пределам алтаря, в наос, как в древнейших христианских храмах (Муравьев. 1846. С.208). Многочисленные лапидарные знаки (в виде петель, перевернутого латинского «F» и свастики, как в других пещерных храмах: у с. Межигорье Тернопольской обл., в молдавских Бутученах, и др.), обнаружены на стенах храмового помещения у с. Стенка, где имеется также изображение креста, типа «мальтийского» - с расширяющимися ветвями, и «изображение бегущего зверя» (Суховей. 2001. С.269. Рис.1).
и разрез Загнитковского пещерного скита («пещера Кармалюка») по Л.Н. Суховей (1999; 2001). Одесская область (Украина).
Двухъярусное пещерное сооружение (рис.5) той же структуры, что и двухярусный храм с келией у с. Стенка, расположено возле с. Загнитков Кодымского района на севере Одесской области, на правом берегу р. Майстринцы (левый приток, впадающий в р. Днестр возле с. Рашков, где располагается «куст» хорошо известных черняховских и раннеславянских памятников IV-VI вв.). Верхняя камера Загнитковского пещерного скита соединена с нижней вертикальным «люком», и имеет еще и отдельный широкий выход (ориентированный на юг) в небольшой овражек (Суховей. 1999. С.141. Рис.1). В западной стене верхнего грота вырублена «ниша-лежанка», а в восточной – полуциркульная в плане апсида, по центру которой расположено литургическое устройство – ниша напоминающая древнейшие типы храмовых престолов.
пещерный скит в парке села Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.
Аналогичный «двухъярусный» пещерный скит расположен у с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области (рис.6). В алтаре - углубленной и несколько скругленной в плане стены, в виде апсиды, - вырублена ниша, нижняя часть которой образует поверхность престола (рис.7) древнего типа.
ниша (престол) и остатки ниши-жертвенника (справа) пещерного скита с. Малеевцы Дунаевецкого района Хмельницкой области. Украина. Фотография Сергея Клименко, 2004 г.
Справа возле алтарной апсиды видны остатки ниши с плоским «зеркалом» (тыльной стеной), и плоским горизонтальным дном, служившей жертвенником, вынесенным к наосу, как в синхронных храмах Крыма VI в. (рис.8), и в древнейшем («Малом») подземном храме Успенского пещерного монастыря Мега Спилеон в Греции, основанного в 362 г (рис.9).
Рис.8. Вверху: Вид на наос с алтарем (и примыкающим к стене престолом) пещерного храма «Донаторов» (фотография автора, 2006 г.). Внизу: Реконструкция И.Г. Волконской алтарной части пещерного храма «Донаторов» в Эски-Кермене. Крым (слева). План (справа) пещерного храма «Донаторов» по Ю.М. Могаричеву (1997. С.263. Рис.198).
Древний престол (1) и жертвенник (2) в пещерной церкви Успенского монастыря, названного «Мега Спилеон» («Большая Пещера»), основанная в 362 г. свв. Феодором, Прокопием и Ефросинией у города Калаврита. Пелопоннес, Греция. Фотография М.В. Соболевой, 2007 г.
«Выносной» престол древнего типа устроен в нише скального навеса, представляющего апсиду, высеченную в скале у с. Пидкамень (рис.10:1), в 12 км от Свято-Успенской Почаевской Лавры. Пещерные храмы (рис.10:2) этого комплекса еще ожидают своего исследования, как и высеченные в скале келии (рис.10:3).
Скала «Черного Камня» у с. Пидкамень в 12 км от Свято-Успенской Почаевской лавры (Украина), с пещерным скитом в скале: 1. - вход в пещерный храм; 2. - древний престол под скальным навесом; 3.- вход в келию. Фотография автора, 2006 г.
Столь же показательна микрогеография культурного контекста одного из древнейших, как представляется, пещерных комплексов Среднего Поднепровья, - пещерного монастыря Рождества Богородицы, в ур. Церковщина (Гнилец). Келии-затворы в этих пещерах выполнены так, как в ранневизантийской лавре Саввы Освященного (Палестина), и средневековых - на Руси (Зверинецкий и Киево-Печерский монастыри).
Рис.11. Келия-затвор с лежанками под тремя стенами. В тыльной стене над уступом «лежанки» - множественные ниши для размещения мощей (черепов) – т.н., «мироточивых голов». Пещерный монастырь в ур. Церковщина (Гнилец) возле Киева. Украина. Фотографии автора, 2006 г.
Но в одной из камер-«затворов» Гнильца расположена «костница» - «кимитирий мироточивых голов» (рис.11), свойственный ранневизантийским памятникам. Кроме того, один из храмов этого пещерного комплекса имел примыкающий к внутренней стене алтаря престол древнего типа (Верлюжский. 1880. С.25-26, прим.3). Аналогично устроен престол в маленьком храме пещер Зверинецкого монастыря (рис.12).
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Похожие темы
» «Что не так?» Юрий Лоза, музыкант
» Неолиберальный фашизм. Максим Шевченко.
» Возможна ли в России христианская демократия? Юрий Пивоваров, академик РАН.
» Юрий Гагарин: "У меня есть предложение от ЦК – восстановить Храм Христа Спасителя»
» «Плоть двуглавого орла» Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии
» Неолиберальный фашизм. Максим Шевченко.
» Возможна ли в России христианская демократия? Юрий Пивоваров, академик РАН.
» Юрий Гагарин: "У меня есть предложение от ЦК – восстановить Храм Христа Спасителя»
» «Плоть двуглавого орла» Иерей Святослав Шевченко, руководитель отдела по связям с общественностью Благовещенской епархии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения