Последние темы
» Фильм о последних днях царской семьи "Верные" идёт в кинотеатре «Верные» в кинотеатре Каро 11 Арбатавтор Лидия Ср Ноя 06, 2024 11:53 am
» СУВОРОВ И РОД ДОСТОЕВСКИХ
автор Лидия Вс Окт 27, 2024 11:40 pm
» С праздником Покрова Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Окт 14, 2024 2:30 pm
» В Пакистане христианку приговорили к казни за богохульство в соцсетях
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:03 am
» В Буркина-Фасо исламисты убили 26 христиан во время церковной службы
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:02 am
» Отчет ООН: Власть не прекратила давление на УПЦ
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:01 am
» Халкинская духовная семинария и экзистенциальный кризис Патриархата
автор Лидия Сб Окт 05, 2024 5:00 am
» Поздравление всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Сб Сен 21, 2024 5:39 pm
» Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
автор Лидия Пн Сен 16, 2024 7:10 pm
» Ученые делают открытие после анализа Туринской плащеницы
автор Лидия Ср Авг 21, 2024 12:14 am
» Вселенский Патриарх использует резкие слова в адрес Русской Церкви
автор Лидия Сб Авг 03, 2024 4:52 am
» Святейший Патриарх Кирилл возглавил принесение иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, в Троице-Сергиеву лавру и совершил в обители всенощное бдение
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:14 pm
» С праздником Святой Троицы!
автор Лидия Вс Июн 23, 2024 2:09 pm
» С праздником Вознесения Господня!
автор Лидия Чт Июн 13, 2024 1:15 pm
» С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
автор Лидия Вс Апр 07, 2024 2:54 pm
» Виталий Даренский: «Современное гуманитарное образование – фабрика русофобов и безбожников»
автор Лидия Вт Фев 06, 2024 9:28 pm
» С Крещением Господнем, дорогие братья и сестры
автор Лидия Пт Янв 19, 2024 10:46 am
» С Рождеством Христовым!
автор Лидия Вс Янв 07, 2024 8:31 am
» Церковная служба с использованием искусственного интеллекта в Германии собирает большое количество людей
автор Лидия Ср Дек 13, 2023 4:58 am
» Как причащали в Калуге на самом деле и зачем либеральные СМИ лгут о церкви
автор Лидия Пн Дек 11, 2023 11:19 pm
» С Атеизмом как не комильфо получается
автор Лидия Вс Дек 10, 2023 10:24 pm
» Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР. Том 1. 1945–1953 гг.
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 7:21 am
» 4 декабря — праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Дек 04, 2023 6:48 am
» С праздником Казанской иконы Божьей Матери!
автор Лидия Сб Ноя 04, 2023 10:31 am
» С праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Чт Сен 21, 2023 3:53 pm
» С Праздником Успения Пресвятой Богородицы
автор Лидия Пн Авг 28, 2023 1:18 pm
» Глобальная инициатива Байдена по замене христианства атеизмом сталкивается с негативной реакцией Республиканской партии
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:16 am
» С Преображением Господнем! С праздником!
автор Лидия Сб Авг 19, 2023 2:03 am
» Эксперт ООН утверждает, что религиозные убеждения должны измениться, чтобы приспособиться к идеологии ЛГБТ
автор Лидия Ср Авг 16, 2023 9:25 pm
» САТАНИЗМ НА ЗАПАДЕ
автор Лидия Вс Июл 23, 2023 8:26 am
» Антирелигиозная работа в начале СССР велась в основном против Православия
автор Лидия Ср Июл 19, 2023 6:10 am
» Христианскому соц.работнику отказали в работе из-за знаменательной победы в борьбе за свободу слова
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:54 pm
» 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла
автор Лидия Ср Июл 12, 2023 8:51 pm
» В Волынской области Украины сожгли икону Божьей Матери Будятичевская
автор Лидия Вт Июл 11, 2023 9:17 pm
» С праздником Троицы, братья и сестры!
автор Лидия Вс Июн 04, 2023 12:27 pm
» Причины отказа от веры в ЕС: постепенный отход, позиция церкви по абортам и геям, скандалы
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 8:18 pm
» Статистика посещений служб на Пасху и кого считать верующим?
автор Лидия Вт Апр 25, 2023 6:45 pm
» Христос Воскресе! С праздником Пасхи, братья и сестры
автор Лидия Вс Апр 16, 2023 7:52 am
» Варфоломей хочет добиться создания в Литве своего экзархата
автор Лидия Ср Мар 22, 2023 9:58 am
» 15 марта празднуется икона Богородицы «Державная»
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 6:52 pm
» Власти Москвы запретили шествие православных против строительства мечети
автор Лидия Ср Мар 15, 2023 12:50 pm
» День памяти священномученика Александр Ильенкова
автор Лидия Вт Мар 14, 2023 4:28 pm
» Офис Президента Зеленского требует перехода УПЦ под контроль ПЦУ
автор Лидия Сб Мар 11, 2023 8:36 am
» Наука все ближе подходит к подтверждению библейских истин
автор Лидия Чт Фев 23, 2023 8:36 pm
» С праздником Сретения Господня
автор Лидия Ср Фев 15, 2023 4:35 pm
» С Праздникам Рождества Христова!
автор Лидия Сб Янв 07, 2023 7:15 am
» ТЕЗИСЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА НА 1925 Г.: «СОЮЗ БЕЗБОЖНИКОВ, КОМСОМОЛ И АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА»
автор Лидия Пт Дек 23, 2022 8:39 pm
» Крупская против книг, в том числе против Евангелия
автор Лидия Чт Дек 15, 2022 11:17 am
» С праздником Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
автор Лидия Вс Дек 04, 2022 10:21 am
» Климатическая религия: гора Синай в Египте получит «Десять заповедей климатической справедливости» во время саммита ООН
автор Лидия Сб Ноя 19, 2022 11:27 pm
Ключевые слова
старая митры ДОСКА резьба Сергеевна икон люлька работы икона иконостаса реставрация Жертвенник иконы Татьяна престол
Поиск
Незаметный юбилей - 70 лет восстановления РПЦ
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ПОСТ, ДУХОВНАЯ БРАНЬ, ПОЛЕМИКА. :: Новости Руссской Православной Церкви :: История Русской Православной Церкви
Страница 1 из 1
Незаметный юбилей - 70 лет восстановления РПЦ
Сегодня - совершенно незаметный юбилей весьма знакового события в истории Великой Отечественной войны. Его не будут праздновать, как Курскую битву или форсирование Днепра, о нём вряд ли вспомнят публично и официально, и тем не менее оно сильно повлияло на всю последующую историю Государства Российского.
Речь идёт о встрече Председателя ГКО И.В. Сталина с тремя митрополитами Русской православной церкви, в ходе которой были заложены принципы восстановления организации Церкви в том виде, в котором мы её знаем сейчас, после периода преследований и гонений 1920-х-1930-х. И даже нынешний титул Патриарха - всея Руси (а не России, как у Тихона) был согласован и одобрен именно той ночью.
Встреча состоялась ровно 70 лет назад, в ночь с 3 на 4 сентября 1943 г., и была неожиданной для церковных иерархов. Любопытный факт: из шести её участников пятеро были выпускниками духовных семинарий (Сталин, Карпов, трое митрополитов) и только Вячеслав Михайлович Молотов не имел духовного образования.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Патриарх Алексий I и полковник НКГБ Г.Г. Карпов
Событие это, прямо скажем, весьма неудобное и не вписывающееся в шаблон, причём с разных сторон - как для нынешнего руководства, которое страдает латентным или открытым антисоветизмом, так и для левых товарищей, многие из которых страдают начётничеством. И тем не менее оно было в реальности - именно в том виде, в котором состоялось.
Если говорить о левом движении, то сейчас развернулась борьба за "правильного Сталина". Кто он был - марксист, революционер до мозга костей или империалист - восстановитель великой Империи? За это сейчас у них идут споры - чей же он, Сталин. Споры до посинения и обид, в стиле "а ты кто такой?" и до взаимных оскорблений.
Есть распространённая левая точка зрения, где факт восстановления Церкви принижается и указывается на то, что товарищ Сталин в своих речах, статьях, книгах всегда обличал религиозный дурман и осуждал "опиум для народа", как тру-максист. Конечно, можно привести и цитаты на этот счёт. Сейчас это несложно сделать. Только вот незадача - все они заканчиваются 1939 годом. Поэтому слово "всегда" тут уже не очень уместно. Что было дальше, какие тенденции и какая именно эволюция - об этом у них тактично умалчивается. Понятно, почему - чтобы не травмировать ранимую психику своих обидчивых соратников и не вносить смятение в ряды.
Однако, при анализе действий любого государственного деятеля нужно чётко иметь в виду, что его карьера не исчерпывается публичными речами или работами. Не меньшее значение имеют его решения, действия в конкретной обстановке и результаты, вытекающие из этих действий. Это легко проверить, скажем, по деятельности Горбачёва М.С. Попробуйте почитать его работы и речи из семитомника, изданного в 1980-е. Там много красивого и правильного. Так вот, риторический вопрос - можно ли делать выводы о Горбачёве, исходя из официального сборника его речей и выступлений? Именно того периода, когда он был у руля власти? Совпадают ли его речи с его действиями и результатами, которые случились в итоге оных?
Нет, ни в коем случае. Речи-заявления и реальные действия Горбачёва не совпадают, а иногда и прямо противоречат друг другу. То же самое и со Сталиным: нужно смотреть не только на его выступления и работы, но и на реальные действия в конкретной обстановке. А также анализировать их подачу на население СССР - в церковном вопросе она стала после 1940 г. очень осторожной. То есть, со стороны тех левых, которые ссылаются на ранние сталинские работы, и игнорируют всё последующее, такой образец полемики является самым обыкновенным начётничеством. Ну или сладким самообманом, кому как больше нравится.
* * *
Впрочем, ладно.
Теперь о самом событии и его сути.
5 сентября 1943 г. в подвальной части первой полосы "Известий" было опубликовано малозаметное, сухое, очень осторожное извещение о встрече:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Текст же самого сообщения был ещё более осторожным и обтекаемым:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Смотрите, как аккуратно подано на население.
Предельно аккуратно.
Не встреча Сталина с иерархами, а "приём" у Председателя СНК, "во время которого имела место беседа". Несведущий читатель может сделать вывод, что на официальном приёме к Сталину подошли церковники и побеседовали с ним о том о сём. Митрополиты, типа, "довёли до сведения Сталина" своё намерение избрать Патриарха, а он "отнёсся к этим предположениям сочувственно".
Но это совсем не так.
На самом деле иерархов срочно и лично пригласили к Председателю ГКО СССР, чтобы предложить фактическое восстановление структуры Церкви и (неявно, но было понятно, что и это тоже) параллельное свёртывание агрессивной антицерковной пропаганды и организационной системы, которая её обслуживала ("Безбожник"). На Собор епископов 8 сентября иерархов свозили срочно и быстро, задействовав военно-транспортную авиацию ВВС РККА и управление военных сообщений НКПС СССР.
Получился в итоге своего рода советский Конкордат. Все последующие действия государства лежат именно в этом ключе - "Безбожник" тихо и непублично помер, его сменило общество "Знание", в которой пропаганда атеизма стала скромной маленькой секцией и занимала ...дцатое место в списке приоритетов и т.п.
Причём затем в Политбюро всё-таки не было единства по церковному вопросу - группировка Жданова-Кузнецова предлагала её прижимать и снова преследовать, группа Маленкова - Берии занимала нейтральную позицию, однако до смерти Сталина никакой реальный зажим Церкви не состоялся. Вторая волна гонений началась только при Хрущёве, после запуска первого спутника в 1957 г. и достигла пика к XXII съезду КПСС в 1961 г. Это, кстати, был пик не только гонений на РПЦ, но и Первой десталинизации, самой яростной из всех.
Конечно, мотивы Сталина в церковном вопросе были сугубо прагматические, на этот счёт не стоит заблуждаться. Во-первых - вопросы внешнеполитических контактов, во-вторых - каноническое отлучение от церкви и преследование тех иерархов, которые сотрудничали с гитлеровцами на оккупированных территория. В-третьих - влияние через Церковь на население освобождаемых территорий и стран Восточной Европы, в-четвёртых - использование деятелей Церкви в советских внешнеполитических комбинациях и инициативах. В пятых, были даже проекты созыва в СССР Вселенского собора семи канонических церквей, чтобы перенести Вселенскую Патриархию из Константинополя и сделать её подкконтрольной Союзу. Впрочем, проектам "советского Ватикана" не дали хода, а после отпадения Югославии от социалистического блока они заглохли совсем
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Что же до сути той легендарной ночной встречи, то на этот счёт остался интереснейший документ, составленный её участником - Г.Г. Карповым. Он называется "Записка полковника госбезопасности Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской православной церкви".
(о личности Г.Г. Карпова можно почитать тут)
Вы этот документ можете прочесть полностью, см. ссылка выше, а я тут приведу лишь краткую выжимку течения той ночной встречи (позаимствовано из поста ув. gm_dar):
1) Сталин поблагодарил иерархов за патриотическую и государственную позицию Церкви, занятую в годы войны.
2) Митрополит Сергий попросил разрешение собрать Архиерейский собор, который изберет Патриарха и Синод. Сталин просьбу одобрил. [Явно все уже было оговорено заранее]
3) Митрополит Сергий попросил разрешение Правительства принять для Патриарха титул "Патриарха Московского и всея Руси" (вместо России, как было при патриархе Тихоне). Сталин одобрил.
4) Митрополит Сергий сообщил, что архиерейский Собор может быть собран через месяц, но Сталин попросил митрополитов "проявить большевистские темпы", пообещал помочь "соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву, чтобы собрать Собор через 3–4 дня.
Предложение было принято и в положенное время исполнено. 8 сентября собор был открыт. 19 архиереев единогласно избрали митрополита Московского и Коломенского Сергия патриархом Московским и всея Руси, образовали Священный Синод РПЦ и приняли постановление об отлучении от Церкви и лишении сана всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов.
5) Митрополиты Сергий и Алексий попросили разрешения организовать богословские курсы при некоторых епархиях.
Сталин удовлетворил просьбу, но настойчиво посоветовал не останавливаться на курсах, а открывать духовные академии и семинарии "во всех епархиях, где это нужно". Митрополиты от предложения Сталина отказались, сославшись на слабость своих сил и возможностей.
6) Митрополит Сергий предложил создать ежемесечный журнал Московской Патриархии, в котором "освещались бы как хроника церкви, так и статьи и речи богословского и патриотического характера". Сталин ответил: «Журнал можно и следует выпускать».
7) Митрополит Сергий поднял вопрос об открытии церквей в ряде епархий и праве архиереям входить в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей. Сталин ответил, "что по этому вопросу никаких препятствий со стороны Правительства не будет".
8) Митрополит Алексий поднял вопрос перед об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т.д. Сталин предложил подать список для рассмотрения.
9) Митрополит Сергий попросил разрешения предоставить право свободного проживания и передвижения внутри Союза и право исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения. Сталин пообещал изучить вопрос.
10) Митрополит Алексий поднял вопрос о церковной кассе: предоставить епархиям право отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания Патриархии и Синода. Изменить Положение о церковном управлении, чтобы священнослужителям было дано право быть членами исполнительного органа церкви. Сталин одобрил.
11) Митрополит Николай попросил разрешение создавать свечные заводы при епархиях. На это Сталин сказал, что "церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР". Свечные заводы разрешили.
12) Сталин предложил выделять государственные деньги на содержание управления Патриархии: "сейчас или если нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру".
13) Сталин от имени Правительства предложил участникам встречи решить бытовые вопросы: от предоставления квартир до обеспечения продуктами питания и личным транспортом. Митрополит Сергий от снабжения продуктами отказался, но попросил выделить машины и помещение для Патриархии в Новодевичьем монастыре. Оказалось, что Сталин знает о помещениях в Новодевичьем, но считает, что они нуждаются в ремонте и потому не подходят для скорого использования. Он предложил сразу предоставить 3-этажный особняк в Чистом переулке, бывшую резиденцию немецкого посла. Как сказал Сталин: "это здание советское, не немецкое, так что вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы вам предоставляем со всем имуществом, мебелью, которая имеется в этом особняке". Кроме того Сталин сказал митрополитам: "на рынке продукты покупать вам неудобно и дорого, и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало. Поэтому государство может обеспечить продуктами вас по государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2–3 легковые автомашины с горючим".
14) Далее Сталин несколько раз спросил, есть ли у митрополитов еще какие-либо вопросы. "Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переобложение духовенства подоходным налогом". Сталин пообещал разобраться в каждом отдельном случае и исправлять в случае необходимости.
15) Сталин предложил образовать "специальный государственный аппарат, который будет называться Совет по делам Русской православной церкви", который будет осуществлять связь между Правительством и Церковью и решать возникающие вопросы. Председателем Совета Сталин предложил назначить Г.Г. Карпова и спросил мнение митрополитов. Последние "весьма благожелательно" его приняли. "Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: «Подберите себе 2–3 помощников, которые будут членами вашего Совета, образуйте аппарат, но только помните: во-первых, что вы не обер-прокурор; во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность церкви".
16) После этого т. Сталин, обращаясь к т. Молотову, сказал: "Надо довести об этом до сведения населения, так же как потом надо будет сообщить населению и об избрании патриарха".
Молотов тут же стал составлять проект коммюнике для радио и газет, при составлении которого вносились соответствующие замечания, поправки и дополнения как со стороны т. Сталина, так и отдельные со стороны митрополитов Сергия и Алексия.
17) "После этого т. Молотов обратился к Сергию с вопросом: когда лучше принять делегацию Англиканской церкви, желающую приехать в Москву, во главе с архиепископом Йоркским? Сергий ответил, что поскольку Собор епископов будет собран через 4 дня, значит, и будут проведены выборы патриарха, англиканская делегация может быть принята в любое время. Тов. Молотов сказал, что, по его мнению, лучше будет принять эту делегацию месяцем позднее".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
То есть, как видите - реальные прагматические действия Сталина и его публичные выступления и работы более ранних лет не всегда коррелируются. Его взгляды не были застывшими на протяжении всей его государственной и партийной карьеры. Так же, как и у Горбачёва, кстати. Поэтому, изучать и оценивать деятельность исторических фигур надо не только по речам и выступлениям, но и по реальным действиям и их последствиям.
Источник.
Речь идёт о встрече Председателя ГКО И.В. Сталина с тремя митрополитами Русской православной церкви, в ходе которой были заложены принципы восстановления организации Церкви в том виде, в котором мы её знаем сейчас, после периода преследований и гонений 1920-х-1930-х. И даже нынешний титул Патриарха - всея Руси (а не России, как у Тихона) был согласован и одобрен именно той ночью.
Встреча состоялась ровно 70 лет назад, в ночь с 3 на 4 сентября 1943 г., и была неожиданной для церковных иерархов. Любопытный факт: из шести её участников пятеро были выпускниками духовных семинарий (Сталин, Карпов, трое митрополитов) и только Вячеслав Михайлович Молотов не имел духовного образования.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Патриарх Алексий I и полковник НКГБ Г.Г. Карпов
Событие это, прямо скажем, весьма неудобное и не вписывающееся в шаблон, причём с разных сторон - как для нынешнего руководства, которое страдает латентным или открытым антисоветизмом, так и для левых товарищей, многие из которых страдают начётничеством. И тем не менее оно было в реальности - именно в том виде, в котором состоялось.
Если говорить о левом движении, то сейчас развернулась борьба за "правильного Сталина". Кто он был - марксист, революционер до мозга костей или империалист - восстановитель великой Империи? За это сейчас у них идут споры - чей же он, Сталин. Споры до посинения и обид, в стиле "а ты кто такой?" и до взаимных оскорблений.
Есть распространённая левая точка зрения, где факт восстановления Церкви принижается и указывается на то, что товарищ Сталин в своих речах, статьях, книгах всегда обличал религиозный дурман и осуждал "опиум для народа", как тру-максист. Конечно, можно привести и цитаты на этот счёт. Сейчас это несложно сделать. Только вот незадача - все они заканчиваются 1939 годом. Поэтому слово "всегда" тут уже не очень уместно. Что было дальше, какие тенденции и какая именно эволюция - об этом у них тактично умалчивается. Понятно, почему - чтобы не травмировать ранимую психику своих обидчивых соратников и не вносить смятение в ряды.
Однако, при анализе действий любого государственного деятеля нужно чётко иметь в виду, что его карьера не исчерпывается публичными речами или работами. Не меньшее значение имеют его решения, действия в конкретной обстановке и результаты, вытекающие из этих действий. Это легко проверить, скажем, по деятельности Горбачёва М.С. Попробуйте почитать его работы и речи из семитомника, изданного в 1980-е. Там много красивого и правильного. Так вот, риторический вопрос - можно ли делать выводы о Горбачёве, исходя из официального сборника его речей и выступлений? Именно того периода, когда он был у руля власти? Совпадают ли его речи с его действиями и результатами, которые случились в итоге оных?
Нет, ни в коем случае. Речи-заявления и реальные действия Горбачёва не совпадают, а иногда и прямо противоречат друг другу. То же самое и со Сталиным: нужно смотреть не только на его выступления и работы, но и на реальные действия в конкретной обстановке. А также анализировать их подачу на население СССР - в церковном вопросе она стала после 1940 г. очень осторожной. То есть, со стороны тех левых, которые ссылаются на ранние сталинские работы, и игнорируют всё последующее, такой образец полемики является самым обыкновенным начётничеством. Ну или сладким самообманом, кому как больше нравится.
* * *
Впрочем, ладно.
Теперь о самом событии и его сути.
5 сентября 1943 г. в подвальной части первой полосы "Известий" было опубликовано малозаметное, сухое, очень осторожное извещение о встрече:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Текст же самого сообщения был ещё более осторожным и обтекаемым:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Смотрите, как аккуратно подано на население.
Предельно аккуратно.
Не встреча Сталина с иерархами, а "приём" у Председателя СНК, "во время которого имела место беседа". Несведущий читатель может сделать вывод, что на официальном приёме к Сталину подошли церковники и побеседовали с ним о том о сём. Митрополиты, типа, "довёли до сведения Сталина" своё намерение избрать Патриарха, а он "отнёсся к этим предположениям сочувственно".
Но это совсем не так.
На самом деле иерархов срочно и лично пригласили к Председателю ГКО СССР, чтобы предложить фактическое восстановление структуры Церкви и (неявно, но было понятно, что и это тоже) параллельное свёртывание агрессивной антицерковной пропаганды и организационной системы, которая её обслуживала ("Безбожник"). На Собор епископов 8 сентября иерархов свозили срочно и быстро, задействовав военно-транспортную авиацию ВВС РККА и управление военных сообщений НКПС СССР.
Получился в итоге своего рода советский Конкордат. Все последующие действия государства лежат именно в этом ключе - "Безбожник" тихо и непублично помер, его сменило общество "Знание", в которой пропаганда атеизма стала скромной маленькой секцией и занимала ...дцатое место в списке приоритетов и т.п.
Причём затем в Политбюро всё-таки не было единства по церковному вопросу - группировка Жданова-Кузнецова предлагала её прижимать и снова преследовать, группа Маленкова - Берии занимала нейтральную позицию, однако до смерти Сталина никакой реальный зажим Церкви не состоялся. Вторая волна гонений началась только при Хрущёве, после запуска первого спутника в 1957 г. и достигла пика к XXII съезду КПСС в 1961 г. Это, кстати, был пик не только гонений на РПЦ, но и Первой десталинизации, самой яростной из всех.
Конечно, мотивы Сталина в церковном вопросе были сугубо прагматические, на этот счёт не стоит заблуждаться. Во-первых - вопросы внешнеполитических контактов, во-вторых - каноническое отлучение от церкви и преследование тех иерархов, которые сотрудничали с гитлеровцами на оккупированных территория. В-третьих - влияние через Церковь на население освобождаемых территорий и стран Восточной Европы, в-четвёртых - использование деятелей Церкви в советских внешнеполитических комбинациях и инициативах. В пятых, были даже проекты созыва в СССР Вселенского собора семи канонических церквей, чтобы перенести Вселенскую Патриархию из Константинополя и сделать её подкконтрольной Союзу. Впрочем, проектам "советского Ватикана" не дали хода, а после отпадения Югославии от социалистического блока они заглохли совсем
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Что же до сути той легендарной ночной встречи, то на этот счёт остался интереснейший документ, составленный её участником - Г.Г. Карповым. Он называется "Записка полковника госбезопасности Г.Г. Карпова о приеме И.В. Сталиным иерархов Русской православной церкви".
(о личности Г.Г. Карпова можно почитать тут)
Вы этот документ можете прочесть полностью, см. ссылка выше, а я тут приведу лишь краткую выжимку течения той ночной встречи (позаимствовано из поста ув. gm_dar):
1) Сталин поблагодарил иерархов за патриотическую и государственную позицию Церкви, занятую в годы войны.
2) Митрополит Сергий попросил разрешение собрать Архиерейский собор, который изберет Патриарха и Синод. Сталин просьбу одобрил. [Явно все уже было оговорено заранее]
3) Митрополит Сергий попросил разрешение Правительства принять для Патриарха титул "Патриарха Московского и всея Руси" (вместо России, как было при патриархе Тихоне). Сталин одобрил.
4) Митрополит Сергий сообщил, что архиерейский Собор может быть собран через месяц, но Сталин попросил митрополитов "проявить большевистские темпы", пообещал помочь "соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву, чтобы собрать Собор через 3–4 дня.
Предложение было принято и в положенное время исполнено. 8 сентября собор был открыт. 19 архиереев единогласно избрали митрополита Московского и Коломенского Сергия патриархом Московским и всея Руси, образовали Священный Синод РПЦ и приняли постановление об отлучении от Церкви и лишении сана всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов.
5) Митрополиты Сергий и Алексий попросили разрешения организовать богословские курсы при некоторых епархиях.
Сталин удовлетворил просьбу, но настойчиво посоветовал не останавливаться на курсах, а открывать духовные академии и семинарии "во всех епархиях, где это нужно". Митрополиты от предложения Сталина отказались, сославшись на слабость своих сил и возможностей.
6) Митрополит Сергий предложил создать ежемесечный журнал Московской Патриархии, в котором "освещались бы как хроника церкви, так и статьи и речи богословского и патриотического характера". Сталин ответил: «Журнал можно и следует выпускать».
7) Митрополит Сергий поднял вопрос об открытии церквей в ряде епархий и праве архиереям входить в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей. Сталин ответил, "что по этому вопросу никаких препятствий со стороны Правительства не будет".
8) Митрополит Алексий поднял вопрос перед об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т.д. Сталин предложил подать список для рассмотрения.
9) Митрополит Сергий попросил разрешения предоставить право свободного проживания и передвижения внутри Союза и право исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения. Сталин пообещал изучить вопрос.
10) Митрополит Алексий поднял вопрос о церковной кассе: предоставить епархиям право отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания Патриархии и Синода. Изменить Положение о церковном управлении, чтобы священнослужителям было дано право быть членами исполнительного органа церкви. Сталин одобрил.
11) Митрополит Николай попросил разрешение создавать свечные заводы при епархиях. На это Сталин сказал, что "церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР". Свечные заводы разрешили.
12) Сталин предложил выделять государственные деньги на содержание управления Патриархии: "сейчас или если нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру".
13) Сталин от имени Правительства предложил участникам встречи решить бытовые вопросы: от предоставления квартир до обеспечения продуктами питания и личным транспортом. Митрополит Сергий от снабжения продуктами отказался, но попросил выделить машины и помещение для Патриархии в Новодевичьем монастыре. Оказалось, что Сталин знает о помещениях в Новодевичьем, но считает, что они нуждаются в ремонте и потому не подходят для скорого использования. Он предложил сразу предоставить 3-этажный особняк в Чистом переулке, бывшую резиденцию немецкого посла. Как сказал Сталин: "это здание советское, не немецкое, так что вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы вам предоставляем со всем имуществом, мебелью, которая имеется в этом особняке". Кроме того Сталин сказал митрополитам: "на рынке продукты покупать вам неудобно и дорого, и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало. Поэтому государство может обеспечить продуктами вас по государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2–3 легковые автомашины с горючим".
14) Далее Сталин несколько раз спросил, есть ли у митрополитов еще какие-либо вопросы. "Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переобложение духовенства подоходным налогом". Сталин пообещал разобраться в каждом отдельном случае и исправлять в случае необходимости.
15) Сталин предложил образовать "специальный государственный аппарат, который будет называться Совет по делам Русской православной церкви", который будет осуществлять связь между Правительством и Церковью и решать возникающие вопросы. Председателем Совета Сталин предложил назначить Г.Г. Карпова и спросил мнение митрополитов. Последние "весьма благожелательно" его приняли. "Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: «Подберите себе 2–3 помощников, которые будут членами вашего Совета, образуйте аппарат, но только помните: во-первых, что вы не обер-прокурор; во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность церкви".
16) После этого т. Сталин, обращаясь к т. Молотову, сказал: "Надо довести об этом до сведения населения, так же как потом надо будет сообщить населению и об избрании патриарха".
Молотов тут же стал составлять проект коммюнике для радио и газет, при составлении которого вносились соответствующие замечания, поправки и дополнения как со стороны т. Сталина, так и отдельные со стороны митрополитов Сергия и Алексия.
17) "После этого т. Молотов обратился к Сергию с вопросом: когда лучше принять делегацию Англиканской церкви, желающую приехать в Москву, во главе с архиепископом Йоркским? Сергий ответил, что поскольку Собор епископов будет собран через 4 дня, значит, и будут проведены выборы патриарха, англиканская делегация может быть принята в любое время. Тов. Молотов сказал, что, по его мнению, лучше будет принять эту делегацию месяцем позднее".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
То есть, как видите - реальные прагматические действия Сталина и его публичные выступления и работы более ранних лет не всегда коррелируются. Его взгляды не были застывшими на протяжении всей его государственной и партийной карьеры. Так же, как и у Горбачёва, кстати. Поэтому, изучать и оценивать деятельность исторических фигур надо не только по речам и выступлениям, но и по реальным действиям и их последствиям.
Источник.
Последний раз редактировалось: Руслан Остров (Ср Сен 04, 2013 8:51 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Альтернатива Патриарху Сергию обновлец Введенский
"""Святейший и Блаженнейший Первоиерарх """Московский и всех Православных Церквей в СССР митрополит Александр Введенский с женой.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тут Его """Святейшество и Его Блаженнейшество""" с семьей (жена, сын и сын от первого брака).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"В шестидесятых годах мне довелось познакомиться с дочерью Введенского и ее мужем. Этот человек рассказывал мне, что когда они поженились, "первоиерарха" уже не было в живых, а жили они в небольшой отдельной комнатке добротного каменного дома в Сокольниках, который принадлежал покойному тестю. Тут же жила и последняя жена Введенского с двумя маленькими детьми. Поскольку дама она была вовсе не старая и весьма состоятельная, то у нее уже был некий "митрополичий" местоблюститель — саксофонист из ресторанного джаза Леня Мунихес. С работы он возвращался под самое утро и спал довольно долго. Пробудившись, он, огромный, жирный, в одних трусах выходил на кухню с саксофоном и тут же извлекал из своего инструмента звуки, напоминающие гомерический хохот. С этого в бывших "митрополичьих покоях" начинался всякий день...
Я, помнится, не удержался и заметил рассказчику: насколько же разумнее иметь неженатый епископат, ибо в доме православного архиерея никакой Леня Мунихес на подобных ролях появиться не может..."
(Прот. Михаил Ардов. "Мелочи архи..., прото..., и просто иерейской жизни")
Молитвенник
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ценитель живописи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Просто красавец.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"В 1944 году почти все обновленцы во главе с "митрополитом" Виталием принесли покаяние и воссоединилсь с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна "твердыня" обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А.И.Введенский, изображая из себя "митрополита" и "первоиерарха" "православных церквей". (Правда, в его ведении оставался еще один приход в Ульяновске, и это — все.) Служили в Пименовском храме "отец" Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского "протодиакон" Александр и "священник" Андрей, а кроме того еще несколько обновленцев, в их числе небезызвестный А.Левитин (Краснов).
В 1946 году на 57-м году жизни умирает от инсульта А.Введенский. Я был на его похоронах. Храм был переполнен, но странные это были похороны. Несколько пожилых женщин говорили о Введенском крайне резко:
— Да какой он митрополит? Смори, три жены у гроба — все тут...
Почти никто из присутствующих не осенял себя крестным знамением, люди пришли в основном из любопытства.
И вдруг распорядители попросили народ расступиться, в храме появилась и медленно шла к гробу А.М.Коллонтай. Черное платье, орден Ленина на груди, в руках букет красных и белых роз. Стала она у гроба рядом с женами Введенского.
Возглавил "литургию" и отпевание "митрополит" Филарет, именовавшийся "Крутицким", ему сослужили "епископ" Алексий "Дмитровский", двенадцать обновленческих "священников", четыре "диакона". Любопытно, что во всех ектеньях поминалось имя Патриарха Алексия, а затем "митрополита Крутицкого" Филарета.
(Я тогда же, помнится, рассказал об этом митрополиту Николаю (Ярушевичу). Он очень смеялся и говорил:
—Вот уж я никогда не думал, что есть другой Крутицкий Митрополит...)
Филарет этот был весьма благообразной внешности и на похоронах произнес прочувствованное слово. Он назвал почившего — "наш вождь", а тогда это была очень высокая похвала.
Странные похороны... Кончилось отпевание, гроб обнесли вокруг храма, и из народа прощаться с покойником почти никто не идет. Кто-то из "священников" говорит:
— Подходите, подходите... Прощайтесь с Владыкой...
А подходят из толпы единицы. Утирает глаза Коллонтай, плачет "отец" Никита, почти рыдает Левитин, и — все...
Через несколько дней храм Пимена Великого был передан Православной Церкви".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Тут Его """Святейшество и Его Блаженнейшество""" с семьей (жена, сын и сын от первого брака).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"В шестидесятых годах мне довелось познакомиться с дочерью Введенского и ее мужем. Этот человек рассказывал мне, что когда они поженились, "первоиерарха" уже не было в живых, а жили они в небольшой отдельной комнатке добротного каменного дома в Сокольниках, который принадлежал покойному тестю. Тут же жила и последняя жена Введенского с двумя маленькими детьми. Поскольку дама она была вовсе не старая и весьма состоятельная, то у нее уже был некий "митрополичий" местоблюститель — саксофонист из ресторанного джаза Леня Мунихес. С работы он возвращался под самое утро и спал довольно долго. Пробудившись, он, огромный, жирный, в одних трусах выходил на кухню с саксофоном и тут же извлекал из своего инструмента звуки, напоминающие гомерический хохот. С этого в бывших "митрополичьих покоях" начинался всякий день...
Я, помнится, не удержался и заметил рассказчику: насколько же разумнее иметь неженатый епископат, ибо в доме православного архиерея никакой Леня Мунихес на подобных ролях появиться не может..."
(Прот. Михаил Ардов. "Мелочи архи..., прото..., и просто иерейской жизни")
Молитвенник
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Ценитель живописи.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Просто красавец.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
"В 1944 году почти все обновленцы во главе с "митрополитом" Виталием принесли покаяние и воссоединилсь с Православной Церковью. Осталась в Москве лишь одна "твердыня" обновленчества — Пименовский храм, где продолжал служить А.И.Введенский, изображая из себя "митрополита" и "первоиерарха" "православных церквей". (Правда, в его ведении оставался еще один приход в Ульяновске, и это — все.) Служили в Пименовском храме "отец" Никита (бывший нищий с паперти), сыновья Введенского "протодиакон" Александр и "священник" Андрей, а кроме того еще несколько обновленцев, в их числе небезызвестный А.Левитин (Краснов).
В 1946 году на 57-м году жизни умирает от инсульта А.Введенский. Я был на его похоронах. Храм был переполнен, но странные это были похороны. Несколько пожилых женщин говорили о Введенском крайне резко:
— Да какой он митрополит? Смори, три жены у гроба — все тут...
Почти никто из присутствующих не осенял себя крестным знамением, люди пришли в основном из любопытства.
И вдруг распорядители попросили народ расступиться, в храме появилась и медленно шла к гробу А.М.Коллонтай. Черное платье, орден Ленина на груди, в руках букет красных и белых роз. Стала она у гроба рядом с женами Введенского.
Возглавил "литургию" и отпевание "митрополит" Филарет, именовавшийся "Крутицким", ему сослужили "епископ" Алексий "Дмитровский", двенадцать обновленческих "священников", четыре "диакона". Любопытно, что во всех ектеньях поминалось имя Патриарха Алексия, а затем "митрополита Крутицкого" Филарета.
(Я тогда же, помнится, рассказал об этом митрополиту Николаю (Ярушевичу). Он очень смеялся и говорил:
—Вот уж я никогда не думал, что есть другой Крутицкий Митрополит...)
Филарет этот был весьма благообразной внешности и на похоронах произнес прочувствованное слово. Он назвал почившего — "наш вождь", а тогда это была очень высокая похвала.
Странные похороны... Кончилось отпевание, гроб обнесли вокруг храма, и из народа прощаться с покойником почти никто не идет. Кто-то из "священников" говорит:
— Подходите, подходите... Прощайтесь с Владыкой...
А подходят из толпы единицы. Утирает глаза Коллонтай, плачет "отец" Никита, почти рыдает Левитин, и — все...
Через несколько дней храм Пимена Великого был передан Православной Церкви".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Незаметный юбилей - 70 лет восстановления РПЦ
Митрополит Иларион о патриархе Сергии: патриаршество увенчало жизнь выдающегося иерарха
04.09.13, 19:53
12 сентября исполнится 70 лет интронизации патриарха Сергия. Его личность и отношения с советской властью и сегодня вызывают споры. Одни считают, что его компромиссы спасли Церковь от полного уничтожения. Другие обвиняют его в том, что в сотрудничестве с властями он зашел недопустимо далеко и заложил основы т.н. сергианства. Как вклад патриарха в историю Церкви оценивает митрополит Волоколамский Иларион, 4 сентября представивший на Московской книжной ярмарке свою книгу "Церковь в истории"?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Сергия, 1943 г.
"В предвоенный период у самого митрополита Сергия, по свидетельству очевидцев, были упадочные настроения, -- отмечает в комментарии для "Нескучного сада" владыка Иларион. -- Он не верил, что Церковь в таких условиях может выжить. Тем не менее, все то время, когда он возглавлял Церковь, он прилагал все усилия для того, чтобы у Церкви остались хоть какие-то возможности для легального существования в безбожном, антицерковном и антихристианском государстве".
Эпоху, в которую жил Сергий (Старогородский) автор книги "Церковь в истории" характеризует просто: "Быть или не быть Церкви?"
Главный подвиг жизни патриарха Сергия он видит следующим: "Ему удалось сохранить Церковь до начала Великой Отечественной войны. Во время войны ситуация стала меняться: Церковь вдруг оказалась востребованной и не случайно, что именно в это время жизнь этого выдающегося иерарха увенчалась его избранием на патриарший престол".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В новой книге митрополита Илариона «Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней»" более двух тысяч лет уложились в 360 страниц. Характер изложения обзорный. Таков формат, поэтому важно, и само упоминание или неупоминание тех или иных событий в жизни Церкви и тональность. На презентации сам автор отметил: "Всякий историк, который соприкасается с историческим повествованием или его творит, подходит творчески, пропускает исторические факты через призму своего мировосприятия".
Имя Сергия (Старогородского) встречается на 6 страницах, и это немало. В качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии он появляется в описании религиозно-философских собраний у Мережковского, затем рассказывается о декларации лояльности советской власти 1927 г., местоблюстительстве, обращении к советскому народу в первые дни войны, встрече иерархов со Сталиным и собственно патриаршестве. Написано о нем нейтрально, с определенной симпатией ("Борьба митрополита Сергия за облегчение судьбы арестованных архиереев имела относительный успех").
Книга является частью задуманного митрополитом Волоколамским Иларионом мега-проекта «Православие» (первые два тома вышли в изд. Сретенского монастыря).
По материалам книги создан 10-серийный документальный фильм митрополита Илариона «Церковь в истории» (телеканал «Культура», 2012), в котором автор знакомит зрителей с основными вехами истории Церкви и проводит их по местам главных событий: по Иерусалиму и Афинам, Риму и Константинополю, Владимиру и Киеву, Петербургу и Москве.
Книга митрополита Илариона «Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней» вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви, при участии издательства «Вече».
Арсений ЗАГУЛЯЕВ
[URL="http://www.nsad.ru/articles/mitropolit-ilarion-o-patriarhe-sergii-patriarshestvo-uvenchalo-zhizn-vydayushhegosya-ierarha"][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
04.09.13, 19:53
12 сентября исполнится 70 лет интронизации патриарха Сергия. Его личность и отношения с советской властью и сегодня вызывают споры. Одни считают, что его компромиссы спасли Церковь от полного уничтожения. Другие обвиняют его в том, что в сотрудничестве с властями он зашел недопустимо далеко и заложил основы т.н. сергианства. Как вклад патриарха в историю Церкви оценивает митрополит Волоколамский Иларион, 4 сентября представивший на Московской книжной ярмарке свою книгу "Церковь в истории"?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Сергия, 1943 г.
"В предвоенный период у самого митрополита Сергия, по свидетельству очевидцев, были упадочные настроения, -- отмечает в комментарии для "Нескучного сада" владыка Иларион. -- Он не верил, что Церковь в таких условиях может выжить. Тем не менее, все то время, когда он возглавлял Церковь, он прилагал все усилия для того, чтобы у Церкви остались хоть какие-то возможности для легального существования в безбожном, антицерковном и антихристианском государстве".
Эпоху, в которую жил Сергий (Старогородский) автор книги "Церковь в истории" характеризует просто: "Быть или не быть Церкви?"
Главный подвиг жизни патриарха Сергия он видит следующим: "Ему удалось сохранить Церковь до начала Великой Отечественной войны. Во время войны ситуация стала меняться: Церковь вдруг оказалась востребованной и не случайно, что именно в это время жизнь этого выдающегося иерарха увенчалась его избранием на патриарший престол".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В новой книге митрополита Илариона «Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней»" более двух тысяч лет уложились в 360 страниц. Характер изложения обзорный. Таков формат, поэтому важно, и само упоминание или неупоминание тех или иных событий в жизни Церкви и тональность. На презентации сам автор отметил: "Всякий историк, который соприкасается с историческим повествованием или его творит, подходит творчески, пропускает исторические факты через призму своего мировосприятия".
Имя Сергия (Старогородского) встречается на 6 страницах, и это немало. В качестве ректора Санкт-Петербургской духовной академии он появляется в описании религиозно-философских собраний у Мережковского, затем рассказывается о декларации лояльности советской власти 1927 г., местоблюстительстве, обращении к советскому народу в первые дни войны, встрече иерархов со Сталиным и собственно патриаршестве. Написано о нем нейтрально, с определенной симпатией ("Борьба митрополита Сергия за облегчение судьбы арестованных архиереев имела относительный успех").
Книга является частью задуманного митрополитом Волоколамским Иларионом мега-проекта «Православие» (первые два тома вышли в изд. Сретенского монастыря).
По материалам книги создан 10-серийный документальный фильм митрополита Илариона «Церковь в истории» (телеканал «Культура», 2012), в котором автор знакомит зрителей с основными вехами истории Церкви и проводит их по местам главных событий: по Иерусалиму и Афинам, Риму и Константинополю, Владимиру и Киеву, Петербургу и Москве.
Книга митрополита Илариона «Церковь в истории: Православная Церковь от Иисуса Христа до наших дней» вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии Русской Православной Церкви, при участии издательства «Вече».
Арсений ЗАГУЛЯЕВ
[URL="http://www.nsad.ru/articles/mitropolit-ilarion-o-patriarhe-sergii-patriarshestvo-uvenchalo-zhizn-vydayushhegosya-ierarha"][Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Михаил Одинцов: «Сталин слушал митрополитов и соглашался с ними»
Об исторической встрече Иосифа Сталина и иерархов Русской православной церкви, состоявшейся 4 сентября 1943 года, «Культура» расспросила историка, автора вышедшей в серии ЖЗЛ книги «Патриарх Сергий», профессора Михаила Одинцова.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
06.09.2013
Михаил ТЮРЕНКОВ
Об исторической встрече Иосифа Сталина и иерархов Русской православной церкви, состоявшейся 4 сентября 1943 года, «Культура» расспросила историка, автора вышедшей в серии ЖЗЛ книги «Патриарх Сергий», профессора Михаила Одинцова.
культура: Событие 70‑летней давности историками и публицистами оценивается по-разному. Многие трактуют его так, будто государство, предоставив Церкви определенные преференции, банально хотело заручиться еще большей лояльностью православных общин, что было немаловажно в военные годы. Так ли это?
Одинцов: В отличие от многих исследователей, я придерживаюсь особой точки зрения. Большинство размышляющих над этим вопросом напирают исключительно на внешний, политический фактор: необходимость открытия Второго фронта, взаимодействия с союзниками по Антигитлеровской коалиции, требовавшими свободы совести для советских граждан. Да, это имело место. Но я склоняюсь к тому, что первичными были глубинные изменения, произошедшие к тому времени в головах советских руководителей. И здесь речь идет не только о Сталине, но и о Молотове — «мозге» этой политики. Это же можно сказать и о Берии, несмотря на все антипатии, имеющие место в обществе по отношению к этому человеку.
Два с лишним года войны сделали свое дело: нельзя было не понять, что значительная часть сражающегося с захватчиками советского народа относится к вере как минимум положительно. Ну и, конечно же, нельзя было не видеть того патриотического подъема, который был в те годы в самой православной Церкви. Власти видели искренность православных людей — от митрополита Сергия (Страгородского) в эвакуации в Ульяновске, митрополита Николая (Ярушевича) в Москве и до последнего сельского прихода. И я уверен, что в головах политического руководства появилось осознание вины перед Церковью и церковным народом и желание ее искупить. На волне всеобщего патриотического подъема власть начала задумываться и о том, что же необходимо сделать, чтобы изменить отношения между государством и Церковью в лучшую сторону.
культура: Но все-таки в этом была и политическая прагматика?
Одинцов: Это очевидно. Любая власть не может не быть прагматичной. Другое дело, что стоит за прагматикой? Голый технический сиюминутный интерес или определенная идеология. И если изменения в руководящей верхушке произошли в основном подспудные, сложно найти прямые документы, свидетельствующие о ее покаянном настрое, то на местах были очевидны следующие настроения: нужно срочно менять отношение государства к Церкви как ведущей патриотической силе.
культура: Какие основные задачи смогла решить та историческая встреча?
Одинцов: В первую очередь, нормализации церковно-государственных отношений в их правовой форме. Хотя определенный сдвиг во взаимодействии православной Церкви и советской власти произошел уже буквально в первый день войны. И ослабление драконовских антицерковных законов, принятых в 30‑е годы, произошло тогда же. Люди смогли собираться для открытых богослужений, публично объявлять сбор средств на нужды фронта, более тесно взаимодействовать на уровне приходов и общин (к слову, уже в самом начале войны на нашей внутренней территории, в тылу начали открываться церкви) и так далее.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
культура: А ведь до этой встречи у Московского патриархата даже не было юридического лица, Церковь существовала исключительно на уровне отдельных зарегистрированных приходов.
Одинцов: Да, по состоянию на август 1943 года объединенной централизованной религиозной организации «Русская православная церковь» в СССР не существовало. Хотя, конечно же, она существовала де-факто. Поэтому одной из первых задач этой встречи было юридическое признание государством фактически существующей, но пребывающей в крайне тяжелом положении организации: большинство приходов закрыто, многие храмы буквально стерты с лица земли, немалое число архиереев и простых клириков — либо посажены, либо расстреляны. И, кстати, когда говорят, что в ходе этой встречи Сталин что-то навязал Церкви, по сути «учредив» Московский патриархат, то это не соответствует действительности. Существует записка полковника госбезопасности Карпова, который присутствовал на встрече Сталина с митрополитами и в дальнейшем возглавил Совет по делам Русской православной церкви. В этом документе — он опубликован — подробно описывается, что генсек ничего не навязывал архиереям, но только выслушивал их пожелания и соглашался.
культура: А многие ли архиереи и рядовые священники после этой встречи вышли из тюрем и лагерей?
Одинцов: Как оказалось, освобождать к тому времени было уже практически некого. Митрополит Сергий, вскоре ставший патриархом, подал Карпову записку с ходатайством об освобождении 25 иерархов, но к концу 1943 года из них осталось в живых лишь несколько. Поэтому Церкви, по сути, пришлось заново воссоздавать свой епископат. Я уже несколько десятков лет занимаюсь исследованием этой темы, но так и не могу понять побудительных мотивов советских лидеров, обрекавших всех этих стариков‑архиереев. Но в том, что изменение государственной политики по отношению к Церкви было в определенном смысле покаянием, я практически убежден.
культура: Сложились ли после 4 сентября 1943‑го некие личные отношения Сталина с патриархом Сергием, а в дальнейшем — патриархом Алексием (Симанским)?
Одинцов: Думаю, определенное развитие отношений главы государства с предстоятелем Русской церкви подразумевалось. Правда, с патриархом Сергием этого не произошло — он скончался спустя восемь месяцев после встречи. С его преемником патриархом Алексием была встреча в апреле 1945‑го, однако в дальнейшем общение было дистанционным. Все-таки нельзя сказать, что Сталину были очень интересны церковные вопросы. Он относился к ним сугубо прагматично, хотя воинствующим атеистом тоже не был. Но, конечно, все, что делалось по отношению к Церкви со стороны государства, проходило через руки Сталина, он контролировал общую линию, а ее практическим осуществлением занимались те же Молотов, Берия и руководители иных госструктур. При этом все записки Карпова, направленные Сталину о состоянии дел в Русской православной церкви, он внимательно изучал и делал на них пометки своими любимыми разноцветными карандашами.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
культура: В некоторой части церковных и околоцерковных кругов принято критиковать патриарха Сергия за «соглашательство» с советской властью. Существует даже термин «сергианство». Как Вы к нему относитесь?
Одинцов: В своих трудах я его никогда не использую и вообще считаю не имеющим никакого отношения к реальной истории. Это из сферы идеологии, пропагандистской игры, связанной с попыткой перенести религиозные вопросы в сферу политической борьбы. Если понимать под «сергианством» взаимоотношения Церкви с государством, то о них Христианская церковь рассуждает с момента своего признания государством. Конечно, и в 20–40‑е годы в лице митрополита Сергия (Страгородского) Церковь искала возможную форму взаимопонимания и взаимодействия со светским и порой антицерковно настроенным государством. В том, что этот процесс был длительным и трудным, вины Церкви нет. Вина же государства — налицо.
культура: Как по-Вашему, может ли православный человек быть советским патриотом?
Одинцов: Не «может», а таковыми и были православные люди, жившие в СССР. Хотя, конечно, мы помним и тех, кто, заявляя о своем православии, оказался на стороне захватчиков и призывал паству «делом и словом» служить «новому порядку» нацистских захватчиков. И не важно, какими антикоммунистическими целями, взглядами и лозунгами они это оправдывали, для абсолютного большинства советских людей, в том числе и верующих, главным было — спасение Отечества.
культура: Можете ли Вы некоей емкой фразой определить историческую роль патриарха Сергия?
Одинцов: Это человек, спасший Русскую православную церковь в самый тяжелый период ее истории. Человек, не давший прерваться исторической нити русского православия на территории России.
ГАЗЕТА КУЛЬТУРА
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
06.09.2013
Михаил ТЮРЕНКОВ
Об исторической встрече Иосифа Сталина и иерархов Русской православной церкви, состоявшейся 4 сентября 1943 года, «Культура» расспросила историка, автора вышедшей в серии ЖЗЛ книги «Патриарх Сергий», профессора Михаила Одинцова.
культура: Событие 70‑летней давности историками и публицистами оценивается по-разному. Многие трактуют его так, будто государство, предоставив Церкви определенные преференции, банально хотело заручиться еще большей лояльностью православных общин, что было немаловажно в военные годы. Так ли это?
Одинцов: В отличие от многих исследователей, я придерживаюсь особой точки зрения. Большинство размышляющих над этим вопросом напирают исключительно на внешний, политический фактор: необходимость открытия Второго фронта, взаимодействия с союзниками по Антигитлеровской коалиции, требовавшими свободы совести для советских граждан. Да, это имело место. Но я склоняюсь к тому, что первичными были глубинные изменения, произошедшие к тому времени в головах советских руководителей. И здесь речь идет не только о Сталине, но и о Молотове — «мозге» этой политики. Это же можно сказать и о Берии, несмотря на все антипатии, имеющие место в обществе по отношению к этому человеку.
Два с лишним года войны сделали свое дело: нельзя было не понять, что значительная часть сражающегося с захватчиками советского народа относится к вере как минимум положительно. Ну и, конечно же, нельзя было не видеть того патриотического подъема, который был в те годы в самой православной Церкви. Власти видели искренность православных людей — от митрополита Сергия (Страгородского) в эвакуации в Ульяновске, митрополита Николая (Ярушевича) в Москве и до последнего сельского прихода. И я уверен, что в головах политического руководства появилось осознание вины перед Церковью и церковным народом и желание ее искупить. На волне всеобщего патриотического подъема власть начала задумываться и о том, что же необходимо сделать, чтобы изменить отношения между государством и Церковью в лучшую сторону.
культура: Но все-таки в этом была и политическая прагматика?
Одинцов: Это очевидно. Любая власть не может не быть прагматичной. Другое дело, что стоит за прагматикой? Голый технический сиюминутный интерес или определенная идеология. И если изменения в руководящей верхушке произошли в основном подспудные, сложно найти прямые документы, свидетельствующие о ее покаянном настрое, то на местах были очевидны следующие настроения: нужно срочно менять отношение государства к Церкви как ведущей патриотической силе.
культура: Какие основные задачи смогла решить та историческая встреча?
Одинцов: В первую очередь, нормализации церковно-государственных отношений в их правовой форме. Хотя определенный сдвиг во взаимодействии православной Церкви и советской власти произошел уже буквально в первый день войны. И ослабление драконовских антицерковных законов, принятых в 30‑е годы, произошло тогда же. Люди смогли собираться для открытых богослужений, публично объявлять сбор средств на нужды фронта, более тесно взаимодействовать на уровне приходов и общин (к слову, уже в самом начале войны на нашей внутренней территории, в тылу начали открываться церкви) и так далее.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
культура: А ведь до этой встречи у Московского патриархата даже не было юридического лица, Церковь существовала исключительно на уровне отдельных зарегистрированных приходов.
Одинцов: Да, по состоянию на август 1943 года объединенной централизованной религиозной организации «Русская православная церковь» в СССР не существовало. Хотя, конечно же, она существовала де-факто. Поэтому одной из первых задач этой встречи было юридическое признание государством фактически существующей, но пребывающей в крайне тяжелом положении организации: большинство приходов закрыто, многие храмы буквально стерты с лица земли, немалое число архиереев и простых клириков — либо посажены, либо расстреляны. И, кстати, когда говорят, что в ходе этой встречи Сталин что-то навязал Церкви, по сути «учредив» Московский патриархат, то это не соответствует действительности. Существует записка полковника госбезопасности Карпова, который присутствовал на встрече Сталина с митрополитами и в дальнейшем возглавил Совет по делам Русской православной церкви. В этом документе — он опубликован — подробно описывается, что генсек ничего не навязывал архиереям, но только выслушивал их пожелания и соглашался.
культура: А многие ли архиереи и рядовые священники после этой встречи вышли из тюрем и лагерей?
Одинцов: Как оказалось, освобождать к тому времени было уже практически некого. Митрополит Сергий, вскоре ставший патриархом, подал Карпову записку с ходатайством об освобождении 25 иерархов, но к концу 1943 года из них осталось в живых лишь несколько. Поэтому Церкви, по сути, пришлось заново воссоздавать свой епископат. Я уже несколько десятков лет занимаюсь исследованием этой темы, но так и не могу понять побудительных мотивов советских лидеров, обрекавших всех этих стариков‑архиереев. Но в том, что изменение государственной политики по отношению к Церкви было в определенном смысле покаянием, я практически убежден.
культура: Сложились ли после 4 сентября 1943‑го некие личные отношения Сталина с патриархом Сергием, а в дальнейшем — патриархом Алексием (Симанским)?
Одинцов: Думаю, определенное развитие отношений главы государства с предстоятелем Русской церкви подразумевалось. Правда, с патриархом Сергием этого не произошло — он скончался спустя восемь месяцев после встречи. С его преемником патриархом Алексием была встреча в апреле 1945‑го, однако в дальнейшем общение было дистанционным. Все-таки нельзя сказать, что Сталину были очень интересны церковные вопросы. Он относился к ним сугубо прагматично, хотя воинствующим атеистом тоже не был. Но, конечно, все, что делалось по отношению к Церкви со стороны государства, проходило через руки Сталина, он контролировал общую линию, а ее практическим осуществлением занимались те же Молотов, Берия и руководители иных госструктур. При этом все записки Карпова, направленные Сталину о состоянии дел в Русской православной церкви, он внимательно изучал и делал на них пометки своими любимыми разноцветными карандашами.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
культура: В некоторой части церковных и околоцерковных кругов принято критиковать патриарха Сергия за «соглашательство» с советской властью. Существует даже термин «сергианство». Как Вы к нему относитесь?
Одинцов: В своих трудах я его никогда не использую и вообще считаю не имеющим никакого отношения к реальной истории. Это из сферы идеологии, пропагандистской игры, связанной с попыткой перенести религиозные вопросы в сферу политической борьбы. Если понимать под «сергианством» взаимоотношения Церкви с государством, то о них Христианская церковь рассуждает с момента своего признания государством. Конечно, и в 20–40‑е годы в лице митрополита Сергия (Страгородского) Церковь искала возможную форму взаимопонимания и взаимодействия со светским и порой антицерковно настроенным государством. В том, что этот процесс был длительным и трудным, вины Церкви нет. Вина же государства — налицо.
культура: Как по-Вашему, может ли православный человек быть советским патриотом?
Одинцов: Не «может», а таковыми и были православные люди, жившие в СССР. Хотя, конечно, мы помним и тех, кто, заявляя о своем православии, оказался на стороне захватчиков и призывал паству «делом и словом» служить «новому порядку» нацистских захватчиков. И не важно, какими антикоммунистическими целями, взглядами и лозунгами они это оправдывали, для абсолютного большинства советских людей, в том числе и верующих, главным было — спасение Отечества.
культура: Можете ли Вы некоей емкой фразой определить историческую роль патриарха Сергия?
Одинцов: Это человек, спасший Русскую православную церковь в самый тяжелый период ее истории. Человек, не давший прерваться исторической нити русского православия на территории России.
ГАЗЕТА КУЛЬТУРА
Похожие темы
» 1613-2013 Романовский юбилей. Уличная выставка
» Русская Православная Церковь готова сделать все от нее зависящее для восстановления братских отношений между Россией и Украиной
» Русская Православная Церковь готова сделать все от нее зависящее для восстановления братских отношений между Россией и Украиной
ФОРУМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕМЕСЛЕННИКОВ :: Ваша первая категория :: ПОСТ, ДУХОВНАЯ БРАНЬ, ПОЛЕМИКА. :: Новости Руссской Православной Церкви :: История Русской Православной Церкви
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения